непосредственно — образовательная деятельность в подготовительной к школе группе 
                 Тема: «Тайны пяти ключей»
Цель: продолжать открывать детям путь в мир
            геометрии через сказку про фиолетовый лес
            и игру «Геоконт» (В. Воскобовича), учить 
            детей играть с геоконтом, способствовать
           овладению геометрическими представлениями
          (точка, луч, отрезок, угол, треугольник, 
           многоугольник), стимулировать математическое
           развитие, развитие речи, интеллекта,
           воспитывать уважение друг к другу).
Материал: большой демонстрационный геоконт, 
                       малые геоконты, дощечки с гвоздиками,
                      резинки, карандаши, листы бумаги в 
                     клеточку, листы бумаги А4, цветные
                    карандаши, листы с заданием, герои 
                   сказки на экране.                 
                                           Воспитатель: Сукочева И.В.
                                                     МДОУ № 141
                                                      г. Воронеж
                                    содержание:
на экране появляется солнышко (картинка «Привет»)
/дети приветствуют друг друга и гостей/
Приветствие: /пальчиковая игра/
          Утро настало, солнышко встало, 
          Эй, братец Федя, разбуди соседа!
         - вставай, большак,
         - вставай, указка,
         - вставай, серёдка,
         - вставай, сиротка
        и крошка Митрошка! 
         Привет и тебе, ладошка!
        Все потянулись и проснулись!
       Доброе утро, всем!!!
ребята, сегодня утром нам доставили письмо от нашего 
знакомого мальчика Гео из страны геометрии, он заблудился
в фиолетовом лесу, а чтобы ему оттуда выйти, нужно разгадать тайну пяти ключей, он очень просит вас ребята помочь ему в этом. Как вы думаете, сможем мы ему помочь, не испугаемся препятствий? 
Тогда я предлагаю вам отправиться в математическую страну «геометрия» и помочь мальчику Гео, но для этого путешествия нам понадобятся волшебные лодки, которые нас туда доставят. Давайте попробуем эти построить на наших дощечках с гвоздиками. 
/дети сидят на подушках и строят лодочки на дощечках с резинками/
-Молодцы, все справились. Ну что же тогда в путь! 
пока мы с вами будем плыть давайте немного вспомним нашу сказку про мальчика Гео и фиолетовый лес. Слушайте внимательно, это нам пригодится в нашем путешествии. 
/сказку рассказывают дети, на экране появляются герои сказки/
«Жил – был мальчик Гео. Однажды отправился он путешествовать. Шёл он день, два, три, а на четвёртый день повстречал он Красного зверя, испугался мальчик, побежал от него. А Красный зверь погнался за мальчиком. Вдруг мальчик слышит голос: «прогони Красного зверя, оранжевым криком», 
Издал мальчик Гео оранжевый и исчез оранжевый зверь. Но едва исчез Красный зверь, как на его месте выросло огромное дерево, на вершине которого сидела Жёлтая птица. И тут мальчик снова услышал голос: «прогони Жёлтую птицу зелёным свистом» свистнул Гео зелёным свистом и исчезла Жёлтая птица. Как только она исчезла появилось озеро и лодочка на нём. Гео сел в лодочку, сделал несколько гребков и увидел вдруг, как на него плывёт огромная Голубая. Сердце в груди мальчика сжалось от страха, а всё тот же голос сказал: «прогони Голубую рыбу синим шепотом», издал Гео синий шепот и исчезла Голубая рыба, а вместе с ней исчезли и озеро и лодочка. Гео стоял у входа в фиолетовый лес. А в этом лесу есть чудесная поляна, которая скрывает тайну. Вы не боитесь? Поможем Гео отгадать тайну и выбраться из леса? 
Ну что же мы с вами приплыли к этой поляне, будьте внимательны, а то не сможем открыть все тайны пяти ключей и тогда Гео навсегда останется в фиолетовом лесу. 
перед нами ребята волшебная поляна. Владеет тайной этой поляны, Луч Владыка, это белый- белый ,ослепительный луч света. А, вы знаете, что такое луч? 
/на экране появляется солнышко, лампочка, точка и луч/
Посмотрите, какие бывают лучи? (солнечные и не солнечные)
Есть точка, а из неё идут лучи, луч всегда выходит одним концом из точки, а где другой его конец, неизвестно никому, он бесконечный.
Ребята, вот и на поляне Луч – Владыка направлен в самую середину (центр) поляны. А из центра во все концы расходится семь разноцветных лучей. На что они похожи если их сложить? (на радугу). Назовите цвета лучей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Что бы получить первый ключ и отгадать его тайну нам надо прочитать и запомнить волшебное заклинание: КОХЛЕ – ОХЛЕ – ЖЕЛЕ – ЗЕЛЕ – ГЕЛЕ – СЕЛЕ – ФИ. 
/на экране появляется заклинание, дети читают/
Молодцы, с первым заданием вы справились. Нам Луч – Владыка, отдаёт первый ключ, так как мы открыли его тайну и прочли заклинание.
/на экране появляется первый ключ, и появляется ворон Метр/
И дарит нам маленькие геоконтики. 
Ребята, а вы знаете, что такое геоконт? – спросил, ворон Метр.
Правильно, это геометрический конструктор, который можно строить из резиночек и познавать геометрию. Давайте присядем за столы и рассмотрим свои Геоконтики.
Ребята, а что за жуки такие на ваших геоконтиках? Есть одинаковые, а есть разные? (цифры и буквы)
Как вы думаете зачем они нужны? (каждый луч имеет своё имя и каждый гвоздик на луче тоже имеет своё имя: луч К а на нём гвоздики 1 2 3 4 ) 
Назовите имена всех лучей на геоконте.
в сказке мальчик Гео, встретился с пауком Юком 
/на экране появляется паук Юк/
Он натягивал свою паутинку на гвоздики, посмотрите у меня тоже натянута паутинка, волшебная паутинка – резинка. Её можно растягивать и надевать на любые гвоздики, она не причинит им никакого вреда. Сейчас она натянута между двумя гвоздиками. Это отрезок. Чтобы узнать его имя, надо назвать имена гвоздиков в начале и в конце отрезка. Предлагаю поиграть и получить второй ключ. Я буду волшебным пауком, а вы моими паучатами. Слушайте первое задание:
                1.Выложите  на своих геоконтах такой же отрезок как у  меня, назовите его имя.
              2.Натяните между двумя гвоздиками любой отрезок и назовите его имя.
Молодцы! Второй ключ мы тоже помогли заработать мальчику. 
/на экране появляется второй ключ/ 
/на экране появляется Гномик/  
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Гномик, житель фиолетового леса, он решил поиграть с нами, так как думает, что нам пора отдохнуть. 
Игра «Маленький гномик»  
А ещё Гномик просит ему помочь, он потерялся, отстал от своих братьев Гномиков, заблудился, поможем ему?  Давайте вспомним, сколько всего гномиков в сказке? А чего у нас ещё 7? (дни недели), назовите дни недели.
 Игра: «дни недели»
Физкультминутка: В понедельник я купался,
                                    А во вторник рисовал,
                                   В среду долго умывался,
                                  А в четверг в футбол играл,
                                 В пятницу я прыгал, бегал,
                                 Очень долго танцевал,
                                А в субботу, воскресенье
                               Целый день я отдыхал. 
Ну, что же гномики встретились, радуются друг другу. 
/на экране появляются 7 гномиков/
А мы с вами отправляемся дальше помогать мальчику Гео, открывать тайны. 
наше с вами следующее задание – игра называется: «уголки и фигуры» 
я предлагаю вам подойти к нашему Геоконту и выполнить следующее задание. Нам нужно построить: 
             1.направьте из центра буква Ц один прямой луч вверх, а второй луч к букве О (т.е. в сторону, вправо) что получилось?  Это ребята, прямой угол. Его имя Ц-Б-О. 
            2.а сейчас мы с вами переместим луч с Б на К, что получилось? Острый угол, кто его назовёт?  Ц-К-О. он больше или меньше прямого угла? (меньше)
            3.а если мы переставим луч с К на Ф, что получится? Тупой угол, назовите его? Ф-Ц-О, он больше или меньше прямого угла? (больше)
           4.а сейчас я покажу вам новый угол, мы с вами его ещё незнаем, я перенесу с луча Ф на луч С, видите какой угол у нас получился, а называется он ребята, развёрнутый угол. Запомнила? На что он похож? (на прямую)
Молодцы, вот мы с вами и разгадали третью тайну и получили третий ключ. 
/на экране появляется третий ключ/
7.смотрите, что у меня получилось? (Ж3,Ф3,Г3) – треугольник, а как вы думаете, какой он? Как его можно назвать? (прямоугольный треугольник)
Попробуйте и вы на своих  геоконтах сделать прямоугольный треугольник.
А теперь давайте сделаем другие фигуры и назовём их. (квадрат, ромб, многоугольник)
/на экране появляется треугольник/
Видите, сколько разных фигур можно построить, но давайте вернёмся к нашему треугольнику, посмотрите, его имя Ж3,Ф3,Г3. у этого треугольника три вершины, три угла и три стороны. Назовите  пожалуйста  стороны: (1.Ф3Ж3 ,2. Ж3,Г3,3.Г3,Ф3)
Молодцы, у нас с вами открыто четыре тайны, и мы получили четвёртый ключ. 
/на экране появляется 4 ключ/                                 
8.чтож нам осталось отгадать пятую тайну и получить последний ключ и мы спасём мальчика Гео и он сможет выйти из фиолетового леса.
Для этого нам нужно пройти за столы и постораться выполнить геометрический диктант, я буду диктовать, а вы попробуйте выполнить это задание, если правильно выполним, то мы узнаем пятую тайну и при помощи задания сможем получить пятый ключ. Готовы?  
2вверх    3вправо 3вниз  1влево
2вправо 2 вверх  1влево 3вниз
1вверх  1вправо 3вверх 1влево
2вправо 8вниз   4влево 6вверх
1вверх  1влево  3вниз  2влево
1вправо 3вверх 1влево 
4вниз   1влево  3вверх
Что у нас получилось? (собачка)
Молодцы! Собачка нам поможет, пятую тайну открыть, но нам нужно построить на геоконте, то, что я буду называть, а вы будите строить. 
1. Б4К3    2.Б1З4    4.К3К1   6.З2Ж2
   Б4Ф3    3.Ф3Ф1   5.Ф1К1  7.З3Ж3
                                               8.Ж2Ж3
/на экране появляется 5 ключ/
И получился у нас ключ. Этот ключ перенесёт нас снова в детский сад. Правильно ребята, последняя тайна это – наука. Которая знакомит нас с разными углами, отрезками, фигурами, называется геометрия. Это очень интересная и нужная немного опасная, но всё – таки, весёлая наука. Осваивать её нам помогает замечательный помощник – Геоконт.
Но вот и закончилось наше путешествие, на память о нём предлагаю выполнить рисунки и подарить их гостям. 
15