Учитель года — 2017, Конкурсное задания Я — учитель
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Князева Елена Александровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ…
Каждый приходит в свою профессию по-разному. Существует мнение, что у людей есть предназначение. Я думаю, что мое предназначение – быть учителем. Еще во время учебы в университете мне предложили поработать учителем физики. Долгие раздумья, советы родных и близких. К волнению, сомнениям примешивался ужасный страх: а вдруг не получится? Я собрала в кулак всю свою волю, набралась храбрости и…
Оглядываясь в прошлое, я начинаю понимать, что все в моей жизни было неслучайно. Сама судьба вела меня на педагогическое поприще. Еще будучи ученицей 7-го класса, я впервые приняла участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по физике и математике. Затем последовал и республиканский уровень. В 11-ом классе я стала участником Всероссийской олимпиады по физике в городе Новосибирске, выиграв республиканский этап.
Выпускной. Встает вопрос о поступлении в вуз. Никаких сомнений не было. Конечно же, МГУ им. Н.П. Огарева, Институт физики и химии.
А почему именно физика?
В школе мне всегда нравились точные науки. С гуманитарными: историей, обществознанием и другими – отношения складывались неплохо, но изучать их было тяжело. Другое дело математика и физика! Навсегда запомнились слова Альберта Эйнштейна, сказанные нам учителем физики: «Физика – какая емкость слова! Физика для нас не просто звук, физика – опора и основа всех без исключения наук!». Я думаю, любовь к физике передалась мне от родителей. Моя мама закончила физический факультет и работала учителем. Требовательная, серьезная, она всегда уважала мой выбор, но в душе надеялась, что я стану на педагогическую стезю. Именно с нее и началась у меня любовь к этому предмету. Учебная литература по физике была для меня увлекательнее любого приключенческого романа или детектива. И с учителями мне повезло: все они были незаурядными личностями и многому научили меня, что в дальнейшем пригодилось в работе.
Даже держа в руках диплом о классическом физическом образовании, я сомневалась, в чем себя реализовать. Поступила в магистратуру Института физики и химии МГУ им. Н.П. Огарева по направлению «Физика». Я всегда мечтала, чтобы мое дело было интересным и мотивировало бы меня к дальнейшему развитию, постоянному самосовершенствованию. Тогда я поняла, что все эти характеристики сочетаются в профессии педагога. И вот 22 января 2014 года. Мой первый рабочий день.
«Сделать трудное – привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным», – с этими словами я начала свою педагогическую деятельность. По моему мнению, они очень точно отражают принципы современной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение находить и применять информацию, а не просто заучивать ее.
Да, молодым учителям в наше время очень нелегко адаптироваться одновременно и к педагогической деятельности, и к семейной жизни. Мы живем в мире информационных технологий, развивающихся с неимоверной скоростью. Система образования также не стоит на месте: бесконечные реформы в образовании, замена старых методик и технологий новыми, введение новых образовательных стандартов. Часто задаешь себе вопрос: «А соответствую ли я этим стандартам?» Не можешь найти точного ответа и бежишь дальше, чтобы не отстать. Именно поэтому мы привыкли задавать себе немыслимый темп жизни, ставить перед собой высокие цели, часто стремиться объять необъятное. Порой нам даже некогда остановиться, запечатлеть момент, все взвесить. Хочется все успеть и всему научиться (и научить) в этой стремительно меняющейся жизни (даже удивительно, как соотносится наша жизнь со структурой урока!)
Многим приходилось слышать, что настоящими педагогами рождаются. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Многие считают, что учитель – это профессия от Бога. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное – любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель – это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам. Быть учителем – это значит любить детей, уметь самому в душе оставаться ребенком, чтобы прощать их шалости, понимать их горести и радости. Нужно искренне сопереживать ребячьим бедам, сочувствовать им и от души разделять их радость. Ведь детские души открыты для того, кто честен и правдив с ними!
Некоторые в моем окружении никогда не видели меня педагогом, не верили в меня. Другие просто не желали мне такой «участи». Однако, ещё будучи студенткой, я прочитала мудрое высказывание А.С. Макаренко о том, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Считаю верными его слова: «Мастерство – это то, чего можно добиться... И каждый из молодых педагогов будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, – зависит от собственного напора».
Я прихожу на работу и вижу перед собой детские глаза: веселые, грустные, с хитринкой, с запрятанной в глубине болью. Какие они все разные эти дети, чья жизнь доверена мне! Ведь я должна дать им не только знания, но и подготовить к жизни в непростом современном обществе. Я учу их не только физике, но и делюсь с ними своим опытом, знаниями, стараюсь сделать их добрее, лучше. Пусть у меня еще небольшой педагогический стаж, но я уже поняла, что профессия учителя многогранна. В каждой новой ситуации она раскрывается с иной стороны, с другого ракурса. Работа учителя – это эмоциональный настрой души на поиск духовного контакта с воспитанниками. Эта профессия открывается для преданного ей человека каждый день с другой стороны, поражает новыми красками и оттенками, шквалом эмоций, настроений, чувств.
Я считаю, что учитель – это одна из тех профессий, где можно и нужно развиваться, каждый день открывать что-то новое для себя, познавать себя, совершенствоваться как человеку. Мне вообще нравится все новое, нравится что-то менять и меняться самой. Я думаю, что современный учитель должен быть профессионально и личностно мобильным. В такое время мы живем!
Ещё у меня есть мечта. Мне хотелось бы стать тем педагогом, которого ученики будут помнить всю жизнь. Очень важно стать таким человеком, который помогает школьникам определить их жизнь, может передать им свои принципы и идеалы, свои правила и свой вкус. Это тонкие вещи, они не могут быть переданы насильно, никогда не могут быть заучены или навязаны. Они могут быть только восприняты от того, кого уважаешь безоглядно.
Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание – быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем. За открытиями ученых, за победами политиков, за достижениями великих людей всегда стоят учителя. Мы становимся взрослыми, выбираем свой путь. Но в каждом из нас всегда хранится частичка души, подаренная нам учителями. Неудивительно, что даже через много лет мы с таким трепетом переступаем порог школы и с такой теплотой вспоминаем наших учителей.