Статья «Преемственность в работе начального звена и средней школы в коррекционном учреждении »
«Преемственность в работе начального звена и средней школы в ГБУ КРОЦ»
Учитель начальных классов
Курашова М.В.
Москва 2015г.
Преемственность в работе начального и среднего звена в коррекционной школе.
Известно и неоспоримо то, что учащиеся начальной школы при переходе в пятый класс испытывают множество трудностей как учебных ,так и психологических: смена режима, увеличение нагрузки, появление новых преподавателей, каждый из которых имеет свою манеру преподавания и общения, смена детского коллектива, новая обстановка и др. Всё это нередко влечёт за собой снижение успеваемости, психологические проблемы ,потерю ученической мотивации.
Задача учителей заключается в максимальном снижении дискомфорта школьникам на переходном этапе.
Дети с ОВЗ особенно нуждаются во всесторонней поддержке взрослых. Несмотря на малочисленность классов ,где обучаются такие дети, работа по переходу в среднее звено не является менее сложной. Каждый ученик имеет свои особенности в усвоении учебного материала и его объёме, в методах решения учебных задач, в восприятии происходящего, в уровне работоспособности .
Преемственность начальной и средней школы может строиться по нескольким направлениям :
Взаимопосещение уроков учителями предметниками и учителями начальных классов.
Пробные уроки учителей предметников в 4 классе.
Привлечение младших школьников к совместному проведению праздников и других школьных мероприятий с учащимися пятых классов.
Работа психолога.
Работа с родителями.
Работа классных руководителей.
В течении учебного года учителям необходимо ознакомиться с работой друг друга. Посещая уроки , учителя предметники наблюдают за детьми, за особенностями работы учителя начального класса и учащихся, обращают внимание на индивидуальность каждого ребёнка, отмечают темп ведения урока, доступность изложения материала и его объём, манеру общения учителя с учениками и учеников между собой. Учитель начальных классов знакомится с работой коллег-предметников с целью выявления требований к предмету, методов преподавания, форм контроля и оценивания.
Пробные уроки для четвероклассников дадут возможность учителю подробнее узнать детей, их возможности и способности к данному предмету, построить образовательную программу на пятый класс, ориентируясь на конкретный состав учеников. Такая программа отразит формы и методы подачи учебного материала, контроля и оценивания, будет опираться на психолого-педагогическую характеристику класса, на физические и умственные возможности детей.
Привлечение ребят в проведение совместных праздников с более старшими детьми пробудит у них интерес к переходу в среднюю школу, повысит мотивацию, снизит тревожность. В снижении уровня психологических трудностей важную роль играет и работа психолога. В индивидуальных беседах, с помощью анкетирования и на групповых занятиях психолог выявляет наличие или отсутствие страхов связанных со сменой учебной жизни, знакомит детей с возможными трудностями, вырабатывает пути ликвидации зарождающихся проблем. Учитель совместно с психологом может провести психологическую подготовку детей к переходу в 5-ый класс по методу проектной деятельности. Выявленные психологом проблемы могут стать темой как группового ,так и индивидуального исследования, что поможет детям справится со своими тревогами и адекватно их расценить.
Психолог школы работает и с родителями, готовит их к возможным изменениям в поведении детей в начале пятого класса.
Работа «будущего» классного руководителя заключается с посещения классных часов четвероклассников, с целью знакомства взаимодействия детей между собой, со степенью развития коллектива школьников, с последующим планированием своей воспитательной работы. Учителю начального класса необходимо ознакомить будущего классного руководителя с составом семей , с особенностями работы с родителями класса. В конце года могут быть проведены совместные родительские собрания, на которых будут присутствовать воспитатели ,учителя предметники и представители администрации школы.
Реализация работы по преемственности начальной школы и среднего звена по данным направлениям может быть затруднена, если присутствует территориальная оторванность. Поэтому чёткий план работы по взаимодействию учителей должен вырабатываться заранее при непосредственном участии администрации школы, кроме практических мероприятий необходимо проводить совместные семинары о возрастных особенностях детей данного возраста.
Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований и созданию переходных программ обучения и воспитания дадут хорошие результаты .
15