Методическая разработка конспекта занятия на тему К кому нужно обратиться если ты потерялся?


Конспект занятия по программе «Азбуа безопасности» на тему: «К кому нужно обратиться за помощью, если ты потерялся».
Разработал: _____________________________________
Цель: закрепить с детьми правила поведения с незнакомыми людьми в экстренных ситуациях.
Задачи: 1. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с   незнакомыми людьми, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
              2. Помочь детям усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому.
              3. Учить детей называть свое полное имя, домашний адрес, ориентиры, которые помогут найти их место жительства.
Материалы: иллюстрации  к сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино», картинки с изображением людей, карточки-семафоры зеленого и красного цветов на каждого ребенка, листы бумаги и цветные карандаши.
Ход деятельности:
            Дети рассаживаются полукругом. Звучит музыка «Приглашение в сказку». Перед детьми на экране телевизора – герои сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Педагог:- Здравствуйте, дети! Вы, наверное, уже догадались, что сейчас речь пойдет о сказке. Какой? (ответы детей). Верно. Все вы прекрасно знаете историю Буратино и Лисы Алисы с Котом Базилио. Давайте вспомним момент в сказке, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали Буратино пойти с ними на Поле Чудес.
- Правильно ли сделал Буратино, согласившись пойти с котом и лисой? (ответы детей)
- Почему Буратино согласился пойти с ними? (ответы детей)
- Что ему на самом деле пообещали и что на самом деле хотели от него хитрые герои? (ответы детей)
- Чем закончилась для Буратино эта история? (ответы детей)
Педагог: Хорошо. Вы все  помните историю. Но скажите мне, пожалуйста, почему произошла беда с Буратино? Какие правила нарушил он?(ответы детей).
Педагог: Молодцы. Но посмотрите еще раз на Лису Алису. Как она выглядит? (ответы детей).  Мог ли Буратино догадаться по ее внешнему виду о ее недобрых намерениях? (ответы детей). Значит ли это, что человек с приятной внешностью, с открытой дружелюбной улыбкой не может причинить вред? (ответы детей).
Педагог: Вы правы. Давайте теперь попробуем ответить на следующие вопросы:
- Почему незнакомый человек может быть опасен для ребенка? (ответы детей).
- Как выглядит опасный человек? (ответы детей).
- Кого можно не бояться? Опишите внешность. (ответы детей).
- Всегда ли приятная внешность означает добрые намерения? (ответы детей). Да. Не всегда. Приведите примеры из сказок. (Ведьма из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях», Лиса Алиса, злая старуха-колдунья из сказки «Пряничный домик», Снежная Королева и др.).
- А кто из Вас может рассказать о хорошем человеке (сказочном герое) с непривлекательной внешностью? (Чудовище из сказки «Аленький цветочек», Золушка из сказки «Три орешка для Золушки», лягушка из сказки «Царевна-лягушка» и др.).
Педагог: Хорошо, дети. Давайте сделаем с вами вывод: незнакомому человек на улице не следует доверять, даже если он внешне привлекателен.
Физкультминутка:
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Педагог: Мы с вами взбодрились и разобрались, что внешность человека бывает обманчива.  А теперь я приглашаю вас на улицы нашего города. Представьте себе, что мы попали с вами в городской парк, вокруг карусели, продавцы мороженого и… много-много народа. (Дети приглашаются прогуляться по кабинету, как по парку ) Но смотрите, что произошло в парке с одной маленькой девочкой, которая пришла в парк со своей мамой.(Идет инсценировка, участвуют дети, переодетые в героев.  Девочка с мамой пришла в парк, покаталась на каруселях, вдруг увидела дрессированную обезьянку и подбежала к ней. Вмиг ее обступила куча детишек с родителями. Не успела она оглянуться, как увидела, что мамы рядом не было. Стала она метаться туда – сюда, звать маму, но безрезультатно, вокруг было много народу: взрослые, дети, но ее мамы не было нигде видно. Девочка стала плакать…)  Давайте поможем девочке, подскажите ей, что делать, к кому обратиться за помощью. (перед детьми одногруппники - полицейские, «мамочка» с коляской, незнакомец в очках и шляпе, надвинутой на глаза, продавщица мороженного.) В итоге девочка находит свою маму.
Обсуждение детей с обоснованием выбора.
Игра «Можно – нельзя».
Педагог: Сейчас, дети, мы с вами посмотрим, как вы усвоили правила: к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя. (Педагог показывает детям картинку с изображением людей, если ребенок считает, что к этому человеку можно обратиться за помощью, то поднимает зеленую табличку, а если нет – красную)                                                                                     
Релаксационные упражнения:
Дети рассаживаются на ковре. Звучит спокойная музыка.
Педагог: Закройте глаза.  Представьте, как же обрадовались друг другу мама и дочь. Они нежно обняли друг друга, говорили нежные и ласковые слова. Они были счастливы от того, что нашли друг друга и казалось, что и солнце ярче засветило, и птицы громче запели. А теперь откройте глаза. Постараемся никогда не терять друг друга.
После чего дети рассаживаются на свои места.
Педагог: Дети. А если все же случилась беда, мы потерялись. Скажите пожалуйста, о чем нужно сказать взрослому, к которому ты обратился за помощью? (Имя, адрес, телефон). А все ли из вас знают свой домашний адрес, телефон? (Дети по желанию отвечают).
Педагог: Кроме знания адреса, вы должны определять ориентиры, по которым можно легко найти ваш дом. Например, что можно сказать про наш  центр детского творчества? .Педагог: А сейчас я вам предлагаю нарисовать свой дом и те ориентиры, которые помогут найти ваше жилье. Внизу листа прошу написать свой адрес тем, кто сможет, и свое имя и фамилию  с обратной стороны листа.
Все работы по окончании работы выставляются на доску. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый может рассказать про свой дом в свободной деятельности.
Педагог: Наша с вами работа подошла к концу. Мы многому сегодня научились. Чему именно? (ответы детей).
В заключении, чтобы закрепить наши знания полученные на занятии, я прочитаю вам стихотворения:
1.Забывать нельзя никак, кто твой друг и кто твой враг
Мама Глеба на работе,                                                    
Вдруг к нему подходит тетя:                                             
 На конфетку, дорогой,                                                   
В зоопарк пойдем с тобой!                                             
Мальчик с тетей не пошел,
Это очень хорошо.                                                                                                            
2. Катя во дворе играет.
Вдруг машина подъезжает.  
Тетя из нее выходит,
Близко к девочке подходит.
Куклу Барби предлагает,
Покататься приглашает.
Старший брат отвел в сторонку
Непослушную сестренку:
У чужих людей не надо  
Брать конфет и шоколада.                                                                                                      
-   Неужели ты забыла
Что нам мама говорила?
Чтоб к чужим не подходили,
Разговор не заводили.
 Ты в машину не садись, незнакомцев берегись!
 
БЕСЕДА
Тема беседы:  «Ты  потерялся!»
Цель:
Дать детям представления о правилах поведения на улице;
учить детей правильно вести себя в ситуации, когда потерялся;
способствовать развитию осторожности, осмотрительности.
Материал:
Картинка с изображением плачущего ребенка, игрушки, визитная карточка.
Показываю картинку, на которой изображен плачущий ребенок, вокруг многоэтажные дома, магазин и т.д.
- Как вы думаете, почему плачет ребенок? (…Наверно пропал его любимый друг – собака…. Потерял свою игрушку…А, может он, потерялся?)
- Я тоже так думаю, наверно он потерялся. Обычно родители говорят: «Без взрослых далеко от дома не ходи!»
- Ребята, а если вдруг кто-то потеряется, то, что надо знать? (Вместе с детьми вспоминаем и уточняем).
- Свою фамилию, имя.
- Имя, отчество родителей.
- Домашний адрес и номер телефона.
- На всякий случай имя, телефон близких родственников.
- Знать номер телефона милиции.
- Чтобы не потеряться в многолюдном месте, заранее договориться с родителями, где вы сможете встретиться.
- Прежде всего – оставайтесь на месте, потому что вас обязательно будут искать.
- Сделать себе визитную карточку и носить ее с собой:
Фамилия Имя Отчество Адрес г.  ул.  дом,  корп.     кв.
Телефон Отец Мать Моб. телефон Близкие родственники Телефон - В трудной ситуации ты можешь забыть свое имя и адрес, и эта карточка тебе поможет.
Запомни! Нельзя показывать визитную карточку незнакомым людям.
- Никогда не соглашайся на предложения незнакомых людей подвезти или довести тебя до дома. Лучше подальше отойдите от машины и от этих людей.
- Если тебя пытаются увести насильно, громко, кричи: «Меня хотят украсть! Позовите милицию!»
Я предлагаю вам решить такую ситуацию. Иногда бывает, что вы идете в магазин с мамой или папой. И, заглядевшись на витрину, теряете друг друга. Что делать, если ребенок или вы потерялись? Давайте, разыграем с игрушками эту ситуацию. (Предлагаются игрушки для обыгрывания).
Детям предлагается несколько вариантов, обсуждаются все, выбираются самые верные.
          - Везде бегать и искать маму (папу).
          - Стоять на месте, где потерялся.
          - Обратиться к милиционеру или продавцу и попросить о помощи в розыске родителей.
          -  Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет и ищет тебя.
          -  Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.
         - Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.
         - Попросить прохожего позвонить по мобильному телефону в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.
         - Молодцы вы все справились с ситуацией, я надеюсь, что правила поведения на улице - усвоили и можете предостеречь себя от неприятностей.
Фамилия Имя Отчество Адрес г.  ул.  дом,  корп.     кв.
Телефон Отец Мать Моб. телефон Близкие родственники Телефон Фамилия Имя Отчество Адрес г.  ул.  дом,  корп.     кв.
Телефон Отец Мать Моб. телефон Близкие родственники Телефон Фамилия Имя Отчество Адрес г.  ул.  дом,  корп.     кв.
Телефон Отец Мать Моб. телефон Близкие родственники Телефон