Проектная работа «Экологическая ситуация аэропортовского озера и природоохранной зоны Аэропорта»
Исследовательско – проектная деятельность
Учащиеся 2 «Г» класса
Школы – гимназии № 44
Кл. руководитель: Абленко Ю.Н.
Тема: Экологическая ситуация Аэропортовского озера и природоохранной зоны Аэропорта.
Актуальность темы: На протяжении последних десятилетий в современном Казахстане отмечается стойкая тенденция ухудшения экологических условий жизни, которые являются одной из ведущих причин неблагоприятных изменений в состоянии здоровья населения нашей страны. Коснулась эта проблема и одной из природоохранных зон Турксибского района – Аэропортовского озера и близлежащей лесной местности.
Остро встала проблема сохранения этих объектов, бережного к ним отношения, а также их восстановления.
Цель работы: через исследовательско-проектную деятельность изучить состояние природоохранных зон Аэропорта и найти пути их сохранения и бережного к ним отношения.
Задачи:
Изучить и проанализировать состояние природных зон Аэропорта.
Учить ребят охранять природу своего края и своего района.
Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе.
Дать рекомендации по охране окружающей среды.
Методы:
изучение экологического состояния озера и леса в Аэропорту,
изучить литературу, интернет – ресурсы
экскурсия
анкетирование
фотографирование
Практическая значимость: для использования на уроках, внеклассных мероприятиях.
Научно-образовательный продукт: агитация бережного отношения к природе родного края через сказку «Путешествие Лучика».(Приложение №2)
Введение: учащиеся 2 класса вместе с учителем решили изучить экологическое состояние близлежащего озера и лесной полосы. Мы занялись сбором экологической информации по своему району. Ранее в Аэропортовском озере люди могли купаться, рыбаки ловили рыбу. Эту информацию ребята узнали от старожил нашего района Аэропорта. Вместе с родителями учеников и самими учениками мы ходили на экскурсию на озеро, где ребята с удовольствием были в роли фотографов. Заранее, также собиралась информация о нашем районе, мы узнали о перспективах развития как всего района, так и озера. На этом озере планируют, в течение трех лет, построить культурно – спортивный центр. Ребята с удовольствием поработали корреспондентами. Они провели анкетирование среди жителей Аэропорта в возрасте 20-60 лет. Были опрошены 34 жителя. Заранее были продуманы вопросы:
Обеспокоены ли вы состоянием Аэропортовского озера? (да – 34 чел.)
Слышали ли вы о том, что там будет построен культурно – спортивный центр? ( да– 30 чел., нет – 4чел.)
Как вы относитесь к тому, что там будет построен культурно – спортивный центр (положительно – 34 чел.)
Считаете ли вы, что в близлежащем логу можно также построить сквер или парк? ( Да- 15 чел., нет - 19 чел. ) Если нет, то почему? (варианты ответов: шум от близлежащей дороги, люди сами же будут там пить, курить, сорить)
Что вы сами делаете, чтобы в вашем районе было чисто? (ничего – 20 чел., убираю близлежащую территорию - 4 чел., не сорю – 10 чел.)
Изучив все вопросы, обработав их, сходив на экскурсию, мы с ребятами задались целью, провести агитацию по сохранению и бережному отношению к природе родного края среди учащихся нашей школы, населения района, города. Нашим научно – образовательным продуктом стала сказка «Путешествие Лучика». С этой сказкой мы участвовали в городском экологическом конкурсе, и заняли 1 место. (приложение №1)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проектная и исследовательская деятельность ребенка – один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности которой позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие у них узнавать новое. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение,
презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый”
вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов
обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его
желание работать над другим проектом. Силы ребёнка невелики - пусть
невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела
Каждый проект - вполне реальное дело для ученика: он знает цели,
может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может
предвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить план
своей несложной работы.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу,
продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их
разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как
субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности
и продуктивности
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя криво, да сами».
Из опыта работы я могу утверждать, что использование проектной деятельности в школе вызывает у учащихся интерес к учению, за счёт интеграции учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс. При внедрении метода учебного проекта в классе создаётся положительный психологический климат.
Список используемой литературы:
«Исследовательские проекты в практике обучения», «Практика административной работы в школе», № 6, 2003 г.
«Метод проектов: история и практика применения»,«Завуч», № 6, 2003
«Отдаю сердце детям» Сухомлинский В.А .М. , 1986
"Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" ("Школа и производство", 2000, №3)
«Афоризмы и цитаты» ГэтхольдЭфраим Лессинг
Захлебный А. Школа и проблемы охраны природы. – М., 1981
Зверев И., Суравечина И. Экологическое образование школьников. – М., 1983
Тибор Б. Охрана окружающей среды. – М., 1980
Горелов А. А. Экология (учебное пособие) – М., Центр,2000
Фурсов В.Н. ,Ергалиев Т. Общая экология. Алматы: Білім, 1996
Приложение №1
Экологическая сказка для младших школьников
"Путешествие Лучика"
Девочка:
Здравствуйте! Я ученица 2 «Г» класса школы-гимназии № 44. Наша школа находится в Турксибском районе, в районе Аэропорта.
(ВыходитЛучик, танцует.) (трек №1)
ЛУЧИК:
Я весь город обошёл
Лучше места не нашёл.
Здесь есть реки и леса
И озёра и поля….
Встречает всё здесь с пеньем птиц
И щебетаньем пташек,
Всё здесь в цветах и нет границ( слайд картинка природы)
И солнце светит краше.
А в небе есть не только облака,
Здесь самолёт летает даже…
Так что ж за странная страна?
ДЕВОЧКА:
Это район Аэропорта.
Доброе утро! Ой, а кто ты?
ЛУЧИК:
Я - Лучик солнца золотой.Пришёл к тебе с небес прекрасныхХочу увидеть ваш район. Постой:А нет ли здесь врагов опасных?
ДЕВОЧКА:
О каких врагах, о каких опасностях ты говоришь?Нет на Земле врагов ужасных.Земля нам дарит мир, покой.Попутешествуй же со мной!
ЛУЧИК:
Я рад, что с тобой вдвоёмВесь ваш район мы обойдем!
(Девочка и Лучик берутся за руки и поют песню на мотив Красной шапочки.трек № 2 Приложение1 . Затем осматриваются. Звучат звуки леса.)
ДЕВОЧКА:
Мы попали в наш лесок
Он не низок, ни высок,
Тихий, светлый и зелёный!
Хорошо в лесу таком-
Каждый кустик нам знаком.
(Выходит Старичок-Лесовичок.)( слайд картинка аэропортовского леса в логу)
ЛЕСОВИЧОК:
Это кто пожаловал в мои владения?Я - хозяин леса,Старичок-Лесовичок.Я ношу из пёстрых листьев Разноцветный колпачок,Сапоги берестяные,Шаровары расписные.Сам в зелёном армяке,Посошок в моей руке.Как по узеньким тропинкам, Я шагаю по травинкам.Каждый день и в дождь, и в знойСторожу я мир лесной.
ДЕВОЧКА И ЛУЧИК: Здравствуй, Старичок-Лесовичок, здравствуй, лес!
ЛЕСОВИЧОК: Рад видеть вас у себя в гостях. Я думаю, вы знаете, как надо вести себя в лесу.
ЛЕСОВИЧОК:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай:
Ветки дуба не ломай,
Мусор с траки убирай,
И костров не разжигай!
Зря цветов не надо рвать
И зверей не обижать!
(Лесовичокуходит.Появляется Белочка, кидает в Лучика шишкой.)
ЛУЧИК: Ой, что это мне больно?
БЕЛОЧКА: Мне тоже больно!
ДЕВОЧКА: Кто ты такая? И отчего тебе больно?
БЕЛОЧКА:
Я - Белочка-красавица,Меня милее нет.И всем зверятам нравится Пушистый рыжий мех.Причёска очень моднаяИ праздничное платье.Но с нами может бытьОгромное несчастье!Нас было много на Земле,Любили мы резвиться вволю,Но появился человекИ стало много нас в неволе.Мой брат стал белкой в колесе.И шубы носят из сестричек.Из всех друзей моих вообще осталось чуть -Спроси у птичек!
(Появляется Соловей.)
СОЛОВЕЙ:
Это правда, что лукавить,Человек не знает меры.Я готов людей прославить,Но у нас исчезла вера. (трек № 3 фоном)
ЛУЧИК: Подожди, подожди, о какой вере ты говоришь? Чему надо верить?
СОЛОВЕЙ:
Верить, что мы нужны, без нас плохо на Земле.Вот я - Соловей. Я - певец любви и счастья.Встречаю здесь весну,Славлю жизнь, прочь несчастья!Воспеваю красоту.
Случится, в солнечный денёк,Ты в лес зайдёшь поглубже.Присядь попробуй на пенёк.Не торопись, послушай. (трек № 3 увеличить звук)
(Звучит запись пения птиц.)
ДЕВОЧКА: Да, Соловушка, поёшь ты прекрасно. Душа радуется! Мы не обидим тебя и белочек не тронем. Ведь их становится всё меньше и меньше.
ЛУЧИК:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
ЛУЧИК: А нам пора идти дальше.
(Девочка и Лучик под музыку уходят со сцены.В это время появляются Ромашки, Бабочки, Пчёлка)
ДЕВОЧКА:
Здесь можно увидеть поляну
Залитую солнца лучами,
Поляна с живыми цветами,( слайд картинка полянки)
Со сказочными местами.
ЛУЧИК: Как здесь красиво! Сколько цветов! Вон пчелка летает! А какие чудесные бабочки!
ЛУЧИК: Ну, тут, наверное, проблем нет.
БАБОЧКА 1: Как ты ошибаешься! Наши крылышки протёрлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях. Мы же нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы. Не проще ли людям нарисовать нас или сфотографировать?
ПЧЁЛКА: А мы пчёлки перелетаем с цветка на цветок, чтобы собрать сочный, вкусный нектар. Потом мы относим этот нектар к себе в улей, там из нектара получается мёд.
БАБОЧКА 2:
Мы живём на лугах, и в садах, и в лесах.Мы летаем весь день в голубых небесах.Солнца ласковый свет озаряет наш кров.Нам еда и питьё - ароматы цветов. Но живём мы недолго и просим мы вас:Будьте добрыми, люди,
ВМЕСТЕ: Не трогайте нас!
(Бабочки садятся на пенёк.)
РОМАШКА 1:
Посмотрите на меня. А вы знаете, кто я?Я - девочка-Ромашка, полевой цветок.Белый, как бумажка, каждый лепесток.Солнце в серединке жёлтым огоньком.( слайд картинка ромашки)И горят росинки золотым огнём!
РОМАШКА 2:
Знакомые с детства родные ромашки.И если случится тебе простудиться,Привяжется кашель, поднимется жар,Придвинь к себе кружку, в которой дымитсяСлегка горьковатый, душистый отвар.
РОМАШКА 3: Мы рады служить людям. Но, оторвавшись от земли, мы не живём. Не рвите нас с корнем, пожалуйста. Кто будет лечить вас, если мы исчезнем?
ДЕВОЧКА:
Давайте зря не рвать цветы,Ведь это капли красоты.Пусть они растут, цветут.Радость нам они несут! (трек № 5 фоном тихо)
ДЕТИ:
Эти цветы мы изготовили сами.
Конечно, можно нарвать живые цветы
Но мы решили не рвать цветы.
Без них не будет красоты.
А вдруг печальней станут птицы петь?
Не-е-ет! На них приятнее смотреть!
(Дети вручают цветы зрителям, на них семена растений) (трек № 5 увеличить звук)
ДЕВОЧКА, ЛУЧИК: До свидания, полянка! Нам пора в путь.
(Девочка и Лучик уходят со сцены.В это время появляется Водяной.) (слайд фото Аэропортовского озера)
ВОДЯНОЙ: Ох-хо-хо-хо-хо! Снова на моём лесном озере гора мусора. Чего тут только нет! Эх, жизнь моя жестянка!
(Водяной садится на пенёк.Входят Девочка и Лучик.)
ЛУЧИК:
Какая прохлада и свежесть везде.Лучики солнца сверкают на синей воде!
ДЕВОЧКА:
В озере этомхороша водица!Можно и умыться, можно и напиться.
ВОДЯНОЙ: Что ты, что ты, Девочка! Не пей из этого озера!
(трек № 6 тихо, затем увеличить звук)
Я - одинокий водяной.Никто не водится со мной.Друзья мои лягушкиБолеют, как старушки.На дне моей квартирыБутылки, тряпки, вилы.На озере - помойка.Ещё не всё, постой-ка.Кругом лежат жестянки,Запчасти, склянки, банки.А мне так жить!А мне так жить!А мне так жить охота!
Лучик, помоги! Девочка, помоги! Ведь люди всё знают и могут.
ДЕВОЧКА: мы с Лучиком пока уберём мусор на озере.
ДЕВОЧКА:
Город Алматы расположен в долине рек Большая и Малая Алматинка и их притоков, стекающих с ледников Заилийского Алатау и горных ущелий. Так образовалось Аэропортовское озеро, которое не чистилось более 10 лет. Раньше там мы купались. Сейчас планируют возродить это озеро, установили очистные сооружения. Там планируют, в течение 3 лет, построить новый культурно- спортивный центр.
ВОДЯНОЙ
За помощь спасибо, друзья.На вас буду надеяться я,Что не оставите мусор в рекеИ не тронете лягушку на листке.Будете любящей и доброй детвора.Ну а мне домой на дно пора.До свидания, ребята!
ДЕВОЧКА: Вот и закончилось наше сказочное путешествие по нашему району Аэропорта. Давайте же будем чуть-чуть внимательнее, чуть-чуть добрее друг к другу и окружающему нас миру. Присмотритесь, прислушайтесь. Об этом вас просит всё живое на Земле.
ЛУЧИК:
Сказка ложь, да в ней намёк
Человечеству урок
Он летит над нашим краем
Он кричит всему народу:
Надо всем беречь природу!
Коль беречь её не будем-
Сами мы себя погубим.
(Выходят все участники праздника.)
(Дети исполняют песню « Песня Мира".Автор Кулинова Т.В. трек № 7 Приложение 2.)
На слайдах показываются рисунки детей о природе родного края.
Приложение 1
ПЕСНЯ ДЕВОЧКИ И ЛУЧИКА.
(На мотив «Песни Красной шапочки».)
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать.
То пожалуй, то конечно,
То наверно верно-верно,
То возможно можно-можно
Можно Землю обойти.
Припев:
А-а, здравствуйте, реки
Вот такой ширины!
А-а, здравствуйте горы
Вот такой вышины!
А-а, все лужайки и поляны!
А-а, все моря и океаны!
А-а, и зелёные леса!
А-а, и зелёные леса!
Приложение№ 2
Гимн миру
Слова и музыка Т. Кулиновой
Мы живем на земле одной,
И для всех она дом родной.
Так красива земля в цветах,
С птицами мира в облаках.
ПРИПЕВ:
Так давайте же все дружить,
И друг другу любовь дарить,
И беречь птичьи голоса,
Океаны и леса.
Так давайте мы встанем вкруг,
Улыбнемся друг другу вдруг,
И тогда расцветет земля
Для тебя и для меня.
Нарисуем наш дом в цветах,
Склоны гор в елях и лугах,
Летний дождь и лучистый зной,
И цветущий после шар земной.
ПРИПЕВ