Статья на тему Концептуальные основы ученического самоуправления младших школьников
Концептуальные основы ученического самоуправления
В настоящее время во многих образовательных учреждениях (среднего (полного) общего образования) наличие органов ученического самоуправления считается второстепенным, необязательным и мешающим учебному процессу. В то же время создание такой структуры в образовательном учреждении предусмотрено многими Уставами образовательных учреждений и Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
В соответствии с письмом Минобразования РФ от 6.02. 2004 г. N 27-51-119/16 "О мерах по дальнейшему развитию ученического самоуправления в образовательных учреждениях" важным направлением в региональных программах развития воспитания должно стать создание органов ученического самоуправления во всех образовательных учреждениях.
Серьезным стимулом для развития ученического самоуправления становится выполнение положений Указа Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" (2006г.), в соответствии с которым учреждены премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет, в том числе по номинации "Социально-значимая и общественная деятельность" - для активистов ученического и студенческого самоуправления образовательных учреждений.Самоуправление есть ни что иное как самый демократичный способ организации общественной жизни. Ученическое самоуправление – это процесс протекания совместной и самостоятельной школьной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои особенности.
Ученическое самоуправление — форма участия школьников в самоуправлении в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией школы.
Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.
Участие учащихся в ученическом самоуправлении способствует формированию лидерских качеств, более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; сформировать социальные модели поведения.
Ученическое самоуправление выражается в способности учащихся самостоятельно проявлять инициативу в вопросах управления школой, принимать собственные решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Зачастую самоуправление проявляется в планировании и организации деятельности коллектива, анализе проделанной работы и подведении итогов.
По мнению В.И. Бочкарева, «ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей».
Д.В. Рогаткин выдвинул гипотезу о том, что «ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать своё право на участие в управлении образовательным учреждением».
Сущность самоуправления раскрывается в его функциях.
Таблица 1.1 - Функция самоуправления (по И, А. Жокиной, и М.И. Рожкову)
Функция Характеристика
Освоение управленческой культуры дает возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность
Адаптационная обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе
Прогностическая помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы
Интегративная дает возможность сочетать групповые и индивидуальные виды деятельности объединить усилия учащихся, педагогов, родителей для достижения тех или иных целей деятельности
Организационное саморегулирование гибкость в реализации организаторских функций учащихся, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения упрвленческих задач
Самоактивизацияприобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем, а также вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности
Коллективный самоконтроль постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач
На современном этапе развития ученического самоуправления происходит отделение самоуправления от школы, другими словами выход за пределы образовательного учреждения. Развитые формы ученического самоуправления включают в себя различные органы самоуправления: общешкольные ученические советы, школьные думы, районные и городские советы.
Таблица 1.2 - Виды самоуправления
Вид Характеристика
Совместный С участием педагогов, родителей и учеников (совет школы)
Раздельный Ученический совет с участием выборных представителей обучающихся.
Главной целью ученических советов является создание условий для самореализации обучающихся и их совместной деятельности, развитие творческого потенциала, организаторских и лидерский способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры. Ученическое самоуправление – это уникальная структура, которая помогает обучающимся почувствовать себя «взрослыми», понять, что голос каждого важен и что при желании ты можешь добиться абсолютно всего.
Каждый орган ученического самоуправления выстраивает план деятельности, цели и задачи самостоятельно. Направления деятельности органа зависит от того, какие задачи им преследуются. Можно выделить базовые задачи, на основе которых формируется деятельность почти всех органов ученического самоуправления.
Основными (базовыми) задачами органов ученического самоуправления являются:
создание условий для всестороннего развития личности;
представление интересов учащихся в органах управления;
поддержка и развитие интересов учащихся;
помощь учащимся в реализации своих способностей в различных сферах деятельности;
оказание помощи в социальной защите прав и свобод учащихся;
поддержание ученической инициативы.
Данные задачи позволяют органам ученического самоуправления сформировать целостную программу деятельности направленную на реализацию целей.Развитие ученического самоуправления предполагает ориентацию на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители). Деятельностная основа ученического самоуправления должна быть направлена на социально-значимые и социально-полезные для учреждения дела.