Преемственность начальной школы и среднего звена


Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ 83» г. Перми
Мустафина Райхан ХамидуловнаБудущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблемами задолго до окончания начальной школы. И не забывать, что адаптационный период в 5 классе очень труден для наших учеников.
Если учитель предметник познакомится с детьми еще, будучи в 4 классе, проведёт несколько уроков сам, поможет учителю провести коррекцию с учётом специфики средней школы - то результат не заставит себя ждать.
Актуальность проблемы – «5-ый класс»
1. Снижение качества учебно-воспитательного процесса.
2.Резкая потеря интереса к учёбе и познавательной активности. 3.Несформированная готовность и отсутствие необходимых умений самостоятельно учиться .
4.Отсутствие готовности к вступлению в подростковый возраст в современных условиях.
5. Структурный разрыв целостности учебно-воспитательного процесса .
6. Дидактический и методический разрыв целостности учебно-воспитательного процесса.
7. Несформированная готовность учащихся начальной школы быть субъектами обучения и самовоспитания.

Задачи:
1 Обеспечить адаптивный переход из одной образовательной среды в другую
2 Раскрыть пути целенаправленного решения проблемы «Научить учиться», последовательно и системно осуществляемой с первого по шестой класс.
3. Педагогически обеспечить подготовку ученика начальной школы к многопредметному обучению, осуществляемому разными учителями.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
1.Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов.
2.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.
3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
5.Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников. 8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ). 9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п. 10.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
11.Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
12 Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
рассогласованные требования учителей;
педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий
Ознакомление с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5-х классов
Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы
Определить степень сохранности (устойчивости) ЗУН учащихся за курс начальной школы
Разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов.
Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене.
Работа проблемных групп:
1 Проблемы адаптации: психологическая поддержка учащихся при переходе из начальной школы в среднюю; рекомендации по работе с учащимися в период адаптации;
2 Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы;
3 Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене;
4 Совместная методическая работа учителей начальных классов и учителей-предметников: - методы, приёмы, формы, технологии обучения;