Методический семинар на конкурс Учитель года -2016


Здравствуйте, дорогие коллеги, уважаемые члены жюри!
СамопредставлениеЯ- Гукова Хаишат Бердовна, представляю МОУСОШ№4 с. п. Заюково. В этой школе я училась, здесь же работаю с 1992 года учителем начальных классов. И вот уже на протяжении 24 лет длится у меня с моей школой «служебный роман»
На конкурс пришла, чтоб себя показать
Чего я достигла, хочу рассказать.
Ведь школа, работа, дети, семья -
Вот настоящая жизнь моя.
В стенах вот этой школы
Я знаний набирала клад.
Была прилежной ученицей,
Была примером для ребят.
Моя учительница в школе,
Была, ну, просто чародей.
Она – предмет для подражанья,
Всем сердцем я тянулась к ней.
И, потому, закончив школу,
В чужие не рвалась края.
Решила: «Стану педагогом,
Учить детишек буду я».
Немало наставников есть у меня
И каждым из них дорожу
Многому у них научилась я
«Большое спасибо!»- им говорю.
Задача нелёгкая – мастером стать,Чтоб лик приукрасить Земли.Намного труднее другим передатьУменья и знанья свои.
Как хорошо, что в мире есть такие люди,
Как хорошо, что вместе с ними я!
Учителями славится моя Россия
И звонко слышно шепот губ: «Учитель – я»
Учу детишек вот год ,вот два.
Вот 10, 20,23
Одни уходят, других беру.
Уже 5-ый выпуск в прошлом году.
Я вся в делах с утра до ночи!
А ночью тоже, между прочим,
Я часто не могу уснуть,
Сама советуюсь с собою
Как окрылить детей мечтою
И повести в нелёгкий путь?
Я учу наших детей вычитать,
Прибавлять, делить, умножать.
А еще доброте и любви,
Чтобы дружными были они.
Стараюсь интересным и полезным
Я сделать каждый свой урок!
И опыт примененья технологий новых
Конечно, очень в этом мне помог.
А чтобы в педагогике новое узнать,
Приходится мне курсы часто посещать.
Ведь столько инноваций в начальной школе есть,
ФГОСы, презентации: всего не перечесть!
В школе я- руководитель МО
Уже много лет возглавляю его.
Коллегам заданья, они мне отчет.
Доклады, конференции, много забот!
Что? Где? Когда и зачем? Почему?
Все мы изучим, исследуем срочно.
Сделаем вывод, подведем итог.
Знаем, наука поможет нам точно.
Не подумав о наградах, 
Горячо любя детей,
Очень многого достигла
Я в профессии своей.
Новинки читаю, сама публикуюсь,
Участвую в конкурсах различных всегда.
Свидетельства, грамоты и дипломы
За труд благодарность и награда моя.
Различные сайты я люблю посещать,
Свои публикации там размещаю.
Свой опыт хочу я другим передать,
И опыт коллег для себя изучаю.
Свой сайт я давно уже создала.
О том, как живем и как в классе дела,
Узнаете Вы, коль на сайт мой придете.
И, может быть, Вам он поможет в работе.
В работе мне помогает семья.
Семья – это мама-свекровь, муж, сыночки, дочурка и я.
Я возвращаюсь туда  вновь и вновь,
Яростной, доброй, нежной и злой,
А иногда  даже еле живой.
Что значит школа для меня?
Я всем отвечу однозначно:
«Жизнь – школьная моя судьба…
Моя судьба… и не иначе».
И я надеюсь – минуют годы.
Закончив школу, покидая нас,
И обо мне ребята скажут:
«Учительница наша - просто класс!»
Моё педагогическое кредо: « Мне повезло! Учитель -я!
Учитель я! Моя задача - Решить вопрос и дать ответ .И детям посулить удачу, Познания раскрыть секрет. Вхожу я в класс, и сердце бьется; "Надеюсь, верю и люблю!" И эти три святые слова Душе ребенка отдаю. Учитель я! И званье это - Предназначение судьбы, Великий дар, сиянье света, Осуществление мечты!

2.Тема методического семинара:
«Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».
Живем в эпоху нано технологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт…
В моей педагогической практике сформировалась система деятельности, направленная на гармоничное развитие личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. В основе процесса обучения лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Актуальность темы педагогической деятельности обусловлена следующими факторами:
- новыми требованиями к современному образованию;
-психолого-педагогическими особенностями обучающихся, с которыми я непосредственно работаю.
Начальная школа - принципиально новый этап в жизни ребенка: расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка. Именно начальная ступень школьного образования должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
На основании вышеизложенного возникла необходимость решения важной для меня педагогической проблемы – выбор способа организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся активно вовлекаются в процесс познания; взаимодействуют друг с другом; между ними, в ходе многосторонних коммуникаций, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на эффективность восприятия материала и формирование личностных качеств субъектов обучения. Использование интерактивных методов обучения предполагает не вооружение обучающихся готовыми знаниями, а самостоятельное приобретение их в процессе совместной деятельности. Суть интерактивного обучения можно выразить в словах известной китайской притчи: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».
Ведущей идеей моего педагогического опыта является моделирование методической системы, выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся.
Педагогическая деятельность основана на следующих принципах:
· Принцип сознательности, самостоятельности, активности.
· Принцип индивидуального подхода к обучающимся.
· Принцип комплексного воздействия на обучающихся.
· Принцип диалога и сотрудничества учителя и ученика.
Новизна данного опыта заключается в адаптации существующих методов интерактивного обучения к применению их в работе с детьми младшего школьного возраста. В своей педагогической практике использую следующие интерактивные методы обучения:
- проблемно - диалогическое обучение
- игра
- работа в парах
- работа в группах
- метод проекта
В течение 5 лет я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски SMART Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Интерактивная доска заключает в себе возможности мгновенного отклика на команду. Интер – это взаимодействие с обеих сторон, со стороны доски и субьекта работающего с ней.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.
Она помогает мне проектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС. Значение интерактивной доски велико.Во-первых, поверхность интерактивной доски позволяет запустить на компьютере различные программы и полностью управлять ими. Во-вторых, она помогает в работе с графическими и видеоматериалами. В-третьих, поверх отображаемых на доске материалов можно наносить различные комментарии. А главное, можно предварительно подготовить необходимые для уроков и праздников материалы. Считаю, что использование интерактивной доски на уроке оптимизирует процесс обучения и повышает его эффективность.С помощью электронного маркера можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И всё это с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.Использование интерактивной доски даёт мне возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним. Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов, тратить время урока на их смену.При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. 
Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной.Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков от учащихся. Почти у каждого ученика класса есть сотовый телефон, у 90% учащихся есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке бесспорны.Применяю работу с интерактивной доской на различных уроках, внеклассных мероприятиях, праздниках, родительских собраниях и т.д.Примеры использования на уроках: Русского языка: составление и заполнение таблиц, исправление ошибок в тексте, распределение слов по группам, вставка пропущенных букв и слов, разбор предложения, работа со схемами и т.д.Соединение линиями соответствующих понятий ,придумывание текста по просмотренному видеофайлу ,распределение частей речи по группам ,исправление ошибок -
На математике: работа с геометрическим материалом – измерение площади и периметра фигур, изготовление чертежей, измерение углов и др.; составление кратких записей, схем к задачам и их решение, заполнение таблиц, сравнение величин. Удобно применять на этапе устного счёта, например:Нахождение значения числового выражения ,тестирование:
На уроках окружающего мира: работа с географическими объектами на карте (распределение полезных ископаемых, путешествия по различным территориям, выделение границ государств, сравнение географических объектов), просмотр видеофайлов, распределение животных и растений по классам, выстраивание объектов по каким-либо признакам (например, планет солнечной системы - по размеру), решение тестов при закреплении темы.
На уроках литературного чтения: выделение выразительных средств речи (эпитетов, метафор и др.) в тексте стихотворений, прослушивание аудиозаписей, работа с интернет ресурсами для поиска толкования слова.

Использую возможности интерактивной доски на таком этапе урока, как «физминутка». Это видеоролики, анимации, аудиозаписи, танцевальные песни, зрительная гимнастика и т.д. И всё это, не теряя контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.
Праздники – тоже не исключение. Музыка, видеоролики, анимация – всё это помогает при организации мероприятий для детей и родителей. Удобно останавливать музыку при проведении конкурсов.Хочу отметить, что звук, который исходит от доски – его громкость и чистота – намного лучше, чем на обычных колонках.На родительских собраниях показываю диаграммы, таблицы с результатами обучения учащихся, демонстрирую фотографии и видеофайлы о школьной жизни детей и их успехах, делаю записи на доске о предстоящих делах класса. Безусловно, применение интерактивной доски требует от учителя определённой подготовки, знаний и времени. Но главное, что работа с этим «чудом» техники очень нравится детям. Они с нетерпением ждут от меня чего-то новенького и интересного. Для учителя это важно. Освоив нетрудные приёмы работы с интерактивной доской, я призываю всех своих коллег применять в нашей педагогической практике это новшество.
В век Интернета и прогресса,
3D и прочих разных дел
Не вызывают интереса
Обычная доска и мел.
Продвинутая, перспективная
(когда освоишь её сам)
Пришла доска ИНТЕРАКТИВНАЯ
На помощь нам, учителям.
Она рисунки нарисует,
Ошибку быстренько найдёт,
Подскажет и организует,
Без мокрой тряпки всё сотрёт…
Живём теперь, друзья, как в сказке!
Все чудеса подвластны нам.
Волшебной палочкой-указкой
Успехов я желаю вам!
Конечно, победить всем невозможно,
Но в конкурсе участвовать совсем несложно!
И пусть сбывается заветная мечта,
А победит, конечно, доброта!
Спасибо за внимание!