Урок по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»


Урок литературы в 5 классе.
Автор: Оскар Уайльд
Произведение: «Мальчик – звезда».
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок – размышление.
Современные образовательные технологии: развивающее обучение
Тема: «При красоте тела невольно веришь в красоту души».
Цели урока:
Обучающая: ввести в творческую лабораторию писателя Оскара Уайльда; работа по восприятию сказки и осмыслению философских и эстетических проблем произведения.
Развивающая: развитие читательского интереса учащихся.
Воспитывающая: воспитывать в учащихся чувство милосердия и сострадания.
Задача: подвести учащихся к пониманию того,
что может нести людям красота;

что делает людей некрасивыми;

какая красота может изменить
мир.

План урока:
Содержание этапов урока:
Методы и формы работы:

1. Оргмомент
Приветствие

2. Слово учителя
Лекция

3. Работа с текстом
Эвристическая беседа, работа с ключевыми понятиями

4. Проверка домашнего задания
Развитие речи

5. Просмотр видеоотрывка
Сравнительный анализ

6. Итоги урока
Работа с высказываниями

7. Домашнее задание
Творческая работа: сочинение - миниатюра


Подготовка к уроку: учащиеся должны знать содержание произведения «Мальчик-звезда», подготовить иллюстрации, ассоциирующиеся с понятием «звезда».

Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы начинаем урок литературы. Проверьте, все ли у вас есть для работы. На парте должны лежать следующие предметы: учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручка, карандаш и рабочий лист, в котором отражены все этапы нашего сегодняшнего урока. Мы завершим изучение произведения О.Уайльда «Мальчик-звезда» и подведем итоги всему, о чем говорили раньше.




2. Слово учителя.
Давайте еще раз вспомним, кто такой Оскар Уайльд. Этот писатель родился в ирландском городе Дублине в 1856 г. в семье знаменитого хирурга и писательницы. (Обращаемся к портрету писателя). Больше всего в жизни он любил литературу и искусство и этому посвятил свою жизнь. Закончил Оксфордский университет.
Начинал О. Уайльд со стихов, в которых он проявил большое мастерство формы и в которых отразились яркие зарисовки жизни. Самое известное произведение – «Портрет Дориана Грея» (1891)
В 1893 году он пишет драму «Саломея», где сыграл роль главной героини. Писал реалистические пьесы.
В 1898 году О. Уайльд создает автобиографическую поэму «Баллада Редингской тюрьмы». В конце жизни он попадает в тюрьму и выходит из нее через два года больным и сломленным человеком. Умирает во Франции.

3.Работа с текстом.
- Скажите, пожалуйста, с чего начинается сказка?
(Описывается зимняя холодная ночь в сосновом бору)
- Как называется развернутое начало в произведении?
(Композиция)
- Какие еще вы знаете элементы?
(Завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)
- Давайте посмотрим, как ведут себя животные и птицы в холодную зимнюю ночь.


13EMBED PowerPoint.Slide.81415

- Почему произведение можно назвать сказкой?
(Животные разговаривают; характерный для сказки элемент – троекратное повторение;
герой становится безобразным, а затем снова меняется)

- Что происходит дальше, мы узнаем, проверив домашнее задание. Пойти к доске и пересказать сказку.

4. Проверка домашнего задания

А теперь поработаем со средствами художественной выразительности. Для этого нам нужно выразительно прочитать описание портрета мальчика-звезды.

- Что такое эпитеты? Найдите эпитеты в тексте.
(Художественные определения. Лицо белое и нежное)
- Что такое метафора?
(Слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства каких-нибудь признаков. Золотые кудри)
- Что такое сравнение?
(Образное выражение, построенное на сравнении двух предметов. Кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки розы)

Словарная работа.
Звезда –
космическое тело (прямое)
выдающийся деятель, знаменитый человек (переносное).

Проверяем вторую половину домашнего задания. Вам нужно было найти картинки, образы в которых у вас ассоциируются со словом «звезда».

Справедливо ли называли мальчика звездой. Что такого выдающегося он совершил?
(Ничего. Более того, он часто вел себя некрасиво: смеялся над детьми, мучил животных, гордился собой).

5. Давайте посмотрим эпизод из фильма, в котором мальчик-звезда убивает бабочку. Есть ли такой же момент в сказке?
(Нет, скорее всего это выдумка режиссера фильма, но от этого фильм не сделался хуже. Просто его создатель не захотел показывать детям более жестокие сцены).

Разминка.
Ребята, попрошу ас выйти из-за парт. Повторяем движения за мной.
Мы, дети планеты голубой,
Взмываем ввысь, тревожа звезд покой.
Звездочка – на ладони,
Звездочка – в душе.
Что может быть прекрасней
Доброты в тебе и во мне?

Итак, мы сказали о том, что мальчик оказывал негативное влияние на сверстников. Давайте составим синквейн о нем по схеме:
1 существительное – тема
2 прилагательных – характеристики
3 глагола – характеристики
1 короткое предложение – отношение автора
1 слово – вывод, оценка.



- Что же получилось?
Звездный мальчик
Красивый, но злой
Обижал сверстников, мучил животных, любовался собой
Так нельзя!
Стыдно!

- А вы, ребята, знаете легенду о гордом лепестке?
Расцвел на поляне цветок. Был он очень красивый. Летали над ним пчелы и шмели, брали с него пыльцу. В цветке было 42 лепестка. И вот один из них возгордился:
- Я самый красивый! Возьму и уйду.
Поднатужился он и вылез из цветка. А цветок по-прежнему стоит, пчелы над ним летают. Ходил – ходил лепесток, а к вечеру завял: не может он жить один, без цветка.

- Скажите, почему мальчик стал уродливым?
(Он прогнал свою маму)

Давайте посмотрим еще один эпизод из фильма.
- Что помогло ему снова стать красивым?
( Прощение его мамы и чистое сердце)

В рабочих листах у вас есть рисунок дерева. Впишите в пустые клетки слова, которые по вашему мнению должны быть для хороших взаимоотношений родителей и детей.


13EMBED PowerPoint.Slide.81415

- Правильно, ребята, семья никогда не подведет и поможет вам во всем, а мамино сердце простит любые обиды. Просто нужно помнить о том, что нельзя обижать маму, ведь на сердце остаются большие рубцы от этих обид.





- А сейчас составим еще один синквейн.
Мальчик
Красивый, добрый
Много скитался, искал маму, исправился
Так держать!
Молодец!

- Проведите параллель с первым синквейном. Какой можно сделать вывод?

6. Рефлексия.
Оформим выводы в таблице.


Что знал
Что узнал на уроке
Что хочу узнать






Подведение итогов.

7. Домашнее задание.
Дать развернутый письменный ответ на высказывание: «Какая красота может изменить мир к лучшему?», используя в качестве доказательств свои мысли, а также тексты других произведений.

Выставление оценок.

Root Entry