Преемственность начальной школы и среднего звена 
Проблемы преемственности начальной школы и  среднего звена.
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ 83» г. Перми
Мустафина Райхан ХамидуловнаБудущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблемами задолго до окончания начальной школы. И не забывать, что адаптационный период в 5 классе очень труден для наших учеников.
Если учитель предметник познакомится с детьми еще, будучи в 4 классе, проведёт несколько уроков сам, поможет учителю провести коррекцию с учётом специфики средней школы - то результат не заставит себя ждать. 
Актуальность проблемы – «5-ый класс»
1. Снижение качества учебно-воспитательного процесса.
2.Резкая потеря интереса к учёбе и познавательной активности.                                               3.Несформированная готовность и отсутствие необходимых умений самостоятельно учиться .
4.Отсутствие готовности к вступлению в подростковый возраст в современных условиях.
 5. Структурный разрыв целостности учебно-воспитательного процесса .
6. Дидактический и методический разрыв целостности учебно-воспитательного процесса.
7. Несформированная готовность учащихся начальной школы быть субъектами обучения и самовоспитания.
 
Задачи:
1 Обеспечить адаптивный переход из одной образовательной среды в другую
2 Раскрыть пути целенаправленного решения проблемы «Научить учиться», последовательно и системно осуществляемой с первого по шестой класс. 
3. Педагогически обеспечить подготовку ученика начальной школы к многопредметному обучению, осуществляемому разными учителями.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
1.Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов. 
2.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.
 3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений. 
4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2». 
5.Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.                                                       8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).                                                 9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.                                                                                           10.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
11.Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
12 Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
 рассогласованные требования учителей;
 педагоги предъявляют одинаковые требования  как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
               ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий
Ознакомление  с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов,                                                                                         с содержанием и методами обучения,  с системой требований к учащимся 5-х классов
Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы
Определить степень сохранности (устойчивости) ЗУН учащихся за курс начальной школы
Разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов.
Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене.
Работа проблемных групп:
1 Проблемы адаптации:  психологическая поддержка учащихся при переходе из начальной школы в среднюю;   рекомендации по работе с учащимися в период адаптации;
2 Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы;
3 Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене;
4 Совместная методическая работа учителей начальных классов и учителей-предметников:   - методы, приёмы, формы, технологии обучения;