Роль проектно-исследовательской деятельности в реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов техникума
Роль проектно-исследовательской деятельности в реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов техникума
Сорокина Е. А., преподаватель
ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
Приоритетными целями повышения качества профессионального образования, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, являются: формирование у выпускников готовности к профессиональному самоопределению, подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.
Реализация поставленных перед средним профессиональным образованием целей предполагает выполнение социального заказа на подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего не только готовым набором профессионально-технических навыков, но и деятельностно-организационной способностью «расти» в профессии, умением анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные сферы в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации. Формирование таких способностей возможно через развитие его личностных качеств, способностей, черт характера, учета особенностей психо-физиологического развития, интеллекта, объема знаний, навыков и умений, необходимых в будущей самостоятельной деятельности.
Важной задачей, стоящей перед профессиональной образовательной организацией в новых условиях, является создание необходимых организационно-педагогических условий успешности профессиональной подготовки специалистов с учетом личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Организационно-педагогические условия включают в себя личностно ориентированную образовательную парадигму, что предполагает определение индивидуальной траектории образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения каждого студента, её целей и путей реализации.
Реализация индивидуальной профессионально-личностной траектории основывается на следующих принципах: развития учебно-профессиональной мотивации; направленности на саморазвитие и самосовершенствование; ориентации на самостоятельный выбор студентом в рамках профессии определенной области для более глубокого изучения; связи с реальным производством; использования современных педагогических технологий; активизации учебно-исследовательской и проектной работы студентов.
Неоценима роль учебно-исследовательской и проектной деятельности в реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов, в формировании общих компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного профессионального саморазвития; в предоставлении студенту возможностей для предъявления собственной успешности.
Учебно-исследовательская и проектная работа студентов является важной составляющей реализации одной из приоритетных задач нашего техникума - социализации личности студентов, как основы последующей профессиональной успешности.
Основной формой реализации учебно-исследовательской работы в техникуме является подготовка проектов различной типов: информационных, исследовательских, творческих, практико-ориентированных по направлениям, связанным с изучением общеобразовательных и профессионально-направленных дисциплин.
Результатом такой работы является участие в студенческих научно-практических конференциях, конкурсах, публикации студенческих работ в сборниках конференций. Ежегодно наши студенты принимают участие в конференциях различного уровня.
Итоги участия студентов в различных мероприятиях находят свое отражение в портфолио индивидуальных достижений студентов, которое является суммой «образовательных и исследовательских продуктов» студента, позволяющей студенту планировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности по реализации индивидуально-образовательной траектории успешности.
Практические результаты проектно-исследовательской деятельности показывают, что студенты, активные её участники, проявляют большую заинтересованность в учебе и внеучебной деятельности, более высокое качество знаний по результатам промежуточной и итоговой аттестаций, обладают более высокой информационно-коммуникативной культурой, более высокой самооценкой и другими личностными и профессионально значимыми качествами, формированию которых способствует личностно-деятельный характер проектно-исследовательской работы.
В целом, учебно-исследовательская и проектная деятельность как важная составляющая реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов предоставляет возможности для воспитания профессиональной успешности студентов и, в конечном итоге, имеет своей целью подготовку творческой, конкурентоспособной, социально ориентированной личности, способной к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
Литература
1. Болдырев Е.В., Пастухова И.П. Подготовка студентов к проектно-инновационной деятельности: теоретическая модель и опыт ее реализации./ Среднее профессиональное образование, 2013.- № 1.-С. 35.
2. Лобашев В.Д., Федоров А.М. Построение маршрута личностно ориентированного обучения./Среднее профессиональное образование, 2012.- № 5.-С. 37.
3. Хуторской А.В., Король А.Д., Андрианова Г.А. Компетенции успеха. [Электронный ресурс]//Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - Режим доступа к журн.: http://www.eidos.ru/journal/.
4. www. nsportal.ru/.../individualnye-obrazovatelnye-traektorii-kak-sredstvo razvitiya-u