Опыт работы по теме «Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе»
Опыт работы по теме «Организация ученического самоуправления
в общеобразовательной школе»
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребёнка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям жесткой конкуренции. Возникают проблемы: как сохранить нравственные качества личности, сформировать личность, способную делать правильный жизненный выбор, личность, умеющую адаптироваться в обществе, вырабатывать собственные идеи и мнения.
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001 г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания, как правило, положение о котором зафиксировано в Уставе общеобразовательного учреждения, [37].В последние годы во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
Цель моего доклада - поделиться опытом работы школьного ученического самоуправления, рассказать о том, как мы определяли пути активизации деятельности органов ученического самоуправления с целью развития и саморазвития личности ученика.
Сегодня я описываю работу школьного самоуправления, которое функционирует на данный момент в нашей школе. Конечно, ещё много есть того, что требует пересмотра, корректировки, но хочется знать, как можно работать лучше, поэтому думаю, что самосовершенствование выведет на верный путь. Я считаю вопрос организации самоуправления в школе актуальным, так как основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальным потребностям обучающихся, направленных, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов.
Как написано в книге о самых обыкновенных детях «Фрунзенской коммуне»: Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать»
Заглядывая в толковый словарь, можно узнать, что
САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека.
ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать. СО – как приставка обозначает совокупность.
УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать трудности, приводить в порядок. В итоге:
САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего.
Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим.Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений [1].
Одна из задач школьной системы образования – подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность [5].
Организация ученического самоуправления иногда, а так было и в нашей школе, вызывает ряд проблем, затруднений.
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.). Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом [33].
При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В нашей школе мы попытались создать обстановку, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач или проблем, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Большую роль здесь сыграли не только общешкольные мероприятия и КТД, но и участие в районных мероприятиях.
Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, а на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии всем коллективом.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.
Что же необходимо предпринять в школе по развитию ученического самоуправления? Сделать предстоит многое. Первым шагом в нашей школе стало проведение круглого стола - расширенное заседание методического объединения по теме «Ученическое самоуправление: сложности, проблемы, пути преодоления проблем».
После обсуждения стало понятно, что развитие ученического самоуправления в школе в огромной степени зависит от самих педагогов. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка детей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса [33], включая членов администрации.
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Соцпедагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни. Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.)
Рассказывая о самоуправлении в школе, мне хотелось бы предложить модель ученического самоуправления, которая позволит каждому ребенку стать личностью, определить свои место и роль в будущей взрослой жизни, самоопределиться в выборе «что делать?» и «как?». Через коллективную творческую деятельность обеспечивается широкое поле для воспитания у школьников потребности к процессу творчества.
Структура Управляющего совета школы
члены Совета старшеклассников
педагоги
родительская общественность
Основные этапы реализации развития ученического самоуправления
- I этап- 2011-2012 г. (диагностический) - изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления и пути её разработки; диагностирование внутришкольного пространства отношений.
- II этап-2012-2013 г. (проектный) - разработка (совершенствование) модели самоуправления с учётом предложений членов школьного коллектива;
- III этап-2013-2014 г. (этап поддержки) – утверждение, оценка разработанной модели и формирование на её основе органов ученического самоуправления;
- IV этап-2014-2015 г. (практический) – подготовка актива к реализации и совершенствованию модели ученического самоуправления в школе.
- V этап – 2015-2016 г. (обобщающий) – обработка и интерпретация данных за 5 лет; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; представление результатов на конференции.
Первый этап предполагал:
1) Постановку вопросов об ученическом самоуправлении на заседаниях методических объединений педагогов школы, педагогических советах, совещаниях классных руководителей, учителей-предметников, родительских и ученических собраниях.
2) Подготовку специальных методических выставок по проблеме ученического самоуправления.
3) Изучение передового опыта по самоуправлению.
4) Использование различных форм изучения общественного мнения педагогов, учащихся, родителей по разработке модели или путей совершенствования ученического самоуправления: дискуссий, проблемных столов, деловых игр, конкурсов на лучшее предложение, анкетирование.
Вопрос об ученическом самоуправлении в нашей школе стоял давно. Создание органов самоуправления обсуждалось на заседаниях методических объединений педагогов школы, педагогических советах, совещаниях классных руководителей, родительских и ученических собраниях.
На первом этапе работы над созданием органов самоуправления в нашей школе мы образовали инициативную группу, куда вошли педагоги, родители. Вокруг инициативной группы педагогов и родителей объединились учащиеся.
По отношению к стремлению заниматься в школе общественной деятельностью учащиеся разделились на три группы:
1.тех, кто хотел бы заниматься - 60 %;
2.тех, кто не хотел бы - 10 %;
3. и ещё не определились в этом вопросе - 30%.
Было проведено анкетирование среди учащихся. В числе прочих были такие вопросы:
- «Что такое самоуправление?»
- «Для чего нужно самоуправление?»
Вот такие получены ответы;
- Это когда мы сами всем классом решаем свои школьные проблемы, только советуясь с классным руководителем или педагогом-организатором.
- Это такая организация нашей жизни, когда ребята сами решают о необходимости проведения того или иного мероприятия.
- Это здорово! Это значит, что к моему мнению прислушиваются, что мой «голос» может оказаться решающим при принятии какого-либо решения.
- Для того чтобы мы могли сами принимать решения, активно участвовать в жизни класса.
- Для того чтобы быть похожими на взрослых, чтобы хоть чуть-чуть понять их заботы и проблемы.
- Участвуя в самоуправлении класса, школы, мы привыкаем к взрослой жизни, понимая, какие нас дальше ждут проблемы.
- Участвуя в организации жизни класса и школы, поневоле становишься более организованным, собранным, самостоятельным
- Самоуправление приучает к ответственности.
Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство наших учеников имеют потребность в реализации своей социальной активности через участие в органах самоуправления.
Второй этап:
1) Анализ и обобщение собранных предложений в ходе изучения общественного мнения.
2) Формирование творческой группы для разработки конкретных документов, определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления в школе.
3) Включение в разработку конкретных документов учащихся, родителей, педагогов.
На втором этапе работы были собраны, проанализированы и обобщены все предложения по созданию органов ученического самоуправления. Учащиеся предлагали создать и Школьную республику, и Школьный парламент, но мы остановились на системе школьного самоуправления «Совете старшеклассников». Затем была сформирована творческая группа, которая занялась разработкой конкретных документов, определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления в нашей школе. В эту группу вошли не только члены педагогического коллектива, но и родители, учащиеся, а также представители общественности. На этом этапе были разработаны:
· Положение об общешкольной конференции
· Положение об управляющем совете
· Положение об ученическом Совете учащихся
· Паспорт ученического самоуправления
Третий этап:
1) Обсуждение разработанной модели ученического самоуправления и документов, определяющее содержание их деятельности в педагогическом, родительском и ученическом коллективах.
2) Сбор творческой группой предложений и практических замечаний по совершенствованию разработанных документов.
3) Организация экспертной оценки разработанных документов.
4) Выборы органов ученического самоуправления.
Прошло обсуждение модели ученического самоуправления во всех коллективах нашей школы: педагогическом, родительском и ученическом.
Четвёртый этап:
1) Подготовка выборного ученического актива к организаторской работе в органах самоуправления.
2) Проведения школ актива.
3) Составление памяток работы актива и подразделений органов ученического самоуправления.
3) Проведение членами творческой группы консультаций для актива.
4)Вооружение актива методикой самообразовательной деятельности.
Пятый этап:
1)Обобщается опыт работы ученического самоуправления,
2)Разрабатываются рекомендации, проводятся научно-практические конференции,
3)Оформляется и описывается опыт работы по формированию органов самоуправления в школе.
2.2 Методические аспекты организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.
Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).
На следующем этапе внедрения в практику школьного самоуправления были разработаны основные методические документы, первым из которых являлся паспорт ученического самоуправления
ПАСПОРТ
ученического самоуправления
1. Полное название формы ученического самоуправления «Радуга»:
«Союз мальчишек и девчонок» (СМиД «Солнышко»), Совет старшеклассников «Радуга»
2. Ученическое самоуправление работает с 2011г.
3. Количество классов, включенных в систему ученического самоуправления 1-9.
4. Документы, регламентирующие деятельность органов ученического самоуправления:
1) Положение об Ученическом Совете, регламентирующее деятельность органов ученического самоуправления.
2) Устав муниципального общеобразовательного учреждения
3) Приложение к Уставу МОУ ООШ №11с. Прасковея
4) Положение о Совете школы
5. Существование и деятельность органов ученического самоуправления отражены в Уставе учебного учреждения.
Выписка из Устава школы:
п 5.3 «Высшим органом самоуправления Школы является Конференция обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей). Конференция проводится не реже 1 раза в год. Делегатами на конференцию избираются:
· от родителей 10человек,
· от работников школы 10человек,
· от обучающихся - по 3 человека от класса.
5.4 Управляющий совет Школы (Совет) – коллегиальный орган, созданный для реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием и наделённый полномочиями в соответствии с настоящим Уставом» [39].
5.4.1. В состав Совета избираются:
· представители из числа родителей каждой ступени
· 3 представителя обучающихся из 7-9классов
· педагоги
6. Цели и задачи органов ученического самоуправления;
Выписка из Положения об Ученическом Совете Школы:
Цель деятельности Ученического Совета:
Формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств школьников, социальной ответственности
Задачи:
· вовлечение учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности;
· развитие творческой индивидуальности учащихся;
· воспитание у учащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферы дружеских отношений;
· защита прав учащихся»
7.Перечень существующих органов ученического самоуправления, их состав по поручениям, связи, подчиненность:
8. Ученический совет в текущем учебном году возглавляет президент ученица 8класса, её заместитель, ученик 8 класса. Оба входят в Управляющий Совет Школы.
Срок полномочий: до конца 2014-2015 учебного года.
9. Выборы ученического самоуправления проходят:
Сначала на собраниях классных коллективов выбирают представителей всех указанных направлений. Эти представители входят в состав секторов (с 5-го по 9 класс).
Каждый сектор выделяет по одному представителю из учащихся 5-9 классов в состав Ученического Совета. Таким образом, Ученический Совет состоит из шести человек (по одному человеку от каждого направления, министра и его заместителя). Кандидатуры министров Ученического Совета и заместителей рекомендует Педагогический Совет, а утверждает – Конференция.
Таким образом, выборы проходят ступенчато.
10. Как и кем представлены интересы учеников начальной школы в органах ученического самоуправления:
Интересы представлены классными руководителями и родителями учащихся начальной школы.
11. Содержание деятельности:
(Вопросы, относящиеся к компетенции органов ученического самоуправления.)
12. Документы, регламентирующие сферу полномочий администрации учреждения образования и органов ученического самоуправления:
- Устав школы
- Положение об Ученическом Совете.
13. Традиции:
· Праздник посвящения первоклассников в пешеходы
· Конкурс на лучший осенний букет («Осенние посиделки»);
· День Учителя – День Самоуправления;
· Неделя спорта, посвящённая памяти Героя РФ А. Н. Мороховца;
· День матери
· « Каждой пичужке - кормушка» «Самый редкий гость»;
· Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла;
· День рождения школьного ученического самоуправления «Радуга»;
· Последний Звонок для выпускников.
С 2011 года в школе действует система ученического самоуправления, объединяющая учащихся со 1-го по 9-е классы.
Дети 1-5 классов входят в состав СМиД («Союз мальчишек и девчонок - «Солнышко». С 6 по 9 классы - Совет старшеклассников «Радуга».
Каждое министерство выполняет определённые функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в школе.
СТРУКТУРА ОРГАНА САМОУПРАВЛЕНИЯ
Совет старшеклассников состоит из министерств: министерство печати и информации, министерство спорта, министерство культуры, министерство образования, министерство труда, министерство внутренних дел.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ членов Совета старшеклассников
П Р А В А :
быть избранным в одно из министерств Совета;
принимать участие в в разработке мероприятий, их проведении;
принимать участие в разработке программы воспитательной работы в школе;
осуществлять контроль за выполнением прав ребенка в школе.
ОБЯЗАННОСТИ:
работать по регламенту Совета в установленные сроки;
поддерживать связи с внешкольными учреждениями, другими школами города и района;
работать в одном из министерств Совета.
Педагоги, родители могут участвовать в работе любого министерства с правом голоса.
Взаимодействие ученического самоуправления
Работа органов самоуправления в классе
В каждом классе есть мэр. Учащиеся имеют поручения и выполняют его в течение недели. «Хозяюшки», «Цветоводы», «Затейники» - в такие группы дети объединены и выполняют свою роль, придумывают, рисуют, делают поделки, выращивают цветы и т.д. Игра – лучший способ развития творческого потенциала и совершенствования возможностей маленького ребенка, его приобщения к новым культурным ценностям, вхождения в систему новых социальных связей и воплощения собственных планов.
Классные руководители на начало учебного года, как правило, проводят классное ученическое собрание, в ходе которого, изучив интересы обучающихся, определяя индивидуальный подход к каждому, пусть не сразу, но постепенно создаются условия для развития ученического самоуправления, а затем преодолеваются и те проблемы, которые возникают в коллективе класс
Министерство Печати и информации - контролирует выпуск классами газет к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, готовит и проводит устные журналы к Дню Конституции, Дню примирения и согласия и другим датам, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах.
Министерство Образования - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, помогает классным руководителям проверять дневники учащихся, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, подготовке к интеллектуальным марафонам, конкурсам, олимпиадам, помогает учащимся старшеклассникам проводить уроки в младших классах в День Самоуправления (в День Учителя).Министерство Внутренних дел – проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, сюда входят отряды Юных инспекторов движения, школа безопасности, дружина юных пожарных. Ребята помогают вести профилактическую работу по ЗОЖ.
Министерство Культуры - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно- массовые мероприятия в классах и школе, занимается с классными руководителями организацией экскурсий, посещением театров и музеев.
Министерство Труда - осуществляет организацию дежурств и субботников, следит за своевременной уборкой и чистотой школьных кабинетов, организует и проводит мероприятия по экологическому направлению, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение классов и школы.
Министерство Спорта - оказывает помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, массовых праздников и соревнований, дней здоровья.
Вся деятельность учащихся находится в совместном ведении администрации школы и Ученического Совета.
В основной ступени с 5-го по 9-й классы дети участвуют в выборах президента ученического самоуправления. Каждый год в мае проходит ученическое собрание, где подводятся итоги за прошедший год. Отчитывается президент, министры, выступают с критикой и пожеланиями мэры классов, учащиеся, определяют задачи на будущий год. Рождаются новые планы, как сделать свою школьную жизнь более интересной, насыщенной. Дети очень чётко определяют позитивные и негативные стороны в своей деятельности, деятельности школы в целом. В сентябре проходит общешкольное собрание, на котором выбирают избирком, определяют сроки избирательной кампании и день выборов, утверждают положения, касающиеся воспитательной работы. Во время предвыборной кампании выступают кандидаты в президенты, определяют свою точку зрения, объявляют свои программы.
.
Можно ли обойтись без самоуправления в школе? Да, разумеется. Но отсутствие самоуправления порождает явно авторитарный стиль руководства, подавляет, делает учебно-воспитательный процесс средством усиления авторитарной власти, где органы самоуправления служат лишь декорацией, создающей внешне благоприятную картину. При этом возникает и соответствующий стиль взаимоотношений в коллективе. Значит, отсюда следует, что самоуправление в школе – это не просто вопрос о том, каковы механизмы руководства ученическим коллективом. Это, прежде всего педагогическая проблема. Немаловажной является проблема развития у учащихся общественной активности.
Несколько лет подряд при изучении психологической службой школы поведения учащихся старших классов, их личностных особенностей, мы получаем новые интересные данные о «плюсах» и «минусах» нашей педагогической деятельности. В процессе подобных исследований составляются развернутые психологические характеристики отдельных учащихся. Показательными в этом смысле бывают характеристики некоторых старшеклассников – активистов. Проведя «ретроспективное изучение» отдельных учащихся по характеристикам, собственным наблюдениям, мы воссоздаем целостный процесс развития личности отдельных учеников на протяжении всей их школьной жизни. Выводы по проведенным исследованиям свидетельствуют о том, что необходимо добиваться, чтобы общественная активность была не столько средством выполнения запланированного мероприятия, сколько средством формирования личности – вот в чем суть проблемы».
Итак, для того, чтобы коллектив эффективно влиял на формирование личности учащегося, последний должен выступать как субъект действий коллектива. Такого характера взаимоотношений между личностью и коллективом можно добиться лишь при наличии полноценного ученического самоуправления. В этом случае учащиеся имеют реальную возможность влиять на положение дел в коллективе. А педагоги, организующие процесс самоуправления, создают условия для развития общественной активности школьников, а именно для проявления творческих и индивидуальных способностей, высокого самосознания, нравственности. Создание системы ученического самоуправления, как воспитывающей среды школы, обеспечивает социализацию каждого ребенка, организацию всех видов групповой коллективной и индивидуальной работы, вовлекающей учащихся в общественно полезные дела.
Ученическое самоуправление работает по таким принципам, как:
самоопределение (определение личностных целей в конкретных проблемах);
защищённость и ответственность;
нравственность и культурные нормы;
сотрудничество и открытое педагогическое взаимодействие.
Формирование сферы самоуправления и его деятельности осуществляется во взаимодействии с психологической службой школы с учётом диагностических целей:
диагностика направлений деятельности;
диагностика личностных особенностей учащихся с позиции лидерства, коммуникативности;
планирование деятельности.
Разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям, мы добиваемся проявления способностей каждого ребёнка в деятельности школы, в её больших и малых делах. Под руководством опытных педагогов-кураторов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности: человек, семья, Отечество, труд, знание, культура, мир.
Родительская общественность активно участвует в жизни школы: мероприятиях, акциях, Благотворительном концерте, праздниках, дискуссиях, участвуют в диагностических опросах. Между ученическим и родительским коллективами существует обратная связь: пожелания детей по ремонту классных комнат. Родительская общественность вносит предложения по организации и проведению новогодних мероприятий, классных часов, вечеров, поездок, музеи, на выставки.
Педагогический коллектив школы активно работает над формированием и развитием системы школьного самоуправления в школе, четко помня о том, что эффективность системы определяется тем, как мы воспитываем лидеров, ярких личностей, развиваем их организаторские способности, ответственность, неравнодушие к общественным проблемам, гражданские качества. Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив. На мой взгляд, для успешной работы органов самоуправления необходимо:
1.Найти сферы полезной и значимой для школы для школы и для учеников деятельности.
2.Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
3.Предоставить детям педагогическую поддержку и помощь.
Детям мы предоставляем следующие области школьной жизни:
1.Организация досуга: школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д.
2.Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.
3.Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.
4.Спорт и спортивные мероприятия, дни здоровья.
5.Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д.
6.Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранамивойны и труда.
7. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.
Учить самоуправлению — значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение. Для решения этих задач могут быть использованы ролевые игры: «День дублера», «День самоуправления в школе» и др.
Педагогу важно постоянно отслеживать, как развивается самоуправление в классах и школе. Для этого можно провести опрос учащихся по предлагаемой в приложении №3 методике. Предложенные в данной методике вопросы соответствуют функциям детского самоуправления и критериям развития его в ученических коллективах.
В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление — значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними — главная задача управления школой.
Важной особенностью деятельности педагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.
Не менее важным специфическим направлением являются защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужно создать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.
Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.
Самоуправление решено было вводить постепенно, так как педагогическому коллективу необходимо понять необходимость тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.
На заседании МО классных руководителей педагоги активно делятся опытом работы в своём классном коллективе, что очень помогает коллегам работать над повышением эффективности системы самоуправления.
Для развития ученического самоуправления используем возможности школьной стенгазеты, а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.
В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.
Выборы президента школы в этом учебном году проходили очень активно: проголосовали все учащиеся, никто не остался в стороне. Кандидатур тоже выдвигалось несколько. Но ребята уже понимают, что президент школы - это очень ответственно, поэтому некоторые, сразу оценив возможности, сняли свою кандидатуру.
После собрания кандидаты проводят агитационную работу в течение 2-х недель и объявляется день выборов. Раздаются бюллетени и большинством голосов выбирается президент.
Президент Совета старшеклассников формирует кабинет из 6 министров по числу министерств. Определяются задачи для каждого министерства.
Под руководством президента работают мэры (классов). В каждом классе проходят выборы мэра класса путём голосования.
Под руководством министров работают учащиеся класса, отвечающие за свою часть общественно – полезной работы. Президенту даёт советы, консультации старшая вожатая или зам директора по ВР. Министрам оказывают помощь опытные педагоги, курирующие систему самоуправления.
В классе каждый ученик имеет поручение. Чередование поручений происходит 1-2 раза в полугодие (при необходимости скорректировать работу – чаще). В мэрию класса входят: мэр, ответственный за печать, главный спортсмен, главный дежурный, затейник, главный цветовод. Все зависит от основного системообразующего вида деятельности, характерного для воспитательной системы класса, для данного коллектива.
Каждый ученик может выбрать себе дело по душе, выразить свою индивидуальность, свои способности, выполняя то, или иное поручение, или своё собственное дело.
Дети, особо проявившие свои организаторские способности, имеют возможность работать в одном из министерств, или выдвигать свою кандидатуру на пост президента Совета старшеклассников. На заседании Совета обсуждаются КТД, определяется их тематика и содержание, определяются ответственные за большие традиционные мероприятия школы: благотворительный концерт, юбилей школы, празднование Дня победы, и т.д. Собрание мэров классов, президент, министры определяют основные цели, задачи, пути их решения, и определяют свою ответственность за их исполнение. Особое значение мы придаем социальной инициативе. В течение года проходит Марафон добрых дел.
По разработанной самими ребятами шкале за участие в общественной жизни класса выставляются баллы и по итогам года определяются победители, вручаются грамоты и сладкие призы. Так за участие в КТД классному коллективу выставляют 2 балла, если ребята сделали дело лучше других- 4, если это мероприятие проведено по их инициативе и в него вовлечен широкий круг людей - 16 баллов. Это хороший стимул, о жизни школы знают все жители, а мероприятия ученического самоуправления полезны не только детям, но и жителям села. В текущем учебном году на заседании Управляющего совета школы было вынесено решение учредить кубок имени Героя РФ А. Н. Мороховца, так как школа носит его имя и вручать его в конце учебного года «Лучшему классу года».
Педагоги в органах ученического самоуправления назначены администрацией (кураторы по Министерствам). Представители органа ученического самоуправления входит в состав Управляющего Совета образовательного учреждения. Партнерами ученического самоуправления являются:
- управляющий совет
- объединения дополнительного образования.
Разработка документов, предусматривающих сотрудничество детей и взрослых на основе взаимной ответственности, позволяющих членам самоуправления реализовать свои функции; с четким разграничением органов самоуправления при организации конкретной деятельности.
Благодаря четко выдержанным этапам введения самоуправления, учащиеся понимают суть своей деятельности. Достигнуты следующие результаты:
• самостоятельность в выборе и принятии решений;
• ответственность за свои решения, действия и поступки;
• способность терпимо относиться к своему ближайшему окружению, родным людям;
• готовность действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях;
• мотивированность на получение прочных знаний;
• способность к совершению нравственных поступков и сохранению чувства собственного достоинства в самых трудных ситуациях;
• компетентность в учебной и будущей профессиональной деятельности;
• способность ощущать себя одновременно как гражданином своей страны, так и мира быть национальным патриотом;
• умение жить в ладу с другими народами, культурами;
• уважительное отношением к мнению других людей, терпимостью в общении
Учащиеся из «Совета старшеклассников»- активные участники многих районных мероприятий: «Школы актива», «Школы вожатого», «Верёвочного курса», «Я - будённовец», «Парада Дедов Морозов», «Лидер». Они прошли обучение в районной «Школе актива» и в течение учебного года, в период летних каникул стали незаменимыми помощниками в школе и на пришкольной площадке.
Два года подряд в районных конкурсах принимала участие президент школы. Она лидировала во многих конкурсах, заняла призовые места в номинации «Моя гражданская позиция»- конкурсе сочинений, в номинации «Деловая игра». Ею организован ансамбль «Ритм», без выступления которого не обходится ни одно общешкольное мероприятие. За активную работу, отличную учёбу и вклад в общёственную жизнь школы Осипова Алина была награждена поездкой в детский оздоровительный центр «Орлёнок».
Но все-таки проблем мы не избежали, и первая из них заключается в непонимании и незнании учащимися выгоды, возможностей и прав ученического самоуправления. Для преодоления этой проблемы должна проводиться просветительская работа через административные ресурсы, а так же при привлечении молодёжных организаций. Начали тесно сотрудничать с центром молодёжи, проводим вместе различные акции, флешмобы («Молодое поколение за безопасное движение», «Всемирный день защиты детей», «Укрась кусочек планеты», «Зелёная планета»).
При активной работе и серьёзной поддержке со стороны взрослых ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здоровой среды в коллективе школы. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.
Главное, на мой взгляд, созданное в школе ученическое самоуправление «Совет старшеклассников» помогает активно общаться и дружить классным коллективам, а так же способствует общению с другими школами, различными организациями.
Ученическое самоуправление дает:
Учащимся:
· развитие навыков работы в группе, в команде;
· ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
· ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
· выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
· защищает права ребенка;
· учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
· помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
· организует свободное время детей;
· ведет к улучшению учебной результативности детей;
· снижает конфликтность в семье;
· дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
· помогает организовать детей;
· сплотить детский коллектив;
· повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
· раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
· апробация инновационных технологий;
· обобщение опыта работы через средства печати
· углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
В заключении хотелось бы отметить, что работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их. Поскольку ученическое самоуправление достаточно молодо, готового материала, на котором можно было бы строить работу в нашей школе, практически не было. Приходилось изначально (и это проблема не только нашей школы) за основу брать лучшее, что было когда-то в советских школах (пионерская организация и т.д.)
Неоценимую помощь оказали здесь сами ребята, когда стали предлагать создать сначала детскую организацию, где был бы свой президент, его помощники, свое название и девиз. Постепенно учащиеся и педагоги понимали, что работа детской организации не дает возможности каждому учащемуся школы принимать активное участие в управлении жизнью школы. Можно очень многое в школе делать вместе, и это получается намного лучше, чем просто при манипулировании детским коллективом. Ребята стали активнее. Несмотря на все трудности в работе с ученическим самоуправлением, в нашей школе сложилось решение, что самоуправлению необходимо быть.
Детские годы – это определенный жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность. А ведь – школа- это ещё и большая дружная семья. А самоуправление создает «ощущение семьи», в которой ценят и любят каждого.
Школа – наш второй дом, а в доме всегда солнечно, уютно и тепло. Школа для всех учеников одна, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль – в общем, ощущать свою востребованность.
Список использованной и цитируемой литературы
1. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление [Текст] /
Д.В.Рогаткин. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с2. Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст] / А.С. Прутченков. - М:,2003. -328с.
3. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С.Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
4. Коротов, В.М. Самоуправление школьников [Текст] / В.М.Коротов Изд. 2-е, дополненное и переработанное - М.: Просвещение, 1976. – 175 с.
5. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении [Текст] / В.И.Бочкарев – М.:ВЛАДОС, 2001. – 192 с.
6. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.Е.Щуркова - М.: Педагогическое общество России, 2000. -128с
7. Филатова, Л.И. Комплексный подход к воспитанию школьников [Текст] / Л.И. Филатова, Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1982. – 82с.
8. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время [Текст] / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
9. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С.Макаренко - М.: Педагогика, 1977. – с.180
10. Максимов, В.И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя [Текст] / В.И.Максимов – М.: Просвещение, 2003. С.254.
11. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М.И.Рожков - М., «Владос», 2002 – 160 с.
12. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений [Текст]: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
15. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). [Текст]: – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
16. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов [Текст]/ Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 2005. – 240 с.
17. Фадеева, Е.И. Лабиринты общения [Текст]: Учебно-методическое пособие./ Е.И.Фадеева – М.: ЦГЛ, 2003.
18. Управление образовательными системами: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.
19. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу [Текст] / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
20. Быкова, В.Г. Воспитательная система школы в современных условиях [Текст] / В.Г.Быкова // Классный руководитель. – 2004. №6
21. Никитюк, А.С. Самоуправление класса [Текст] / А.С.Никитюк // Классный руководитель. – 2001. №3
22. Симонова, Т.Е. Положение о совете старшеклассников [Текст] / Т.Е.Симонова // Классный руководитель. – 2001. №5
23. Скачкова, О.С. Положение о совете старшеклассников [Текст] / О.С.Скачкова, // Классный руководитель. - 2000. № 4
24. Викторов, Н. Досуг – дело серьезное [Текст] / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
25. Дольникова, Е. Нам бы только выучиться жить [Текст] / Е.Дольникова // Воспитание школьника. – 2001. №8
26. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. [Текст] // Воспитание школьника. – 2001. №7
27. Майкон, А. И. зам. Директора по воспитательной работе школы №180 г. Новосибирск. Пять + один! (из опыта создания системы воспитательной работы) [Текст] / А.И.Майкон // Классный руководитель. - 2000. №5.
28. Об опыте коммунарских сборов. // Воспитание школьника.- 2001. №7
29. Проект деятельности как средство развития воспитательного процесса. // Воспитание школьника. – 2001. №7
30. Соколова, А. К взрослой жизни через творчество [Текст] / А.К.Соколова // Воспитание школьника. - 2001. №5
31. Схема формирования самоуправления в лицее //Классный руководитель. – 1999. №3. – с.75
32. Бочкарев, В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах [Текст] / В.Бочкарев, В.Опалихин // Воспитание школьника. - 1996. №2. – с.14
33. Калиш, И. Типичные ошибки ученического самоуправления [Текст] / Калиш И., Прутченков А., Солодова О.//Народное образование.-2003, №7
34. Прутченков А., Подготовка к сознательному и компетентному участию в выборах [Текст] / А. Прутченков , В.Высоцкий // Воспитание школьников. - 2004, №1
35. Организация деятельности органов ученического самоуправления. // Классный руководитель. - 1999, №2. – с.45
36. Рогаткин, Д.В. Служба примирения в системе школьного самоуправления [Текст] / Д.В.Рогаткин // Вестник восстановительной юстиции. -2002. №4
37. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования J игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции. [Текст] // Внешкольник. - 2005. №5
38. Закон об образовании
39. Устав школы
40. Концепция воспитательной системы школы
41. Устав детской организации