Выступление на городском вечере к 75-и летию со дня рождения Ахмадулиной
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,
ПОСВЯЩЁННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ
Каждый из нас, когда берет в руки сборник стихов, задает себе множество вопросов: «Как вспыхивает звезда поэта?»
Почему звезда Пушкина возгорается сразу и видна всем, а звезду Баратынского видят немногие и лишь спустя полвека после смерти как бы заново её открывают. В чем тут дело?
Во внешних ли обстоятельствах, в особенностях творческой личности. Наверное, сказывается и то, и другое, и что-то еще..
Жаль теперь уж не спросить, была ли капля горечи в том чувстве, с которым писались эти строки:
Чужое ремесло мной помыкает,
На грех наводит, за собой маня.
Моя работа мне не помогает.
И мстительно сторонится меня.
Я ей вовеки соблюдаю верность,
Пишу стихи у краешка стола,
И все–таки меня снедает ревность,
Когда творят иные мастера.
А на последок она нам оставила около 30 мощных и неповторимых сборников стихотворений, в которых особенно ярко выделялась любовная лирика.
Любовь – это самое главное чувство, о котором мечтает большинство людей. С ним связаны представления о счастье и горести, верности и предательстве, добре и зле.
Она многолика и не поддается законам рассудка, сама по себе рождается, и сама по себе уходит. Она бывает разной.
И всё же, только когда в жизни человека появляется любовь, он понимает, для чего пришит в этот мир.
Говоря о любовной лирике, нельзя не вспомнить и лирического героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в лирическом произведении.
Он отнюдь не похож на самого автора, хотя и отражает его личные переживания, мысли и чувства которого отражены его личные переживания, мироощущения, его интересы, особенности характера. Лирический герой отражает черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателей.
Например, идеал лирического героя А.С. Пушкина – гармоническая личность, духовно богатая; пушкинский лирический герой выражает «чувства добрые», высокий гуманизм, пафос истины, светлый оптимизм, веру в жизнь, величие в борьбе, творчестве, дружбе и любви.
Судьба народа – постоянная тема раздумий лирического героя Н.А. Некрасова, он явился знаменем новых людей, выдвинутых русским освободительным движением середины XIXв., выступавших за общедемократические, народные идеи.
Лирический герой С.А.Есенина ищет смысл человеческого бытия, его волнуют вечные темы родины, природы, любви, судьбы, жизни и смерти; он стремиться постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжает чувствовать себя певцом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы».
Лирическому герою В.В.Маяковского свойственно ощущение своей причастности ко всему, что происходит в стране, чувство личности ответственности перед современниками и потомками.
Во многом другим – по характеру, идеям, эмоциям – предстает перед нами, лирический герой А.Т.Твардовского: сдержанный, суровый, немногословный, размышляющий о движении времени, долге художника, о трагической противоречии духовного мира человека.
Совсем иной лирический герой Б.Л.Пастернака: хрупкий, впечатлительный, ранимый, утонченный.
Поступающие должны четко представлять себе идейно-тематическую целостность произведения, его структуру (построение), все содержательные стороны, элементы произведения, выраженные в художественной форме: идейную направленность тематику, проблематику, систему образов, картин, конфликты, сюжет и композицию, жанр, пафос произведения, отношение автора к героям и событиям, утверждаемые им идеалы.
В нем согласье беды и таланта
и готовность опять и опять
эти древние муки Тантала
на большие плеча принимать.
В металлическом блеске конструкций,
в устремлённом движении винта
жажда вечна – неба коснуться,
эта тяжкая жажда видна.
Посреди именин, новоселий
Нет удачи желанней, чем та
не уставшая от невезений,
воссиявшая правота.
Наследница Пастернака и Тютчева, Изабелла Ахатовна не изменяет избранной ей стезе, что проявляется в неординарности лирики Ахмадулиной. Она пишет обо всем что видит, и, это магия окружающего мира.
Обращаясь к серьезной, шуточной и даже любовной лирике Ахмадулина неоднократно проявляет себя как мудрый и опытный поэт, она черпает образы, символы и чувства из окружающих её вещей. Но видит она эти вещи, иначе, чем все остальные. Она видит в них души и сердца. Шутка ли – стихи о "мотороллере розового цвета".
МОТОРОЛЛЕР
Завиден мне полет твоих колес,
о мотороллер розового цвета!
Слежу за ним, не унимая слёз,
что льют без повода в начале лета.
И девочке, припавшей к седоку
с ликующей и гибельной улыбкой,
кажусь я приникающей к листку,
согбенной и медлительной улиткой.
О "пластинки глупеньком чуде – проигрывателе", о "будке с газированной водой", о "доме отдыха", "печатной машинке". Все это - новые вещи, символы эпохи и времени.
Но любовная лирика Ахмадулиной настолько тонка, что эти новомодные образы не остаются лишь напоминаниями об эпохе, но являются взывающими к чувствам, пробуждающим глубинные переживания и эмоции.
Одушевленные персонажи лирики Ахмадулиной выходцы из разных эпох и времён. Они различны, характерны и специфичны, но в то же время, они символы своего поколения.
Я все одна была, иль были мы одни
с тем странником,
чья жизнь все больше оживала.
Совпали блажь ума и надобность журнала –
о Лермонтове я писала в эти дни.
Тот, кто отныне стал значением моим,
кормился ручейком
невзрачным и целебным.
Что до образа любимого, непременно атрибута любовной лирики Ахмадулиной, он тоже далеко не примитивен и однозначен. Сотни имен и сотни лиц у любимого в её поэзии.
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнёра!
К проклятой помощи твоей
Я не прибегнул ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но главное, что говорит поэтесса о том, в ком души не чает:"ты со мной приключился, словно шторм с кораблём" – любовь сносит все преграды на своём пути, затыкая за пояс разум и дает дикую свободу сердцу.
Так долго я жила, что сердце притупилось,
но выжило в бою с невзгодой бытия,
и вновь свежим-свежа в нём чья-то власть и милость.
Те двое под луной – неужто ты и я?
В творчестве Б.А.Ахмадулиной много образов лирического героя. Он несет собой светлый оптимизм, веру в жизнь, величие в творчестве, дружбе, любви, задумывается над судьбами народа.
Её лирический герой хрупкий, впечатлительный, ранимый и утончённый. И очень, очень напоминает самого автора.