Презентация «Нетрадиционные приёмы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников»


«Нетрадиционные приёмы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников» Противоречия: Между желанием детей идти в школу и несформированностью мотивации к продолжительному и усложняющемуся процессу обучения.  Между программными требованиями развивать мыслительные операции и малоэффективными для развития мышления традиционными формами и методами обучения.  Между достаточно хорошим уровнем обученности учащихся и усвоением знаний на репродуктивном уровне. Модель выпускника начальной школы: « интеллект + творческое мышление + нравственные качества = готовность к самореализации личности в средней школе». Умения, направленные на достижение определенных образовательных результатов:умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;умение пользоваться различными способами интегрирования информации;умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;умение решать проблемы;умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;способность самостоятельно заниматься своим обучением;способность брать на себя ответственность;способность участвовать в совместном принятии решения;способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;умение сотрудничать и работать в группе и др. Стадии урока:ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕРАЗМЫШЛЕНИЕ Приёмы активного чтения:Приём «Чтение с пометами»   "V" – это я знаю "+" – это новое для меня"-" – я думаю иначе"?" – необходимо разъяснение"!!" – это меня очень заинтересовало Приём «Толстые и тонкие вопросы» ? ? кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чём разница... предположите, что будет, если...   Приём "Чтение с остановками" Приём «Вопрос к тексту»Приём «Лови ошибку» Луг Идёшь по лугу, кругом трава. Вот мятлик луговой, а здесь тимофеевка. Среди зелени пестреют головки цветов: красные, синие, белые. Они всем знакомы. Это клевер белый и красный, ромашка белая, колокольчик, тысячелистник, розовый пион, герань луговая. Какая красота! Стоит прислушаться, и сразу услышишь, как перелетают с цветка на цветок труженицы – пчёлы, шмели, звенят мухи. В воздухе порхают прекрасные бабочки, кружат стрекозы. Если присмотреться, то можно увидеть, как копошатся среди травы муравьи, жуки, кузнечики. Вдруг пробежит юркая ящерица или внезапно взлетит из высокой травы журавль. Приём «Опорный конспект» Приём «Лист решения проблем» ПРОБЛЕМА:ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ:РЕШЕНИЕ: Приёмы активизации ранее полученных знаний: «Ассоциация» «Ключевые слова»  «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.  Приёмы графической организации учебного материала. «Перепутанные логические цепочки»   «Составление кластера» Кластер по теме: «Рельеф Земли», 2 класс. Рельеф Земли Формы рельефа Значение рельефа горы равнины Для природы Для людей Течение рек земледелие Выпас животных расселе-ние Приёмы, требующие творчества учащихся: «Синквейн» Синквейн по произведению В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил» 1-я строка. Кто? Что? - тема Муравей 2-я строка. Какой? – описание темы Любопытный, маленький 3-я строка. Что делает? – описание действия Забрался, улетел, спешил 4-я строка. Что автор думает о теме? - вывод Просил всех ему помочь 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление). Путешественник До изучения темы: После изучения темы: Земля.Большая, круглая.Летает, радует, живёт.Земля наш общий дом.Шар. Земля.Красивая, голубая.Вращается, притягивает, живёт.Земля планета Солнечной системы.Общий дом. Синквейн по курсу «Окружающий мир» (Тема: «Земля, как планета», 2 класс). Синквейн по курсу «Окружающий мир» - изучение ПДД (Тема «Примерный пешеход. Письмо водителю») Приём «Диаманта» строчка 1: тема (существительное)строчка 2: определение (2 прилагательных)строчка 3: действие (3 причастия)строчка 4: ассоциации (4 существительных)строчка 5: действие (3 причастия)строчка 6: определение (2 прилагательных)строчка 7: тема (существительное) ВАНЬКА несчастье грязный, голодный, измученный, загнанный, уставший горе, неудача, нужда, безысходность ожидающий, мечтающий, надеющийся сытый, удовлетворённый счастье Методы и приёмы, используемые при групповой работе:Метод «Шесть шляп критического мышления»Белая шляпа: информацияКрасная шляпа: чувства и интуицияЧёрная шляпа: критикаЖёлтая шляпа: логический позитив Зелёная шляпа: творческаяСиняя шляпа: аналитическая Маркировочные таблицы.Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Первые люди жили стаей, затем общинами.Чтобы добыть себе питание, люди кочевали. Где появились первые люди?Как люди заселили нашу Земля?Почему сейчас люди не кочуют? Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома Приём «Чтение с пометками» V + –– ? я это знал(а) новое для меня думал(а) иначе непонятно, нужно разобраться V + ? Верблюжья колючка, саксаул и молочай - засухоустойчивые растения. Листья верблюжьей колючки мелкие, корни – 15-20 м.; молочай хранит влагу в толстых листьях. Почему верблюд не колется, когда ест верблюжью колючку? Как используется молочко, которое содержится в молочае? Приём «Сводная таблица» Сравнительная таблица при изучении русской народной сказки "Колобок" и авторской сказки Б.Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Сказка «Колобок» Линия сравнения Сказка «Как Муравьишка спешил домой» Русская народная Автор произведения Авторская  Сказка Жанр произведения Сказка Животные разговариваютПовторы Встречал разных зверей Законы сказочного жанра Насекомые разговариваютПовторыВстречал разных насекомых Окружающий мир "Разнообразие животного мира»  Линия сравнения  Млекопи-тающиеся  Насекомые  Земноводные  Пресмыка-ющиеся  Птицы  тело  конечности  передви-жение  питание