метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников
Елена Владимировна Петренко
КГУ «Кокпектинская средняя школа»
Казахстан, Кокпекты
elena.petrenko.64@mail.ru
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Главная идея компетентностного подхода заключена в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определёнными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации. И именно проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме,
•формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся
•через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской деятельности
•создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
Таким образом, проектная деятельность формирует:
1. социальный опыт учащихся в труде и общении;
2. способствует интеллектуальному росту школьников;
3. расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности.
Учитель должен понимать, что:
•Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и опыта невозможно.
•Главная задача – обеспечить максимум успеха для своих учеников.
•Учитель не единственный и главный источник знаний.
•Главным является не предмет, которому он учит, а личность, которую он формирует.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопросы:
- как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимыми ученику в жизни;
- как сделать обучение интересным;
-как активизировать познавательную деятельность моих учеников;
- как включить в процесс обучения всех учащихся.
Ведь как сказал В.А.Сухомлинский: «Самая страшная опасность – безделье за партой. Это развращает человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником - в сфере мысли»
Всё это потребовало создания в моей работе определённых условий для включения младших школьников в познавательную деятельность, приносящую ребёнку радость открытия, преодоления.
Такие условия позволяет создать проектная деятельность. Ей я отвожу важную роль в своей работе. Проектная деятельность создаёт на уроке стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой мы с учениками выступаем в роли партнёров, единомышленников, соавторов, потому что моя главная задача организовать совместную работу, совместный поиск.
Учебно – проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию. Проект в начальной школе может охватывать область одного предмета, а может быть межпредметным. Все учебные предметы в начальных классах обладают широкими возможностями для организации проектной деятельности.
В работе по методу проектов учитываю, прежде всего, психолого – педагогические особенности младших школьников:
•темы проектов должны быть тесно связаны с предметным содержанием.
•проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и лежать в зоне его ближайшего развития.
В своей работе я использую различные типы проектов:
•Исследовательско – творческие, где результат оформляется в виде газет, листовок, инсценировок. Такие проекты позволяет ученикам проявлять и развивать свои творческие способности.
•Информационные, предполагают аналитическую работу с информацией
•Практико – ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребёнку почувствовать свою значимость.
•Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков исследовательского мышления.
С чего же начинается проект? Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком.
Для мотивации я стараюсь поставить проблему. В этом хорошо помогают сказки, притчи, видеосюжеты.
На втором этапе – обсуждение вопросов, которые можно задавать, определение границ наблюдения, третий этап – подготовка выступлений и четвёртый этап – презентация проекта.
Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Почему желтеют листья?», «Куда улетают птицы?», «Для чего школьнику режим?».
Далее провожу уроки – тренинги, на которых мы учимся, как надо собирать всю доступную информацию и обрабатывать её, как делают настоящие учёные. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем интереснее пойдёт работа.
Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но все сведения нам тяжело удержать в голове, записать некоторый раз трудно, приходим к выводу, что можно сделать рисунок, схему или условный знак.
Мини исследовательские работы ребята проводят с начала года, я ищу первых исследователей, а дети получают опыт публичного выступления.
Предлагаю задания и упражнения для умения видеть проблему, смотреть на объект исследования с разных сторон:
•продолжи неоконченный рассказ;
•расскажи от имени другого персонажа;
•опиши один день твоей воображаемой жизни, используя концовку: «нам так и не удалось выехать на природу», «а рыбы-то мы так и не наловили» и т.п.;
•придумай нетрадиционное использование обычных вещей.
Вслед за выявление проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, строить предположения.
Затем важно научить ребят:
•задавать вопросы;
•давать определения понятиям;
•обобщать;
•классифицировать;
•наблюдать;
•анализировать.
Выполняя исследования в группах, все дети имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешно учиться.
Далее важно привлечь в союзники родителей. Поэтому провожу родительское собрание «Почему детям полезно быть исследователями». С помощью презентации знакомлю родителей с проектно – исследовательской деятельностью. Её целями и задачами.
У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдётся немало примеров применения метода проектов в обучении.
Для того, чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.
Памятка для учителя.
1.Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
2.Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3.Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
4.Создать психологический комфорт:
а) дети не должны бояться совершить ошибку;
б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
5. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать своё стремление ко всему новому, желание познавать мир.
6. Необходим учёт возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
7. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, где ребёнок преодолевает все ступени сам.
Памятка для родителей.
1.Покажите детям пример в своём стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи, с удовольствием, радостью.
2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
4.Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь всё сделать за них.
5.Меньше наставлений, прямых инструкций.
6.Не сдерживайте инициативу.
7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребёнком в библиотеке, дома с книгой.
8.Не раздражайтесь.
9.Никаких отрицательных суждений, если что – то не получается.
10.Учите доводить дело до конца.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Правила презентации для ученика:
1.Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
2.Найди удобное положение тела и место для рук.
3.Спокойно посмотри на слушателей.
4.Назови тему.
5.Заинтересуй слушателей выступлением.
6.Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
7.Подчёркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
8.Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
9.Логично закончи своё выступление.
Памятка для учителя по подготовке к презентации.
1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
2.Почему начали работу над проектом?
3.Решили ли вы проблему?
4.Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с ней?
5.Что не доделано, а что можно было изменить?
6.Помогите оценить процесс проектирования.
7.Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
8.Не следует делать из презентации спектакль, это отвлекает от сути.
9.Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
10. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.
В этом году мой класс выступал на научно – практической конференции в школе с исследовательским проектом «Моё имя», за подготовку проекта дети были награждены ценными призами.
Таким образом, проектно – исследовательская деятельность, одна из конкретных возможностей использовать жизнь для решения образовательных и воспитательных целей. Вот почему можно сказать, что она расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Показывает, как перейти от словесного обучения к обучению самой жизнью, что необходимо для развития ключевых компетенций учащихся.
Именно поэтому я использую в обучении проектно – исследовательскую деятельность. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а удачно дополняет её, позволяя мне помочь каждому ученику пережить ситуацию успеха, раскрыть разные стороны его личности.
Литература
1.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа -2006 №1
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С.Полат – М.,2000
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ,2008
4.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
5.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
6.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
7.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
8.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
9.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
КГУ «Кокпектинская средняя школа»
Доклад
«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.»
Подготовила
Учитель начальных классов
Петренко Елена Владимировна
Кокпекты 2013