Эссе педагога-психолога к конкурсу Воспитатель года — 2014
Эссе педагога-психолога
«Занятия в сенсорной комнате»
Горжусь профессией своей
За то, что душу человека согреваю,
За то, что я могу понять детей.
И детство вместе с ними проживаю.
Пусть отступают все сомненья прочь,
Уходят пусть тревога и забота.
Кусочек сердца людям отдавать,
Такая у психолога работа!
После окончании школы я поступила в Борисоглебский государственный педагогический институт на факультет «педагогики и психологии». Из множества профессий я выбрала профессию - педагог-психолог.
Главное, что дало мне обучение в институте – это психологическое мировоззрение, принципы. В работе я руководствуюсь принципом «не навреди!», потому что мне доверены детские души, у ребёнка ещё всё только начинается.
Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 20 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе. Проблемы бывают не только у взрослых и это надо понимать.
Свою педагогическую деятельность я начала в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних педагогом-психологом.
Всегда рядом дети: со своими удачами и проблемами, открытиями и нерешёнными вопросами. И так хочется всем помочь. Жить в мире, среди людей, на первый взгляд, самое простое и самое естественное предназначение человека, но с другой стороны, это и есть самая трудная миссия. Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований. Мое предназначение, как педагога-психолога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими, основанному, в первую очередь, на внутренней гармонии. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.
Около 2 лет я работаю педагогом-психологом в детском саду. Свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой, с улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией.
Ребёнок и взрослый - это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а Взрослый для ребёнка – опора и вершина. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса.
В настоящее время постоянно ведётся дискуссия о том, каким должен быть современный детский сад. Споров и мнений много, бесспорно одно, детям в современном детском саду должно быть хорошо, интересно, чтобы утром они с удовольствием шли в детсад, а вечером с восторгом рассказывали родителям о своих успехах, о том, что узнали, чему научились. Наш коллектив уже сейчас стремится свой детский сад превратить в современный детский сад и нам многое удаётся.
На сегодняшний день все большее распространение в жизни дошкольных учреждений получают сенсорные комнаты.
В декабре 2013 года в нашем саду появилась сенсорная комната. Слово сенсорный происходит от латинского «SENSTUS» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Сенсорная комната – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Маленькие дети любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. А экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир позволяет, конечно, сенсорная комната.
Это удивительное место, где можно всё потрогать, покрутить, зашнуровать, включить – выключить, отомкнуть – замкнуть. Ведь ни для кого не секрет, что маленьких детей всегда привлекают замочки, крышки, пробочки, шнурочки, включатели, а также все яркие и красочные предметы. И особенно здорово, если детям позволяют заниматься разными интересными делами.
Я постаралась наполнить сенсорную комнату различного рода предметами, которые способствуют развитию психических процессов (развитию памяти, внимания, мышления, восприятия), воздействуют на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей малышей.
Образовательно-воспитательный процесс в сенсорной комнате я осуществляю с воспитанниками нашего детского и семейного сада. Дети до 3 лет занимаются в сенсорной комнате 15-20 минут. Дети от 3 до 7 лет проводят здесь 25-30 минут. Занятия в сенсорной комнате проходят в игровой форме под тихие звуки успокаивающей музыки.
Здесь можно погулять под «сухим дождём» и не простудиться. Разноцветным атласным дождём струятся, шелковые ленты с потолка спускаются вниз, словно струи воды, приятно касаются ребёнка, стимулируя тактильные ощущения. Можно прогуляться по тактильной дорожке, которая развивает у детей координацию движений и помогает профилактике плоскостопия. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Сухой бассейн, кресла-груши, пузырьковые колонны, мягкие пуфики в виде ромашек, подушки с гранулами, релаксационный уголок - чего только нет в сенсорной комнате, которая появилась в детском саду «Солнышко».
Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т.к. зрительно-моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Для развития мелкой моторики кисти рук в нашем саду есть развивающие игры, где дети учатся пользоваться шнурками, например: зашнуровывать домик, медвежонка, цыпленка, солнышко.
Упражнение для пальцев способствует развитию коры головного мозга, особенно речевых её зон. Яркие стимулы привлекают внимание малышей.
Очень любят дети волшебную нить, из неё можно сложить «Аленький цветок», рыбу, круг, а можно положить на плечи и светиться как ёлка, звездное небо - помогает сосредоточиться и сконцентрироваться. Все предметы, которые наполняют нашу сенсорную комнату, используются для зрительной и слуховой стимуляции, повышения двигательной активности и исследовательского интереса.
Сенсорная комната помогает снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение, она создает ощущение надёжности и покоя, дети становятся спокойными, исчезает агрессивность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей, успокаивающая, ещё очень слабую нервную систему ребёнка.
Сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам, это волшебное место, где можно войти в сказочный мир, в котором можно услышать сказку или рассказать её самому.
Сенсорная комната – это один из шагов на пути к детскому саду будущего.
Я люблю детей, люблю свою профессию, без этого моя жизнь не имела бы смысла. Каждый человек как личность реализуется в своей профессии. Очень важно выбрать правильный путь в жизни, и я это сделала правильно. Именно любимое дело, профессия психолога, помогает мне обрести счастье в жизни. Мне нравится думать о воспитанниках, сопереживать и радоваться, нести за них ответственность, находить выход из создавшегося положения. Жить в вечном поиске – вот оно счастье!
Мое призвание – это понимать и чувствовать каждого ребенка. Уверена, что я помогаю многим детям стать счастливыми. Убеждена, что психология – это не только профессия – это образ и смысл моей жизни. Профессия психолога - это профессия будущего!
Психолог – это призвание,
Психолог – это судьба:
Сочувствие и сострадание,
Забота и доброта.
15