Организация ученического самоуправления в школе 8 вида
Органом общешкольного самоуправления является совет школы, в который входят учащиеся старших классов с достаточно сохранным интеллектом, пользующиеся авторитетом среди учащихся, так или иначе помогающие в управлении школьным коллективом. Деятельность совета школы регламентируется педагогом-организатором и заместителем по воспитательной работе. На заседаниях совета школы создаются рабочие группы: трудовая, санитарная, учебная, спортивная, хозяйственная, художественно-музыкальная. Количество и наименование видов деятельности определяются условиями учебно-воспитательного процесса.
В нашей школе работа по организации школьного самоуправления была проведена в несколько этапов. На первом этапе в каждом классном коллективе были проведены беседы о том, кто такой лидер, какими качествами он должен обладать, кто может быть лидером из одноклассников.
На втором этапе была проведена деловая игра «Выборы президента», которая являлась моделью настоящих «взрослых» выборов. В результате внутриклассных бесед и опросов были выявлены три кандидата на роль школьного президента. Каждый кандидат с помощью наставника из числа педагогов сформулировал свою предвыборную программу, в которой изложил своё видение школьной общественной и творческой жизни. Из числа учащихся с достаточно сохранным интеллектом была создана избирательная комиссия, которая составила списки классов, занималась выпуском бюллетеней и изготовлением урны для голосования. В день выборов эти ребята следили за порядком и дисциплиной во время голосования, вели подсчёт голосов.
В результате голосования определился лидер, который и стал школьным президентом.
На третьем этапе из числа классных лидеров сформировалась Школьная Дума.
На первом заседании ШД были распределены назначения и обязанности министров.
Основное содержание деятельности каждого структурного компонента.
Президент ученического самоуправления:
председательствует на всех заседаниях Министерств;
координирует работу всех министерств.
Осуществляет связь с методическим объединением классных руководителей, со всеми учителями школы.
Секретарь ШД
отвечает за:
оперативное (своевременное) ведение документации Совета (протоколы, ШД);
собирает информацию о выполнении решений Совета.
Премьер-министр
Выполняет обязанности Президента в его отсутствие;
Отвечает за ведение документации ШД.
Министр образования
координирует вопросы образовательного процесса;
координирует участие в конкурсах образовательного цикла и предметных неделях, олимпиадах;
оказывает помощь в проведении предметных недель;
оказывает помощь в организации и проведении интеллектуальных игр и конкурсов.
Министр труда
Выполняет решения ШД по трудовому направлению;
Вносит и реализует предложения по работе ШД по трудовому направлению;
Осуществляет контроль за дежурством по школе и классам;
Организует проведение субботников;
Контролирует прохождение учащимися трудовой практики;
Проводит рейды по проверке сохранности школьной мебели, книг, по проверке сменной обуви, состоянии школьного участка.
Министр культуры и досуга
Выполняет решения ШД по культурно-массовому направлению;
Вносит и реализует предложения по работе ШД по культурно-массовому направлению;
Занимается проведением всех культурно-массовых общешкольных мероприятий: концертов, вечеров, дискотек и др.;
Оказывает консультативную помощь классам в подготовке вечеров, огоньков, выступлений на конкурсах самодеятельности.
Министр печати
Отвечает за своевременное информирование учеников и педагогов школы;
Выпуск школьной газеты;
Выпуск школьных радиопередач;
Оформление школьного стенда информации.
Министр спорта и здоровья
Занимается спортивными мероприятиями школьников;
Помогает организовывать спартакиады и олимпиады школы;
Пропагандирует здоровый образ жизни.
Отдел тимуровцев
участвует в акциях «Мы за чистое село», «Посади дерево», «Помоги ребенку», «Мы за ЗОЖ».
Организует помощь инвалидам, престарелым гражданам и ветеранам ВОВ.
Школьный радиоузел
Школьные новости;
Спортивные новости;
Поздравления;
Знаменательные даты;
А знаешь ли ты?
Анекдоты;
Рейтинг классов;
Викторина;
Трансляция музыки;
В работе каждого Совета дела присутствуют основные звенья самоуправления:
коллективное целеполагание
коллективное планирование
подготовка и осуществление задуманного дела
коллективный анализ и оценка выполненного дела
постановка новых перспектив.
Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные педагогом отношения и отношения стихийные, требующие особого внимания.
Каждый педагог-организатор при организации самоуправления должен помнить:
1. Мастерство организатора зависит главным образом от того, в какой мере учитываются социально-психологические факторы развития коллектива и на какой нравственной основе развёртывается детское самоуправление.
2. необходимо знать скрытые пружины детского общения, характер притязаний, интересов, мотивов поведения – без этого невозможно развивать детскую активность.
3. Следует завоевать доверие учеников – это первое условие в развитии детской самостоятельности. Развивать самоуправление – значит постоянно учить школьников правильному разрешению возникающих противоречий, устранению недостатков, преодолению трудностей. Смысл самоуправления – в формировании инициативы и самостоятельности учащихся.
4. Необходимо привлекать к управлению жизнью школы как можно больше учащихся, не ограничиваться узким кругом актива. Помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников – это задача коллектива.
Большую роль при организации самоуправления имеет работа с лидерами, но при этом надо помнить, что:
1. Роль лидера далеко не всегда соответствует его интеллектуальной и нравственной ценности, и задача педагога – путём постоянного обогащения жизни детей полезными делами, повышения нравственных требований, добиться, чтобы это соответствие было полноценным.
2. В одних занятиях школьник может лидировать, а в других быть рядовым. Задача педагога-организатора состоит в том, чтобы утвердить в коллективе правило: кто лучше умеет, тот и возглавит. Необходимо превратить это правило в норму деятельности, приучить школьников оценивать товарищей по тому, как они относятся к общему делу, насколько им дорого нравственное здоровье класса, школы в целом.
В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а учитель берет на себя педагогическое руководство.
Там, где воспитательная система сложилась, школьный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей деятельностью и общей ответственностью. У школьников и педагогов формируется «чувство школы», что делает возможным осуществление и расширение практики личного подхода.
15