Из опыта работы Организация классного ученического самоуправления
Организация классного ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление – это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая в дальнейшем может помочь ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает учащимся, педагогам и родителям (законным представителям) право участвовать в управлении образовательным учреждением. Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель – адаптация учащихся к непрерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту учащихся, развитию их ответственности и самостоятельности.
Хочу рассказать о своем опыте развития ученического самоуправления в классе.
Для этого в классе я создаю обстановку, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогом и учащимися.
Подростковый коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность. Как и человек, каждый коллектив должен иметь свое имя – название. Уже в первые дни нашей с детьми работы я предложила детям выбрать интересное название и девиз классному коллективу. В ходе обсуждения, мы пришли к общему мнению, назвав наш классный коллектив «Звезда». Девиз класса «Звезда»: «Первыми быть везде и всегда – это девиз класса Звезда!»
При планировании внеклассной работы, строю работу так, чтобы самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в гимназии стали сами подростки. Только таким образом можно обеспечить развитие самоуправления в классном коллективе, заинтересованное участие каждого в жизни класса. Поэтому с помощью различных игровых приемов, например: «Приятные воспоминания», «Совместный выбор», «Празднуем вместе со страной», «У каждого своя четверть», включаю детей в процесс планирования внеклассных мероприятий. Подростки сами выбирают мероприятия, вносят коррективы в мои предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Затем мы проводим выборы главы города и его заместителя, определяем органы управления. Такими органами управления в нашем классе являются различные министерства. «Сотрудники» каждого министерства имеют свои обязанности и поручения.
В нашем классе сформированы шесть министерств:
образования;
охраны законности и порядка;
охраны природы;
здравоохранения и спорта;
культуры;
СМИ.
Все дети по желанию выбирают министерство, в котором они хотели бы работать. В течение года у детей есть возможность перейти в другое министерство, тем самым попробовать себя в другом виде деятельности.
Глава города контролирует деятельность министерств. Заместитель главы города помогает ему в этом, а в отсутствие главы города выполняет его функции.
В каждом министерстве выбирается министр, в обязанности которого входит распределение поручений, а также контроль за их выполнением.
Вот так схематично выглядит структура самоуправления, созданная в нашем классе:
Заместитель главы города
Министерство образования должно:
Оказывать помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
Вести в классном уголке рубрику «Это интересно»;
Помогать классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся;
Готовить классные часы по учебным вопросам.
Министерство охраны законности и порядка должно:
Вести график дежурства в классе, гимназии;
Выпускать стенгазету по результатам дежурства;
Организовывать проведение генеральных уборок в классе;
Вести в классном уголке рубрику «Правовая страничка».
Министерство здравоохранения и спорта должно:
Фиксировать пропуски занятий обучающихся, выясняя причину отсутствующих;
Организовывать посещение детей, которые находятся на лечении дома или в больнице;
Вести пропаганду здорового образа жизни, собирая информацию под рубрикой «Здоровье – это здорово!»;
Обеспечивать участие класса в гимназических и городских соревнованиях;
Провести спортивные мероприятия (совместно с классным руководителем) «А ну-ка, мальчики!», классные часы по пропаганде здорового образа жизни;
Министерство охраны природы должно:
Заботиться о растениях в классе;
Организовывать проведение экскурсий и походов;
Готовить беседы по актуальным проблемам;
Министерство культуры должно:
Помогать классному руководителю в разработке сценариев праздников, классных часов;
Вести концерты и праздники;
Поздравлять одноклассников с днем рождения;
Министерство СМИ должно:
Вести летопись класса;
Выпускать фото- и видеосюжеты из жизни класса;
Проводить опросы, интервью, анкетирование;
Выпускать школьные газеты к праздничным датам, тематические плакаты, готовить материалы для общешкольных газет.
После того, как все министерские «портфели» розданы, разрабатываем с детьми законы классного коллектива. В ходе дискуссии мы выбрали для своего коллектива следующие законы:
Закон правды.
Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон заботы.
Прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах и потребностях.
Закон любви.
Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его.
Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай их!
Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческие достоинства других.
Закон старости.
Помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован!
Закон смелости.
Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смелее!
Закон свободы.
Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Классный руководитель: Н.Н. Пеньевская
Глава города
Министерства
Охраны законности и порядка
Здравоохранения и спорта
Образования
СМИ:
1.Улубиева Джамиля
2.Марчук Дарья
3.Ласкина Диана
4.Тарелкина Валерия
Охраны природы
СМИ
Культуры
15