«Конспект урока литературы В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа» (по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»)

«В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа»
(по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда»)

Аудитория: 5-ый класс.
Количество уроков: 1 (45 минут).
Тема: «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа» (Человек, его поступки и их последствия в сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»).
Цель: развитие умения анализировать характер и поступки героя художественного произведения с точки зрения общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- развитие лейтмотива курса «Движение времени»;
- знакомство учеников с творчеством Уайльда;
- развитие умения и повышение опыта участия в дискуссиях.

Конспект урока

Действия учителя
Действия учеников
Время

1. Предварительный этап.
Подготовка презентации.
Самостоятельное чтение сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда»
______

2. Организационный этап.
Учитель приветствует учеников, начинает урок.


Приветствуют учителя.
1 мин.


3. Установка на восприятие.
Учитель задает вопросы:
Нравятся ли вам сказки? Почему?
Какие сказки вы можете назвать?
Отвечают на вопросы.
1 мин.

4. Основной этап.
Учитель кратко рассказывает учащимся о жизни О. Уайльда и его произведениях, сопровождая рассказ презентацией. Указывает ученикам на факты, требующие записи.
Для поддержания внимания учащихся учителю следует задавать им вопросы, касающиеся биографии и творчества писателя:
Напомните, в каком году родился писатель? Для кого он писал свои сказки?
Самое знаменитое произведение Оскара Уайльда? И т.д.
Слушают учителя, смотрят презентацию, делают записи в тетради (по указанию учителя).
Отвечают на вопросы.
4 мин.

Анализ
Учитель задает вопросы, вовлекая учеников во всеобщее обсуждение, участвует в дискуссии, при необходимости помогая ученикам придти к нужным ответам.
1. Обращение к названию сказки:
Какие чувства вы испытываете, глядя на звёздное небо?
Как бы выглядела ваша любимая звезда на небе?
Что вы ожидаете от человека, которого зовут Звездой?
К чему готовит нас, читателей, такое имя героя?
2. Характеристика героя и его поступков:
Каким предстаёт перед читателями герой в начале сказки?
Красив ли он? Какова его красота? Что она приносит ему?
Кому принесла зло красота героя?
Как он относится к бедности и уродству?
Почему он прогнал свою мать?
Можно ли сказать, что красота для него важнее доброты?

Ученики участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя.












* Вопросы должны выявить противопоставление красоты и морали в сказке: «Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Ученики должны сказать о том, что Мальчик-звезда гордился своей красотой. Он прогнал свою мать, потому что она была уродлива. Его красота холодная, только внешняя.
10 мин.

3. Анализ отрывка, описывающего, как стал выглядеть герой, лишившись го прекрасного облика
:
Учитель задает вопрос:
За что же был наказан герой? Как он был наказан и почему именно так?
Чтобы ответить на него, учитель предлагает ученикам прочитать отрывок, описывающий, как стал выглядеть герой, лишившись своей красоты. Задает вопрос:
А как же изменилась его душа?
Как помогло Мальчику-звезде его умение видеть прекрасное даже тогда, когда он был жестоким?













Учитель спрашивает:
Зачем же тогда автор отправил своего героя в путешествие? Мог ли мальчик остаться? Последний вопрос создаёт проблемную ситуацию, для разрешения которой следует обратиться к тексту:
«Тут подошла маленькая дочка Лесоруба и положила руку ему на плечо, и сказала:
- Это ещё не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя.
Но он сказал ей:
- Нет, я был жесток к своей матери, и в наказание со мной случилось это несчастье, поэтому я должен уйти отсюда и бродить по свету, пока не найду свою мать и не вымолю у неё прощения».
Учитель предлагает ученикам обратиться к рассказу об испытаниях героя, отметив традиционную сказочную троекратность и ступенчатость (следующее испытание сложнее предыдущего). Задает вопросы:
Чем эти испытания отличаются друг от друга?
Как герой теперь относится к уродству?
Почему он готов пожертвовать собой ради незнакомого человека?
Можно ли назвать его поступки подвигами?
Один из учеников читает отрывок, одноклассники слушают его. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают с его помощью.

* Ученики должны заметить, что внутреннее и внешнее словно поменялись местами: душа героя стала его лицом, а прекрасное ранее лицо – его душой. Его «перерождение» произошло мгновенно, вместе с утратой красоты, как только он увидел своё отражение. Дальнейшие испытания не делают его лучше или добрее. Потеря красоты оказалась для него самым страшным наказанием. Он понял, что если на него обрушилось такое наказание, значит, грехи его были очень тяжелы. Но если бы он изначально не умел ценить прекрасное, то не смог бы измениться.


Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст произведения.


* Ученики должны заметить, что необходимость путешествия для героя – внутренняя.






Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, рассуждают вместе с учителем.
15 мин.


4. Обсуждение финала сказки:
Учитель просит одного из учеников вслух прочитать финал сказки, а остальных - внимательно слушать своего одноклассника. Вовлекает учеников в обсуждение, которое организуется проблемным вопросом: «Можно ли сказать, что у сказки Уайльда счастливый конец?»
Чтобы ученики смогли ответить на этот вопрос, учитель задает следующие:
Что нового смог увидеть герой в своих глазах?
Как же правил Мальчик-звезда, став королём?
Нужна ли ему теперь его красота?
Почему он правил недолго, а его преемник был тираном?
Как можно понимать слова: «Слишком велики были его муки, слишком тяжёлому подвергся он испытанию»?О каком испытании идёт речь?
Что можно считать испытанием – только лишение красоты и скитания или же и возвращение красоты тоже?
Один из учеников читает финал сказки, одноклассники слушают его. Отвечают на вопросы учителя, участвуют в дискуссии.
10 мин.


5. Завершение урока.
Учитель побуждает учеников к размышлению над тем, в каких отношениях находятся в сказке Уайльда красота и добро.
Участвуют в обсуждении, рассуждают вместе с учителем.
* Ученики должны заметить, что красота и добро исключают друг друга, что их союз, обозначенный в финале, хрупок: ведь герой живёт счастливо совсем недолго, и также недолго благоденствует его королевство. Значит, в мире нет места совершенству и гармонии.
3 мин.

6. Домашнее задание.
Учитель диктует домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос «Как вы понимаете финал сказки?»
Отвечает на вопросы учеников, отпускает их.
Записывают домашнее задание. В том случае, если что-то кажется не совсем понятным, задают учителю вопросы.
1 мин.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15