Презентация на тему Конструирование — как средство развития речи в детском саду


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениед/с №2 пос. Дубровка, Дубровского района Брянской области. «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли»исследователь детской речи К. И. Чуковский Конструирование как средство развития речи. Основы подготовкик занятию Строительный материал пред-ставляет собой набор разно-образных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий(настольный) и крупный. Во время занятий всего мате-риала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по коли-честву),чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали соответствующие их замыслу. Межпредметные связи в конструктивной деятельности Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, мы используем и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, живот-ных, растения, транспорт, картинки, схемы построек и многое другое что могло бы помочь детям в выборе образца для собственного творчества. Занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, так как они способствуютразвитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Только межпредметными связями может быть обес-печена комплексная реа-лизация коррекционных и общеобразовательных задач в нашем детском саду. Как педагог с многолетним стажем, я разделяю мнение психологов и педагогов, что конструирование яв-ляется одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как в его ходе в значительной степени определяются как познава-тельные и практические действия, так и дидактическое мышление. Характер конструктивной деятельности, ее виды исследованы в трудах А. Р. Лурия, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Подъяковой, В. Ф. Изотовой. Исключительность конструктивной деятельности. особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста;Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей; совершенствовать восприятие пространственных отношений;развивать сенсомоторику, а это и есть предпосылки к формированию правильных речевых навыков уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д., что благотворно для детей с речевыми расстройствами и не только, а и для всех детей занимающихся конструированием. Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательногоинтереса, позволяет Примерные словесные инструкции для выполнения постройки. Чтоб построить стульчик надо два кирпичика и один кубик (как на картинке); Для постройки домика надо взять кирпичик, кубик и призму (представьте себе домик); Чтоб построить качели достаточно кубика, арки и цилиндра(вспомните как вы качались на качелях); Чтоб построить машину достаточно одной пластины, двух цилиндров, один полукуб, два куба, один толстый брусок и один маленький полукуб (посмотрите схему); и т.д. Мотивация ребёнка конструктивной деятельности Выполнение детьми построек по словесному описанию, способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание - поэтапного исполнения постройки  активизирует речь детей. Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: Кукла устала, построй ей стульчик», «Нуф-Нуф и Наф-Наф остались без домика, построй им домик», Африканские звери заболели" - строим самолет и доктора Айболита, "У котенка нет друзей" - ему нужна помощь и мн.др. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ),развивают речевую активность. В старшем возрасте открываются более широкие возможности для конструктивной деятельности. Дети учатся видеть связь между назначением предметов и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной их организацией в пространстве предмета. Дети уже умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции. Для этой работы используют "графические модели". Дошкольники учатся анализировать их,размышлять о важности соблюдения последовательности выполнения работы, о необходимости выбора нужных деталей. У них появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В подготовительной к школе группе занятия носят более сложный характер. В них включаются элементы экспериментирования. Детей ста-вят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения задачи и его исправления, если способ решения не верный. Эти занятия носят познавательный характер. На них идет обсуждение тем, связанных с тематическим еженедельным планированием По изучению словарно-лексических тем «Мебель", «Мой посёлок", «Москва – столица России», «Транспорт», «Дикие, домашние животные, животные жарких стран» и тд. Проявление речевой активности как следствие конструктивной деятельности Можно много говорить об активизации речи при изготовлении коллективных работ, отмечу только некоторые важные аспекты:Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. На подобных занятиях дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих, в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь. Таким образом к середине учебного года становятся заметны позитивные изменения в планирующей речи детей. В результате целенаправленной системы работы по конструированию  можно улучшить качественныехарактеристики  речевого, психического, интеллектуального  Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствуют расширению пассивного и активного словаря. развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса. . Подготовила презентацию учитель-логопедЛ.Н.Волошина.