Стажировочная площадка по ФГОС. Мастер — класс по метапредмету Знак
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ульканская средняя общеобразовательная школа №2»
Метапредметные результаты образовательной деятельности: технологии и способы достижения
Модераторы:
Рязанова Т. М. – заместитель директора поУВР, ВКК
Шамаль И.В., учитель начальных классов, ВКК
Интерактив по работе с метапредметным модулем «Знак»
Цель: создать условия для освоения образовательного пространства метапредмета «Знак» через личную мыследеятельность.
Задачи:
Создать «точку удивления» вокруг метапредмета «знак» через создание универсального знака действия
Мотивировать на использование работы со знаками в своей практике.
Организовать трансформацию знака → образ → текст на материале уроков ОБЖ
Организовать собственную продуктивную деятельность участников по освоению метапредмета «Знак»
Кабинет: 2-08 (главный корпус)
Структура интерактиваа:
Выход на универсальные знаки через действие.
Формирование знаний о метапредмете «Знак».
Перевод знаковой системы в текст.
Составление схемы мыследеятельности.
Составление собственного продукта в виде знаковой системы.
Прогнозируемый результат:
Участники осознают необходимость освоения субъектами образовательного пространства метапредметного поля «Знак»
Участники создают разные знаки и понимают их назначение, умеют трансформировать их в образы, складывать в схемы.
Участники формируют схему мыследеятельности и соотносят ее со своим предметом преподавания, тем самым демонстрируя освоение (понятие) этого метапредметного модуля.
Технологическая карта интерактива по работе с метапредметным модулем «Знак»
Основной целью работы с метапредметом «Знак» является обучение старшеклассников технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов. Это предполагает обучение детей тому, как «живут» знаки в разных процессах мыследеятельности – коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия.
Данный интерактив направлен на освоение во взаимодействии с участниками основных приёмов работы с метапредметом «Знак».
№ Время Деятельность модератора Деятельность участников Прогнозируемый результат Примечания
1. Организационный этап – идентификация понятия «знак» (5 мин)
5 мин 1.Модератор представляется и, обращаясь к участникам говорит: «Прошу тех, кто чтит труды великих педагогов- новаторов: Ушинского, Выготского, Амонашвили, Занкова, Эльконина, Давыдова и др встать по правую руку от меня. Тех, кто уже активно начинает обучать, развивать и воспитывать учеников, как требует великий Федеральный Государственный Стандарт Образования, как учит Закон об Образовании встать по левую руку от меня. И тех, кто твёрдо обещает добиваться высоких предметных, метапредметных результатов через формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий у своих учеников – встать передо мной».
2. А теперь попробуйте своё отношение, свои мысли о новых стандартах выразить одним словом, например, наречием.
3.Вывод: что делали в контексте обучения? (см. в столбике прогнозируемый результат) Участники выполняют действия.
Спóсобное (деятельностное) выражение своих мыслей на конкретном примере.
2. Основной этап – освоение метапредметности (универсальности) «Знак» (20 мин)
2.1 8 мин Теоретический материал о метапредметном модуле «Знак»
- термины
- общепринятые знаки
- схемы из знаков, их чтение
- схема «Правила поведения при угрозе схода селя» Слушают, реагируют вопросами.
Сформировано определённое поле к осознанию и понятию
Сопровождение презентацией
2.2 5 мин Модератор предлагает «разгадать, прочитать» схему по теме и составить по ней текст. Групповая работа.
Разгадывают схему и составляют текст.
Создан текст как результат трансформации «знаков» по заданной теме. Карточки со схемами.
2.3 6-7 мин Модератор предлагает по тексту создать схему. Групповая работа.
Схематизация понимания (создают схему собственной мыследеятельности и комментируют).
Созданы схемы, как результат присвоения метапредметной категории «знак» (полученная информация творчески применена участниками) Карточки с текстами.
Листы А-4,
фломастеры
3. Рефлексия (15 мин)
3.1 10 мин Содержательная рефлексия:
Модератор предлагает поработать в парах, независимо от преподаваемого предмета, и изобразить общие знаки, которыми можно пользоваться на любом предмете.
- Знаки почти все общеизвестные, но только ими невозможно выразить более глубокие мысли на метапредметном занятии. Вот в этом у нас пока ещё проблема. И чтобы её решить, наверное, необходимо организовать в каждой школе курс по метапредмету «Знак», чтобы дети одной школы могли на любом уроке понимать, читать и составлять схемы. Подумайте как можно применить в своем предмете это метапредметное средство и попробуйте это сделать. Опыт других передовых школ, показывает, что на сегодня это современная необходимость, а точнее –это требования новых ФГОСов. Содержательно реагируют на вопрос.
Демонстрируют работы. Определено место и роль модуля «Знак» как метапредметного средства в арсенале участников мастер-класса Листы А-4,
фломастеры
3.2 5 мин Эмоциональная рефлексия
- Итак, модуль, мысли, деятельность, схема, … это – мир, мир знаков и мир реальной жизни. Это - мир новых образовательных стандартов……
А какие ассоциации возникают у Вас к этому понятию «Федеральный Государственный образовательный стандарт»? Выразите это знаком на карточках и прикрепите на доску. Изображают, прикрепляют на доску. Сформировано ассоциативное поле к понятию модуль «Знак» Карточки из цветной бумаги формата Ф-4, клей или двусторонний скотч.
Лист ватмана.
Пакет с практическим материалом.
Диски участникам интерактива.