Разработка Модель ученического самоуправления
Программа
«Модель ученического самоуправления» муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
на 2014-2019 учебный год
г. Оренбург, 2014 г.
Содержание
Введение
Раздел 1. Содержательно-методические основы Программы ученического
самоуправления школы
1.1. Актуальность Программы
1.2. Цели и задачи Программы
1.3. Нормативно-правовые основания для разработки Программы
1.4. Основные приоритеты Программы
Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе
2.1. Принципы работы органов ученического самоуправления
2.2. Структура школьного ученического самоуправления
2.3. Структура классного ученического самоуправления
2.4. Основные направления деятельности ученического самоуправления
2.5. Законы школьного ученического самоуправления
2.6. Правила школьного ученического самоуправления
2.7. Нормативно-правовые документы деятельности ученического
самоуправления
Раздел 3. Организационно-управленческие основы Программы ученического
самоуправления школы
3.1. Этапы и сроки реализации Программы
3.2. Ожидаемый результат Программы
3.3. Мониторинг результатов реализации Программы
3.4. Литература
Введение
Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое
использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые
обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности.
Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся
получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение
социальными отношениями между людьми. Этому может служить создание социальной
практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной
формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, является
школьное ученическое самоуправление.
Школа должна предоставить учащимся возможность попробовать себя в
организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств
массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать
удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо
других.
Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех
функций, которые на нее возложены. Так, требования Нового Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» о создании школьных советов, где полноправными
членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность
учащихся в работе органов школьного самоуправления. Изучение литературы по
организации органов школьного самоуправления и опыта последних пяти лет позволяет
выделить ряд проблем в развитии ученического самоуправления:
1. Идея создания школьного самоуправления не нова, поэтому нередко в настоящее
время переносятся все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к
организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-
экономических условий в обществе;
2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с
учащимися при решении вопросов, связанных с управлением;
3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же
время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют
детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие,
формальная деятельность, не вызывающая интереса у школьников;
4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети: ведь
участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся
определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую
учащиеся не спешат брать;
5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.
Выделенные проблемы организации школьного самоуправления, сложность задач,
стоящих перед школой и общественностью в воспитании детей, а также необходимость
грамотного и научного управления совместной деятельностью коллектива школы диктует
целесообразность привлечения программно-целевого подхода для создания и развития
ученического самоуправления.
Паспорт программы
Наименование Программы
«Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе»
Цель Программы
Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие
личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения
учащихся к правам других людей
Задачи Программы
Развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков;
Формирование нравственных качеств, воспитание чувство
коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;
Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов,
учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу
Сроки реализации Программы
Август 2014 г. – август 2019 г.
Нормативно- правовые основания для разработки Программы развития
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации № 82 - ФЗ «Об общественных объединениях»;
Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51»
Основные разработчики Программы
Лопина Т.В. – заместитель директора по воспитательной работе
Мукаева С.Ш. – руководитель МО классный руководителей
Плотников С.М. – педагог – организатор
Лошадурова А.В.- психолог
Степанова Ирина – председатель Совета старшеклассников
Музафарова Екатерина – представитель комитета образования
Исполнители основных мероприятий Программы
Участники микросоциума (педагоги, родительская общественность, ученики, администрация, социальные партнеры)
Ожидаемые результаты Программы
Повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка: раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы; развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления; формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе; формирование активной позиции «Я – гражданин своей страны».
Финансирование Программы
Бюджетные и внебюджетные средства
Раздел 1. Содержательно-методические основы Программы
ученического самоуправления школы
Актуальность Программы
Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации
подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к
решению социальных проблем различной сложности.
Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного
самоуправления объясняется с двух позиций:
1) С точки зрения возрастных психологических особенностей для подростка
характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него
необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в
группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях
и своем самоопределении;
2) С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности
общественной организации способствует формированию гражданской позиции и
ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить
социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на
самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.
Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения
в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности
поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального
поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми
ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии
проявляется в их поведении. На поведение подростков влияют также требования
социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.
При этом вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить
личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие
строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток
вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и
лидерские качества. Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в
этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Сознание
групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство
эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за
себя, за других. Этим и определяется важность и необходимость создания
эффективного школьного ученического самоуправления.
Цель и задачи самоуправления в школе
Опираясь на синергетический подход к образованию, который заключается в
стимулирующем обучении, побуждающем участника образовательного процесса к
собственным поискам и открытиям, школа разработала модель жизнеспособной
личности ученика. Реализация участниками микросоциума (школой, родителями,
социальными партнерами) данной модели предполагает развитие познавательной,
коммуникативной, мотивационной сфер ученика; формирование системы отношений
ученика к миру и себе. Формирование жизнеспособной личности ученика на каждом
возрастном этапе рассматривается участниками микросоциума как условие его успешной
социализации во взрослую жизнь.
Целью школьного самоуправления является содействие становлению правовой,
демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие
личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности,
ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей. Поэтому
цель ученического самоуправления определяется моделью выпускника
общеобразовательной школы. Выпускник школы – это не только высокообразованная,
всесторонне развитая творческая личность, но и личность, которой свойственны
следующие качества:
высокая нравственность, гуманность, толерантность отношений;
патриотизм, политическая грамотность;
активная жизненная позиция;
способность к самоопределению в социуме и культуре.
Модель жизнеспособной личности ученика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Параметры модели жизнеспособной личности ученика:
развитие познавательной сферы личности ученика;
развитие коммуникативной сферы личности ученика;
развитие мотивационной сферы личности ученик;
формирование системы отношений к миру и самому себе.
Цель ученического самоуправления основана на решении следующих задач:
развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков;
формирование нравственных качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;
гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.
Только развивая и углубляя ученическое самоуправление, педагогический
коллектив сможет решить задачу формирования жизнеспособной личности выпускника.
Нормативно-правовые основания для разработки Программы
Школьная программа ученического самоуправления общеобразовательной школы
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации;
4. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
5. Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Оренбурга;
Основные приоритеты Программы
Ученическое самоуправление в содержании своей деятельности объединяет различные
социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности как
формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей
гражданского общества.
Функционирование системы самоуправления основано на следующих принципах:
1) Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное
взаимодействие;
2) Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов,
учащихся и родителей;
3) Равноправие всех членов в органах самоуправления;
4) Подотчетность всех органов самоуправления и руководителей избравшим их
людям;
5) Систематическая сменяемость, обновляемость руководителей и органов
самоуправления, преемственность в их работе;
6) Широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного
самоуправления;
7) Самостоятельность и свобода действий подчиненных, обсуждение решений с
исполнителями до их принятия;
8) Коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их
выполнение;
9) Учет объективных закономерностей, конкретных условий и обстоятельств;
10) Представительство первичных коллективов, их тесная связь с центральными
органами самоуправления;
11) Законность принимаемых решений;
12) Свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни,
деятельности органов самоуправления;
13) Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов
учащихся.
Реализация перечисленных принципов позволяет установить демократический образ жизни в школе, создать благоприятные условия для свободного развития личности, а, следовательно, и ученического самоуправления.
Основаниями для развития ученического самоуправления служат следующие
принципы:
Принцип педагогического руководства («целенаправленное развитие детского
самоуправления»);
Принцип социальной значимости деятельности («есть деятельность – есть орган
самоуправления»);
Принцип единства планирования деятельности и учета интересов учащихся;
Принцип динамичности структуры органов ученического самоуправления;
Принцип регулярной сменяемости видов деятельности, функций руководства и
подчинения;
Принцип сознательности при выборе в состав органов ученического
самоуправления;
Принцип согласия;
Принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления.
Учет данных принципов позволяет создать систему ученического самоуправления
как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие
их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых целей.
Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе
2.1 Принципы работы органов ученического самоуправления
Работа органов ученического самоуправления основана на принципах:
открытость и доступность – все школьники могут принимать участие в( самоуправленческой деятельности;
добровольность и творчество – свободный выбор деятельности, формы работы для( достижения личных и коллективных целей;
равенство и сотрудничество – и выборный актив, и рядовые члены занимают( равное положение, строят отношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;
непрерывность и перспективность – органы ученического самоуправления( действуют в учебное и каникулярное время; органы ученического самоуправления выражают волеизъявления и социальные потребности самих учащихся.
На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным коллективом учащихся.
2.2 Структура ученического самоуправления
Структура ученического самоуправления представляет собой структуру органов управления (схема 1), во главе которой стоит председатель Совета старшеклассников школы, выбирается из учащихся 8-11 классов на два года. Выборы председателя Совета старшеклассников школы происходят в сентябре месяце, подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия школы.
Председатель совета 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Администрация школы
·
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Основными функциями Председателя Совета старшеклассников школы являются:
Координация связи органов ученического самоуправления;
Осуществление связи с администрацией школы.
Высшим исполнительным органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников, который формируется на выборной основе сроком на один год.
Целью работы Совета старшеклассников является организация разнообразной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время и содействие учащимся в их всестороннем развитии и выработке активной жизненной позиции.
Задачами деятельности Совета старшеклассников являются:
формирование интереса к изучению учебных дисциплин и ведение систематического контроля за успеваемостью и посещаемостью учащихся;
изучение интересов учащихся и их привлечение к участию в мероприятиях школы;
реализация возможностей учащихся практически познакомиться с разными видами творчества и вовлечь их в общественную деятельность;
вовлечение учащихся в систематические занятия физкультурой и спортом и пропаганда здорового образа жизни;
реализация плана воспитательной работы в школе;
информирование учащихся о событиях в школьной жизни.
В состав Совета старшеклассников входят 7 комитетов:
Комитет дисциплины и порядка: организация дежурства у входа в школу для учета опоздавших и пропустивших уроки, для выявления нарушителей дисциплины, дежурства на этажах во время перемен, в столовой; против курения в школе. Комитет дисциплины и порядка отвечает за порядок на всех школьных массовых мероприятиях и дискотеках. На учебных занятиях представители комитета дисциплины и порядка особое внимание уделяют беседам о культуре поведения в общественных местах.
Комитет образования: проводит учет успеваемости каждого класса, устраивает соревнования между классами, проводит беседы с неуспевающими учащимися на своих заседаниях, готовит помощников неуспевающим ученикам. Члены комитета следят за сохранностью учебников в своем классе, следят за тем, чтобы не было должников в библиотеку среди одноклассников.
Комитет культуры и досуга: члены комитета являются главными помощниками педагогического коллектива во время проведения школьных мероприятий. На своих заседаниях получают информацию от куратора о готовящемся мероприятии и доводят до сведения своего классного руководителя и класса. На учебных занятиях обучаются писать сценарии, готовить и проводить мероприятия в классе, являются помощниками своего классного руководителя в подготовке классных мероприятий. На всех школьных мероприятиях отвечают за оформление сцены и актового зала, выступают ведущими и исполнителями ролей в театрализованных праздниках.
Комитет здоровья и спорта: члены комитета являются главными помощниками учителей физкультуры и медицинского работника, занимаются подготовкой школьных соревнований, на учебных занятиях комитета изучают спортивные игры, которые можно провести в своем классе на природе или во время классного мероприятия, следят за соблюдением гигиены в классе, проветриванием кабинетов, доводят до сведения класса о предстоящих медицинских осмотрах и прививках, на учебных занятиях комитета все виды первой медицинской помощи, отвечают за наличие в классе аптечки, за соблюдение техники безопасности в школе, на природе.
Комитет труда: члены комитета следят за сохранностью мебели в классе, организуют дежурства в классе по уборке кабинета, занимаются необходимой ремонтной работой в кабинетах и в школе, занимаются организацией работы по уборке школьной территории.
Комитет информации и печати: члены комитета - это юные журналисты, готовят стенгазеты к различным школьным праздникам, оформляют стенды в школе и классах, выпускают поздравительные открытки, выпускают молнии и боевые листки, посвященные какому-либо событию в школе или в классе, помогают в художественном оформлении школьных мероприятий, на учебных занятиях учатся писать статьи, учатся как выпускать газету, как правильно писать репортажи, готовят фоторепортажи и фотостенды в школе.
Комитет опеки и социальной защиты: члены комитета являются помощниками социального педагога, осуществляют работу с учащимися «группы риска».
2.3 Структура классного ученического самоуправления
Первичным коллективом ученического самоуправления (схема 2) является коллектив класса, в котором создается актив, состоящий из: старосты и его заместителей по науке и образованию, культуре, здравоохранению, физкультуре и спорту, труду и социальному развитию, печати и информации.
Староста класса 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Кл. руководитель
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Актив класса
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Члены комитетов
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Староста класса – ответственное лицо, уполномоченное одноклассниками для организации самоуправления в классе и помощи классному руководителю, который в своей деятельности стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и Староста класса Актив класса Классный руководитель Члены комитетов Заместитель старосты по науке и образованию Заместитель старосты по культуре Заместитель старосты по здравоохранению Заместитель старосты по физкультуре и спорту Заместитель старосты по труду и социальному развитию Заместитель старосты по печати и информации школы. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса. Староста класса входит в состав Совета старшеклассников. Организация ученического самоуправления в классах действует на тех же принципах, что и ученическое самоуправление школы и преследует цель – вовлечение всех учащихся класса в общественную деятельность, способствующую улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и в школе в целом.
2.4 Основные направления деятельности ученического самоуправления
Достижение цели и решение задач Программы будет осуществляться по основным направлениям деятельности ученического самоуправления:
№ п/п
Виды деятельности
Содержание деятельности
1
Управленческая деятельность
участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений;
выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни;
участие в работе органов общешкольного самоуправления
2
Информационная деятельность
информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения;
информирование школьников о деятельности ученического совета
3
Организаторская деятельность
поддержка социально-значимых и иных инициатив школьников;
развитие досуговой деятельности учащихся.
4
Правозащитная деятельность
отстаивание прав учеников школы;
защита прав учеников в школе
5
Посреднеческая деятельность
посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности; участие в разрешении ученических конфликтов на основе сотрудничества с социально- психологической службой школы
6
Шефская деятельность
организация шефства старших над младшими; помощь ветеранам
7
Работа с социумом
сотрудничество с внешкольными структурами; привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом
2.5 Законы ученического самоуправления
Закон ответственности:
Члену органов ученического самоуправления школы есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность; Член органов ученического самоуправления настойчиво добивается выполнения решений органов ученического самоуправления школы, он не ждет указаний, а сам принимает решение и организует дело;
Член органов ученического самоуправления школы не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Он пример в отношении к делу, к учебе и к труду;
Член органов ученического самоуправления школы отвечает перед органом ученического самоуправления за свои действия, которые он совершал. За эти действия и за свою работу член органов ученического самоуправления школы отчитывается на заседании органов ученического самоуправления, а также на общем собрании учащихся школы или на общешкольной ученической Конференции
Закон внимательности:
Член органов ученического самоуправления школы внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в школе.
Член органов ученического самоуправления внимательно читает объявления о( заседаниях органов ученического самоуправления.
Закон точности:
Член органов ученического самоуправления школы точен во времени и в делах;
Член органов ученического самоуправления держит свое слово.
Закон дисциплины:
Член органов ученического самоуправления выполняет Устав школы, все законы, правила, решения и поручения органов ученического самоуправления;
Член органов ученического самоуправления поступает в соответствии с Положением, регламентирующем деятельность конкретного органа ученического самоуправления.
2.6 Правила ученического самоуправления школы
Правило свободного микрофона:
Высказываться может каждый член органов ученического самоуправления, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время его выступления;
Председатель Совета Старшеклассников имеет исключительное право передавать «микрофон» (слово) кому-либо другому;
Если ведущий не передаст никому «микрофон», его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к закончившему выступление;
Выступающего внимательно выслушивают.
Правило двух минут для выступления:
Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше двух минут;
Выступая, помните: «Не говори длинно, а говори сжато».
Правило семи минут для доклада:
Доклад может длиться не дольше семи минут;
Для очень важного и содержательного доклада по решению органов ученического самоуправления может быть дано дополнительное время.
Правило поднятой руки:
Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать;
Но если кто-то поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно, не перебивая; Если поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет Председатель Совета старшеклассников.
Правило реплик:
Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
Правило свободы мнений:
Для совета ровно значит: «Думаешь ли ты как все или думаешь иначе».
Правило конструктивной критики:
Ты такой обычай знай: «Критикуешь - предлагай!»
Правило блокнота и ручки:
На заседания члены органов ученического самоуправления приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать учащимся.
2.7 Нормативно-правовые документы деятельности ученического самоуправления
К документам, регламентирующим деятельность органов ученического самоуправления, относятся:
1. Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51»;
2. Программа ученического самоуправления школы;
3 Положение об ученическом самоуправлении МОБУ «СОШ № 51»;
4. План работы МОБУ «СОШ № 51»;
5. План работы Совета Старшеклассников
Раздел 3. Организационно-управленческие основы Программы
3.1. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация школьной Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы осуществляется на трех этапах сроком с 2014 год по 2019 год.
№ п\п
Этапы
Сроки
Содержание
1
Подготовительный
2014 – 2015 гг.
Обоснование участниками педагогического процесса актуальности проблемы развития детского самоуправления. Разработка школьной Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы и ее утверждение на педагогическом совете школы.
2
Основной
2015 – 2018 гг.
Реализация цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы». Промежуточный анализ деятельности участников микросоциума (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) по реализации модели ученического самоуправления.
3
Заключительный этап
2019 год
Экспертиза реализации цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы. Определение перспективы дальнейшего развития системы школьного самоуправления. Обобщение опыта участников микросоциума школы (педагогов, учащихся, родителей) и его распространение.
3.2 Ожидаемый результат Программы
Конкретное представление приведенной цели программы выражается в формулировании основного ожидаемого результата, который представляется как повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи школы по воспитанию и развитию личности ребенка.
Прогнозируемый результат Программы заключен в совокупности трех составляющих:
раскрытие личностного потенциала учащихся в образовательной системе школы;
развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;
формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.
3.3 Мониторинг результатов реализации Программы
Критериями реализации Программы выступает достижение цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы.
Показателем достижения цели и задач Программы является эффективность социализации личности учащегося, которая определяется на основе трех параметров:
1) сформированность интеллектуальных навыков, позволяющих ученику самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора;
2) сформированность основных способов деятельности, необходимых для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнение гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;
3) сформированность личных качеств, позволяющих продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства.
Мониторинг результатов реализации Программы включает в себя следующие компоненты: диагностика уровня воспитанности учащихся;
анкетирование.
Управление реализацией Программы и контроль за ее результатами осуществляет директор школы и организатор по воспитательной работе школы.
3.4 Литература
1. Анжан Б.Т. Система самоуправления в ученическом коллективе. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Алма-Ата, 1991.
2. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ, 1991.
3. Бочкарёв В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2001.
4. Моисеев А.М., Капто А. Е. и другие. Нововведения во внутришкольном управлении. – М., 1998. 5. На службе у детства. Основы, создание и функционирование воспитательной системы «Новая цивилизация». М.: Народное образование, 2003.
6. Петрова Е.В. Самоуправление как социальная система. – Казань, 1993.
7. Ресурсы интернета.
8. Журнал «Внешкольник Оренбуржья».
Совет старшеклассников (исполнительная власть
Комитете дисциплины и порядка
Комитет образования
Комитет досуга
Комитет здоровья и спорта
Комитет труда
Комитет печати и информации
Комитет опеки и социальной помощи
Заместитель старосты по физкультуре и спорту
Заместитель старосты по здравоохранению
Заместитель старосты по культуре
Заместитель по науке и образованию
Члены комитетов
Заместитель старосты по труду и социальному развитию
Заместитель старосты по печати и информации
15