Методическая разработка по теме: Формы ученического самоуправления
Какие формы самоуправления существуют в школе. Какова их роль в жизни школы.
Работа школьного самоуправления
Самоуправление в школе основано на взаимодействии всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Цель школьного самоуправления – способствовать повышению качества воспитательного процесса.
Задачи:
Формирование зрелой, целостной личности адаптированной к требованиям жизни в обществе через создание актива, организацию и проведение КТД, сборов, акций, конкурсов, фестивалей.
Создание условий для роста инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через развитие системы ученического самоуправления.
Формы реализации:
- дежурство по школе и по классам,
- организация трудовых дел (уборки, субботники)
- поисковая работа в музеи,
организация досуга,
Так как наполняемость классов не очень большая, то выборным исполнительным органом ученического самоуправления должен являться разновозрастной совет, основными функциями которого являются:
- организационная
- представительная
- информационно-пропагандистская.
Через школьное самоуправление решаются следующие проблемы:
- развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
- формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
- умение решать проблемы;
- самораскрытие и самореализация личности;
- принцип равноправия в совместной деятельности;
Учащиеся осуществляют:
- дежурство в школе и по классам;
- организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела)
- поисковая работа в школьном музеи.
- организация досуга (вечера, концерты)
Руководит советом председатель, которого выбирают на заседании из числа лидеров классов сроком на один год.
Акции школьного самоуправления:
- «Акция образование всем детям»- рейд по выяснению трудоустройства выпускников 9 класса.
- трудовой десант
- самый аккуратный школьный учебник
- трудовые субботники – уборка территории вокруг школы
- неделя здоровья - «Мы за здоровый образ жизни»
- участники акции «Защита» - рейд по неблагополучным семьям.
- «Акция дети улиц»- рейд по неблагополучным семьям.
- «Сделаем наше село краше» - уборка главной улицы с. Улыбино от мусора.Самоуправление в классах осуществлялось ученическим активом через министерства: «Спорт», «Пресс-центр», «Знание», «Дисциплина и порядок», «Досуг».
В каждом классе занимались выполнением порученных дел, организацией мероприятий, которые были спланированы перед началом учебного года. По окончании каждой четверти осуществляется отчет, по итогам работы. В результате была составлена программа развития самоуправления, которая включает в себя структуру самоуправления, взаимоотношения между взрослыми и детьми, правила школьной жизни.
Название центра Руководитель педагог и ученик Количество заседаний Проделанная работа
1. «Знание» Каждую пятницу в 8-30 ч. Проверка дневников, ведение журнала успеваемости и посещаемости. Оказание помощи при проведении предметных недель.
2. «Досуг» Каждую пятницу в 8-30 ч. Организация проведения школьных праздников, внеурочное время учащихся.
3. «Забота» Каждую пятницу в 8-30 ч. Оказание помощи младшим школьникам, проведение для них физкультурной минутки, подготовки к праздникам
4. «Дисциплина и порядок» Каждую пятницу в 8-30 ч. Организация дежурства, субботников, проверка кабинетов. и т.д.
5. «Пресс- центр» Каждую пятницу в 8-30 ч Сбор информации об учителях педагогического труда, объявления, выпуск школьной газеты, помещение информаций о школе на сайте
6. «Спорт и туризм» Каждую пятницу в 8-30 ч. Проведение спортивных соревнований, недели здоровья.
Вывод:
Анализ деятельности ученического самоуправления школы показал, что за последние два года наблюдается увеличение общественной активности учащихся. Процент занятости учащихся в органах школьного самоуправления повышается.
Многие учащиеся имеют навыки организаторской деятельности, устанавливают деловые контакты, управляют процессом общения, но из-за того, что часть детей проживает в близлежащих селах, они ограничены временем, поэтому их трудно вовлечь в деятельность школьного самоуправления. Существует также категория учащихся, которые пассивно относятся к жизни класса и школы. Эта форма работы будет продолжена, так как мы увидели, что учащиеся заинтересованы в своей работе, им нравиться решать многие проблемы самостоятельно, ярким примером является традиционный День школьного самоуправления.
Рекомендации:
Школьное самоуправление должен координировать педагог, выявлять затруднения в работе, оказывать помощь через коллективно-творческие дела, совместные мероприятия.
Привлекать малоактивных учащихся к классным и общешкольным делам (поручения, дежурство и т.д.).
Формы воспитательной работы.
1.Мероприятия направления «Пропаганда здорового образа жизни»
Формы Мероприятия
Спортивные игры Футбол, баскетбол, пионербол.- школьные
игра «Если хочешь быть здоров!» 2 клКлассный час «Чистота и спорт- залог здоровья!» 3 клБеседа «Профилактика гриппа и клещевого энцефалита» 2-11 клсоревнования Школьный осенний кросс
игра Веселые старты
Спортивные соревнования День матери- спортивная эстафета «Мама и я»
Классный час Наркотики- миф или реальность
Классный час «Вред курения»
Диспут «Суд над сигаретой»
1. Мероприятия по пожарной и дорожной безопасности
Просмотр видеофильмов «Улица полна неожиданностей»
«Спички- детям не игрушки»
Инструктаж, тренинг «Как вести себя при пожаре»
Беседа, лекция С инспектором ГИБДД «Давай дружить дорога!»
Встреча С инспектором пожарной части «Как вести себя при пожаре!»
Экскурсия Пожарная часть с.УлыбиноКлассный час По технике безопасности «Правила учи- себя береги!»
Беседа Путешествие по правилам дорожного движения 5-7 клИгровая программа «Азбука дороги» 2-4 кл
Мероприятия правовой направленности:
Классный час «Россия и россияне, наше Отечество!» 3 клКлассный час «Слово о родном крае» 6 клКлассный час «Государственная символика» 9 клКлассный час «Права и обязанности учащихся» 2-11 клКлассный час «Каждый из нас должен быть законопослушным гражданином» 5-11 клБеседа «Режим дня младшего школьника»
Встреча С инспектором ПДН и КДН по профилактике правонарушений среди учащихся на тему: «Как не стать жертвой преступлений», «Как лишиться сотового телефона»
Проводила инспектор ПДН О.И. ШанькоСобрание Перевыборы школьного и классного самоуправления
Инструктаж ТБ на водных объектах, дороге.
Мероприятия интеллектуальной направленности:
Анкета Изучение личности учащихся, познавательного интереса, типы темперамента и характера.
Беседа «О необходимости образования и важности отдельных предметов в получении профессии» 9-11 клбеседа «О вкусах не спорят, о манерах надо знать!» 5-11 клБеседа «Что такое нравственность»
Классный час «Мир твоих увлечений»
Игра «Поле чудес», «Сто к одному»
Мероприятия эстетической направленности:
Линейка
игра День Знаний в форме игры путешествия по стране знаний.
Конкурс Классных уголков
Литературный час «Унылая пора – очей очарованье!» 2 клБеседа «Воспитание в семье, сочинение о семье» 4 клКлассный час «Хорошее и плохое, красивое и безобразное» 3 клКлассный час «Какому человеку можно доверять!» 5 клВыставка Поделки «Дары осени!» 2-4 клКлассный час «Этические нормы поведения в коллективе» 10-11 клБеседа «Дом в котором мы живем» 2-3 клИгровая программа «Я и моя семья» 2-4 клконкурс Портретов «Моя любимая мама»
Акция Поздравительная открытка пожилому человеку.
конкурс К новому году – роспись витражей, изготовление поделки символа года, поздравительная открытка с Новым годом.
Мероприятия интеллектуально- познавательной направленности:
Собрание Посвящение учеников в юные читатели
КТД День учителя, день школьного самоуправления
Классный час «Воспитай в себе творчество» 1-11 клКТД «Осенний бал!»
игра Что? Где? Когда?
КТД Интеллектуальное казино
Игровая программа «Хочу все знать!» 2 клТренинг «Искусство общения!» 3 клКлассный час «Развитие способностей и талантов» 5-6 клКТД «Мое любимое занятие»
Беседа «Компьютер в жизни человека» 7 клДиагностика «Выходной день в моей семье» 6-7 клОформление летописи Летописи классов 6-7 клКлассный час «Я и мои одноклассники» 10-11 клБеседа «Общение без конфликтов» 8-11 клвстреча Ко Дню матери с представителями управления социальной защиты
линейка Посвященная окончанию учебного года
конкурс «Серебряное перышко»
КТД Выпуск школьной газеты, обновление школьного сайта.
линейки Еженедельные по итогам дежурства за неделю, объявления.
Мероприятия трудового направления:
Акция Субботник – уборка территории вокруг школы от мусора
Акция Уборка Демаринского бора от мусора
Акция Трудовой десант уборка урожая на поле, пришкольном участке.
Мероприятия гражданско- патриотической направленности:
Экскурсии В школьном музее «Истоки»
Встречи С ветеранами труда, тружениками тыла, детьми войны посвященные Дню Победы
Экскурсии В городской краеведческий музей г.Пласт
Экскурсия В г.Челябинск областной краеведческий музей
Встречи В библиотеке села «История села Демарино»
Оцените по пятибалльной шкале:
Мера развития школьного коллектива – 4 балла
Удовлетворенность всех участников воспитательного процесса жизнедеятельностью школы- 4 балла
Качество воспитательных мероприятий – 4 балла
Состояние школьного самоуправления- 4 балла
Отзывы по воспитательной работе школы.
Эффективность воспитательной работы в школе зависит от 4-х факторов, которые
есть в школе:
1. Педагогические кадры - генератор и организатор воспитательных идей школы;
2. Сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания, открытые всему
новому, творческие и стремящиеся к познанию;
3. Родители, действующие заодно со школой;
4. Окружающая среда, социум, социальные партнеры школы.
1. В школе классными руководителями созданы 5 воспитательных систем классов.
2. Показатель удовлетворенности школьной жизни повышается, учащиеся любят свою школу, хотят учиться, в этом заслуга всего педагогического коллектива.
3. Наблюдается спад показателей правонарушений, но еще высок из-за стоящих на педагогическом учете, по сравнению с общим количеством учащихся.
4. Наряду с повышением среднего уровня воспитанности по школе, наблюдается его снижение в 6-8 классах, что обусловлено особенностью подросткового возраста, необходимо создать условия для повышения уровня воспитанности, через повышение эффективности системы воспитания, психолого- педагогической культуры классного руководителя и внедрение новых технологий воспитания.
5. Количество посещающих кружки и секции не снижается, имеет положительную динамику.
6. Наблюдается увеличение общественной активности учащихся в работе школьного самоуправления, но и существует категория учащихся, которые пассивно относятся к жизни класса и школы.
7. Гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание в условиях построения цивилизации, демократического государства является фундаментом. Следует отметить ее периодичность и отсутствие системы, необходимо внедрение новых технологий, способных формировать гражданскую позицию.
8. С каждым годом количество мероприятий разного уровня увеличивается и учащиеся школы принимают в них активное участие, успешность выступлений зависит от качества подготовки со стороны педагогов и заинтересованности учащихся.
9. По итогам медицинских осмотров выявляются дети с различными заболеваниями, преобладают заболевания органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Задача педагогического коллектива включать комплекс упражнений на уроках физкультуры, направленный на снижение уровня заболеваний; правильное питание; профилактическая работа.
10. Трудовое воспитание играет большую роль в становлении личности человека. Но, в связи с уменьшением количества учащихся, появляется проблема нехватки рабочих рук для ухода за пришкольным участком, работы в поле.
11. Повышается активность участия родителей в классных и общешкольных мероприятиях; создание общешкольного родительского комитета.
12. Необходимо продолжать работу по всем выбранным направлениям.
Рекомендации по улучшению воспитательной работы в школе.
Создать в школе благоприятные условия, чтобы ребенок хотел ходить в школу.
Классным руководителям и учителям предметникам включать в планы воспитательной работы мероприятия по профориентации, беседы о семейной жизни, знакомить с общественно-общественной жизнью, убеждать о необходимости продолжения образования в колледжах, вузах.
Классным руководителям применять различные формы работы с трудными детьми, заинтересовать их интересными кружками, заданиями в классе, давать общественные поручения, всю работу отражать в документации классного руководителя.
Найти специалистов, для того чтобы предложить учащимся новые интересные кружки такие как: шахматы, шашки, теннис, танцы.
Школьное самоуправление должен координировать педагог, выявлять затруднения в работе, оказывать помощь через коллективно- творческие дела, совместные мероприятия. Привлекать малоактивных учащихся к классным и общешкольным делам (поручения, дежурство)
Активизировать спортивную работу в школе.
Включать комплекс упражнений на уроках физкультуры, направленный на снижение уровня заболеваний, правильное питание, профилактическая работа.
Более активнее привлекать родителей в учебно- воспитательный процесс, через совместные мероприятия.
Повышение качества воспитательного процесса и профессионального мастерства классных руководителей через совместную деятельность взрослых и детей по созданию воспитательной системы в каждом классе.
Задачи на 2012-2013 учебный год.
1. Совершенствование системы работы классных руководителей через изучение методической литературы, совместные конференции, круглые столы, обмен опытом.
2. Продолжать работу по изучению индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, воспитания, во внеурочное время.
3. Совершенствовать школьное самоуправление. Развитие творчества, находчивости, самостоятельности учащихся, сосредоточение деятельности учащихся на коллективно творческие дела.
4. Привлекать участие родителей к активным делам жизни школы (родительские собрания, родительский комитет, совместные мероприятия).
5. Продолжать работу с одаренными детьми, координировать работу классных руководителей, активизировать новые формы работы и внедрять в школьную жизнь.
6. Организовать работу классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетними учащимися.
7. Продолжать работу по реализации национального проекта «Образование» по направлениям: одаренные дети, повышение педагогического мастерства классных руководителей, внедрять новые формы работы в воспитательный процесс школьной жизни