Программа социологического исследования «Изучение образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного возраста»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24







Программа социологического исследования
«Изучение образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного возраста».





Выполнила: социальный педагог МАОУ СОШ №24
Петрова Елена Александровна














г. Березники, 2017 год
Методологический раздел
Потребности являются источником мотивации человека к различным формам деятельности. Одна из ведущих потребностей – познавательная – проявляется как потребность в познании окружающего мира. Учебно-познавательная потребность выступает как мотивация человека к добыванию, усвоению и применению новых знаний. Актуальнейшей проблемой нашего времени является необходимость поддержки учебно-познавательной потребности у подростков в связи с резким снижением их интереса к учебной деятельности.
В подростковом возрасте познавательная потребность проявляется через:
- потребность в успехе, проверку своих возможностей;
- потребность в самореализации и развитии собственного "Я".
Так как основной формой деятельности школьников является учеба, то потребности эти должны были бы приводить к появлению учебно-познавательной мотивации. Мотивация учебной деятельности как свойство личности подростков должна проявляться в активном пополнении знаний, овладении интеллектуальными умениями и навыками, чего как раз в реальной жизни и не наблюдается.
Образовательная деятельность в учреждении осуществляется в разновозрастных объединениях детей. Социальный заказ на различные виды дополнительных образовательных услуг формируется с учетом итогов исследования спроса населения. Разработка и внедрение механизма выявления образовательных потребностей детей и подростков позволяет существенным образом изменить спектр образовательных программ, дополнить программы, рассчитанные на репродуктивную деятельность, модулями развивающего и социально-педагогического характера, ввести программы, направленные на удовлетворение актуальных образовательных потребностей населения (программы социально-педагогического характера). Возрос интерес к социально-педагогическому и научно-техническому направлению, т.к. эти направления дают дополнительное образование, приближенное к современным жизненным потребностям.
До сих пор остается проблема: предлагаемые образовательные услуги явно направлены на удовлетворение познавательных потребностей детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов; спектр услуг, рассчитанных на подростков среднего и старшего возраста, хотя и не уменьшился, но еще не полностью соответствует их существующим запросам. В средней школе количество учащихся становится меньше из-за того, что из основной школы дети поступают в другие учебные заведения, а те, кто остались, занимаются на подготовительных курсах для поступления в ВУЗы.
Целью данного исследования является фиксирование динамики образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов
Задачи исследования:
Выявить трудности, возникающие в процессе обучения.
Проведение анкетирования младших школьников по образовательным потребностям и анализ его результатов.
Выявление спектра образовательных услуг, удовлетворяющих образовательные потребности выпускников начальной школы.
Объектом данного исследования являются учащиеся 4 класса МАОУ СОШ № 24 г. Березники.
Предметом исследования является факторы, определяющие образовательные потребности младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что факторами, определяющими образовательные потребности младших школьников являются трудности в процессе обучения, личные пристрастия самих учащихся, осознание важности обучения и семейные ценности по формированию образа жизни.

Информационно – аналитическая справка о результатах социологического исследования «Изучение образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного возраста»

В 2016 году было проведено социологическое исследование с целью зафиксировать динамику образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного возраста на территории г. Березники в МАОУ СОШ № 24.
Объект исследования: учащиеся 4 класса.
Предмет исследования: факторы, определяющие образовательные потребности младших школьников.
Метод выборки: сплошной массив.
Объём выборки: 13 человек.
Метод исследования: анкетирование.
Количество розданных 13 экземпляров, возвращено 13 экземпляров.
В анкетировании приняло участие 5 мальчиков и 8 девочек в возрасте 10-11 лет.
Содержание анкет служит для определения образовательных потребностей младших школьников. Анкета для школьников состоит из 16 вопросов. Вопросы 7-10 касаются отношения к учёбе, «любимым» и «нелюбимым» предметам. Ответы на 12-16 вопросы описывают учебную деятельность, свободное время учащихся, их отношение к занятиям и внешкольной деятельности. Вопрос 11 затрагивает осознание важности образования, требований, предъявляемых детьми школе. Вопросы 4-6 затрагивают знания о своей семье и взаимоотношений в ней. Вопросы 1-3 - это «паспорт» анкеты, который определяет пол, возраст и место проживания респондента.
Вопросы 7 и 8 предлагает детям оценить своё отношение к учёбе. Считают себя прилежными и старательными – 46,1% опрошенных, но только 15,4% учатся на отлично и хорошо. 7,7% отметили, что учатся хорошо, 46,1% - хорошо и удовлетворительно. Мало прилежными в учебе считают себя 23% опрошенных, а ленивыми назвали себя 7,7%. 30,7% согласились с тем, что учатся они неважно.
Вопрос 9 предлагает определить наиболее любимые предметы. Наибольшей любовью пользуется у детей окружающий мир (46,1%). 30,8% опрошенных выделили иностранный язык, 23% - физическую культуру, 15,4% - информатику, математику, русский язык, 7,7% - музыку и технологию.
Вопрос 10 определяет круг дополнительных предметов, которые хотели бы видеть дети в школе. 30,8% хотели бы заниматься рукоделием, 23% - обучаться игре на музыкальных инструментах, 15,7% - дополнительно заниматься информатикой, 7,7% - ритмикой, театральным искусством и изучением китайского языка.
Вопрос 11 затрагивает осознание важности образования, определяет круг требований, предъявляемых детьми школе. 30,8% опрошенных считают, что школа должна давать необходимую подготовку для поступления в институт, 23% - прочные знания и помощь в развитии своих способностей, 15,4% - хорошую профессиональную подготовку и 7,7% - затрудняются ответить на данный вопрос.
Вопрос 12 выявляет причины трудностей, с которыми сталкивались дети в процессе обучения. Дети выделили следующие трудности: у 30,8% опрошенных пропадает желание учиться из-за плохих отметок; 23% опрошенных мешает обстановка во время проведения уроков; 15,4% - ощущали сильную усталость в конце рабочего дня; 7,7% указали на то, что их на уроках было скучно и неинтересно, не хватает времени на выполнение домашнего задания и возникало ощущение, что образование не нужно для достижения успехов в жизни.
Вопрос 13 предлагает детям определить круг интересов в свободное время. Своему хобби отдают предпочтение 61,5% опрошенных, 46,1% - общению с друзьями, 38,5% - воспитанию младшего брата или сестры, 30,8% - спорту, занятиям искусством, художественной деятельностью, 23% - дополнительному заработку, 15,4% - культурной жизни, посещению дискотек, игре на игровых автоматах, овладению профессией, специальностью, 7,7% - домашнему хозяйству, туризму, путешествиям, техническому творчеству, общественной деятельности.
Вопрос 14 определяет сферу занятости во внеурочной деятельности. 30,8% опрошенных занимаются классическим, современным танцем, 23 % - занимаются в спортивной туристической секции, 7,7% - занимаются в театральной студии, учатся в музыкальной школе, изучают иностранный язык. 23% не посещают никаких кружков и секций.
Вопрос 15 и 16 определяет отношение к спорту, потребности в физических нагрузках.
69,2% опрошенных считают, что спорт необходим, но лишь 38,5% занимаются им каждый день.
В ходе исследования была поставлена цель – фиксирование динамики образовательных потребностей и запросов детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Мы предположили, что факторами, определяющими образовательные потребности младших школьников, являются трудности в процессе обучения, личные пристрастия самих учащихся, осознание важности обучения и семейные ценности по формированию образа жизни.
По полученным результатам мы сделали вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Рекомендации
Приложение 1
А) Анкета для детей
Дорогой друг!
Просим Вас принять участие в исследовании и дать полные, искренние ответы на вопросы анкеты. От точности ответов будут зависеть правильность последующих выводов и предложений в изучении образовательных потребностей и запросов подростков.
Ваше согласие с предложенными вариантами ответов обозначайте, поставив «галочку» в соответствующее суждению окошко. При ответах Вы можете выбрать один или несколько суждений, с которыми согласны.
При обработке полученных данных гарантируется анонимность Ваших ответов.
Возраст ______________________
Пол: муж. ( жен. (
Место жительства _______________________
Профессиональная деятельность родителей:
мать: сфера образования ( ; сфера культуры ( ; сфера услуг (; строительство ( ; промышленное предприятие ( ; частная деятельность (;
отец: сфера образования ( ; сфера культуры ( ; сфера услуг (; строительство ( ; промышленное предприятие ( ; частная деятельность (.
Занимаются ли Ваши родители в спортивных секциях?
Да (; нет ( ; затрудняюсь ответить (.
Как вы оцениваете отношения между членами Вашей семьи?
Доброжелательно-уважительные ( ; формальные, равнодушные(; сложные (; терпимые (; взаимно-ответственные, деловые (; всякие (; другие (.
Как Вы учитесь?
Хорошо и отлично (; хорошо (; хорошо и удовлетворительно (; удовлетворительно (; неважно, бывают двойки (; затрудняюсь ответить (.
Как Вы оцениваете своё прилежание, трудолюбие в учёбе?
Считаю себя прилежным, старательным (; мало прилежен (; совсем неприлежен, ленив (; затрудняюсь ответить (.
Изучение каких школьных предметов Вам особенно нравятся? (напишите)
____________________________________________________________________________________________________________
Какие дополнительные учебные предметы следовало бы ввести в школе с целью подготовки учащихся к взрослой жизни? (напишите) _____________________________________________________________________
Как Вы считаете, что в первую очередь должна давать Вам школа?
прочные знания (;
весомый культурный багаж (;
помощь в развитии своих способностей (;
необходимую подготовку для поступления в институт (;
опыт социального взаимодействия и общения (;
хорошую профессиональную подготовку (;
подготовку к осознанному профессиональному выбору (;
опыт общественной деятельности (;
затрудняюсь ответить (.
С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться в процессе учёбы? (отметьте, пожалуйста, ответ в каждой строчке)

Сталкивался
с этим часто
Иногда с этим сталкивался
Практически с этим не сталкивался

Мешает обстановка в классе во время проведения урока




По ряду предметов мне трудно понять материал




Многие учителя преподавали скучно , неинтересно




Мне трудно сосредоточиться во время урока, при подготовке домашнего задания, при работе с учебником




Сложная обстановка в семье мешает нормальной учёбе




В конце учебного дня ощущаю сильную усталость




Не хватает времени на выполнение домашних заданий




Возникает ощущение, что образование не нужно для достижения успеха в жизни




Нормальной учёбе мешает состояние здоровья




Пропадает желание учиться из-за плохих оценок




Чему бы Вы хотели посветить своё свободное время?
общению с друзьями (
домашнему хозяйству (
воспитанию младшего брата (сестры) (
культурной жизни (посещению театров, выставок, концертов) (
туризму, путешествиям (
посещению дискотек (
спорту (
занятиям искусством, художественной деятельностью (
своему хобби (
техническому творчеству (
игре на игровых автоматах (
овладению профессией, специальностью (
общественной деятельности (
посещению компьютерных клубов (
дополнительному заработку (
другое (напишите) __________________________________
Занимаетесь ли Вы в свободное время в какой-нибудь студии, кружке, секции, ансамбле, клубе?
занимаюсь в театральной студии (кружке) (
занимаюсь в хоровом коллективе (
играю в музыкальном ансамбле, учусь в музыкальной школе (
занимаюсь классическим, современным танцем (
занимаюсь декоративно-прикладным искусством (
занимаюсь в ансамбле народного танца, фольклорном ансамбле (
занимаюсь в фото- или киностудии (
занимаюсь в литературной студии (кружке) (
занимаюсь в спортивной туристической секции (
занимаюсь в кружке технического творчества (
занимаюсь компьютерным программированием (
посещаю занятие политического клуба
другое (напишите)_____________________________
я не занимаюсь ни в каких студиях, кружках, секциях (
Считаете ли Вы, что для развития гармоничной личности необходимы занятия физической культурой и спортом?
Да (; нет (; затрудняюсь ответить (.
Как часто Вы занимаетесь физической культурой и спортом?
Каждый день (; один раз в неделю (; один раз в месяц (; как получится (

После заполнения анкеты просим вернуть опросные листы организатору анкетирования.
Большое спасибо!

Б) Сводная таблица результатов исследования

Вопросы
Количество ответов
Количество ответов (%)

1.Возраст: 10 лет
11 лет
9
4
69,2
30,7

2.Пол: муж. -
жен. -
5
8
38,4
61,5

3.Место жительства - г.Березники
13
100

4.Профессиональная деятельность родителей:
мать: сфера образования -
сфера культуры -
сфера услуг -
строительство -
промышленное предприятие-
частная деятельность -
отец: сфера образования -
сфера культуры -
сфера услуг -
строительство-
промышленное предприятие -
частная деятельность -


0
1
6
0
4
2
0
0
3
0
5
0



7,7
46,1

30,8
15,4


23

38,5


5. Занимаются ли Ваши родители в спортивных секциях?
Да -
нет -
затрудняюсь ответить-


3
10
0


23
77

6. Как вы оцениваете отношения между членами Вашей семьи?
Доброжелательно-уважительные-
формальные, равнодушные-
сложные -
терпимые-
взаимно-ответственные, деловые-
всякие -
другие-


9
0
0
1
0
2
1


69,2


7,7

15,4
7,7

7. Как Вы учитесь?
Хорошо и отлично -
хорошо -
хорошо и удовлетворительно -удовлетворительно -
неважно, бывают двойки –
затрудняюсь ответить -

2
1
6
0
4
0

15,4
7,7
46,1

30,7

8. Как Вы оцениваете своё прилежание, трудолюбие в учёбе?
Считаю себя прилежным, старательным -
мало прилежен -
совсем неприлежен, ленив –
затрудняюсь ответить -


6
3
1
3


46,1
23
7,7
23

9. Изучение каких школьных предметов Вам особенно нравятся? (напишите)
Математика -
Русский язык –
Литературное чтение –
Музыка –
Информатика –
Физическая культура –
Окружающий мир –
Иностранный язык –
Технология -


2
2
3
1
2
3
6
4
1


15,4
15,4
23
7,7
15,4
23
46,1
30,8
7,7

10. Какие дополнительные учебные предметы следовало бы ввести в школе с целью подготовки учащихся к взрослой жизни? (напишите)
Информатика –
Ритмика -
Театральное мастерство –
Изучение китайского языка –
Обучение игре на музыкальных инструментах –
Рукоделие -




2
1
1
1
3

4




15,4
7,7
7,7
7,7
23

30,8

11. Как Вы считаете, что в первую очередь должна давать Вам школа?
прочные знания -
весомый культурный багаж -
помощь в развитии своих способностей-
необходимую подготовку для поступления в институт -
опыт социального взаимодействия и общения -
хорошую профессиональную подготовку -
подготовку к осознанному профессиональному выбору -
опыт общественной деятельности -
затрудняюсь ответить -


3
0
3

4

0

2

0
0
1


23

23

30,8



15,4



7,7

12.С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться в процессе учёбы? (отметьте, пожалуйста, ответ в каждой строчке)
- мешает обстановка в классе во время проведения урока – часто
иногда
никогда
- по ряду предметов мне трудно понять материал – часто
иногда
никогда
- многие учителя преподавали скучно, неинтересно – часто
иногда
никогда
- мне трудно сосредоточиться во время урока, при подготовке домашнего задания, при работе с учебником – часто
иногда
никогда
- сложная обстановка в семье мешает нормальной учёбе - часто
иногда
никогда
- в конце учебного дня ощущаю сильную усталость - часто
иногда
никогда
- не хватает времени на выполнение домашних заданий - часто
иногда
никогда
- возникает ощущение, что образование не нужно для достижения успеха в жизни - часто
иногда
никогда
- нормальной учёбе мешает состояние здоровья - часто
иногда
никогда
- пропадает желание учиться из-за плохих оценок - часто
иногда
никогда




3
5
5

0
4
9

1
1
11


0
3
10

0
1
12

2
5
6

1
2
10


1
3
9

0
2
11

4
3
6




23
38,5
38,5


30,8
69,3

7,7
7,7
84,6



23
77


7,7
92,3

15,4
38,5
46,1

7,7
15,4
77


7,7
23
69,2


15,4
84,6

30,8
23
46,1

13. Чему бы Вы хотели посветить своё свободное время?
общению с друзьями -
домашнему хозяйству -
воспитанию младшего брата (сестры) -
культурной жизни (посещению театров, выставок, концертов) -
туризму, путешествиям -
посещению дискотек -
спорту -
занятиям искусством, художественной деятельностью -
своему хобби -
техническому творчеству -
игре на игровых автоматах -
овладению профессией, специальностью-
общественной деятельности -
посещению компьютерных клубов -
дополнительному заработку -
другое (напишите)-


6
1
5

2
1
2
4

4
8
1
2

2
1
0
3




46,1
7,7
38,5

15,4
7,7
15,4
30,8

30,8
61,5
7,7
15,4

15,4
7,7

23


14.Занимаетесь ли Вы в свободное время в какой-нибудь студии, кружке, секции, ансамбле, клубе?
занимаюсь в театральной студии (кружке) -
занимаюсь в хоровом коллективе -
играю в музыкальном ансамбле, учусь в музыкальной школе -
занимаюсь классическим, современным танцем -
занимаюсь декоративно-прикладным искусством -
занимаюсь в ансамбле народного танца, фольклорном ансамбле -
занимаюсь в фото- или киностудии-
занимаюсь в литературной студии (кружке) -
занимаюсь в спортивной туристической секции -
занимаюсь в кружке технического творчества -
занимаюсь компьютерным программированием -
посещаю занятие политического клуба -
другое (напишите) – (изучение иностранного языка) -
я не занимаюсь ни в каких студиях, кружках, секциях -




1
0

1

4

0

0
0

0

3

0

0


1

4




7,7


7,7

30,8








23






7,7

30,8

15.Считаете ли Вы, что для развития гармоничной личности необходимы занятия физической культурой и спортом?
Да -
нет -
затрудняюсь ответить -



9
1
3




69,2
7,7
23

16.Как часто Вы занимаетесь физической культурой и спортом?
Каждый день -
один раз в неделю -
один раз в месяц -
как получится -


5
2
1
5


38,5
15,4
7,7
38,5




Список литературы.


1. Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: Тетрасистемс, 2004.
2. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2002.
3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2001. – 232 с.
4. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Владос, 2000. – 288 с.
5. Общая социология / Под ред. Золенковой З.Т. - М.: Гардарики, 2005.
6. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. В 2 т. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2001.
7. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Наука, 1993.
8. Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.



15