Литературно-музыкальная композиция, посвященная 80-летию Беллы Ахмадулиной «Даруй мне тишь твоих библиотек…»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 80-летию Беллы Ахмадулиной
«Даруй мне тишь твоих библиотек»
Своим многолетним служением единственной на всю жизнь музе поэзии Белла Ахмадулина по праву заслужила звание первой дамы российской поэзии. Даже обычно сдержанные на похвалу люди пишут и говорят о ней в превосходной степени: « Белла Ахмадулина в одном лице и красавица и поэт. Это такой редкий цветок России». Почитатели Ахмадулиной - а их у неё по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье - миллионы, несомненно подпишутся и под такими словами о ней: «Единственная из ныне живущих поэтесс, которая могла бы претендовать на трон царицы русской поэзии». Правда, сама Ахмадулина не любит, когда её называют поэтессой, она считает себя Поэтом и является им.
1. (Звучит классическая музыка.)
Попробуем создать семейный портрет.
(Члены семьи выходят и занимают свои места.)
Родилась я 10 апреля 1937 года в Москве. Мой отец - Ахмадуллин Ахат Валеевич.
Предком Беллы был татарин Ахмадулла, сын которого Валей приходится ей дедом.
Моя мать - Лазарева Надежда Макаровна.
Мессерер Борис Асафович - из знаменитого артистического рода, народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии - супруг. Наши дочери -
Елизавета и
Анна.
2. Из своего детства Ахмадулина обычно вспоминает такой эпизод. Девочка гуляла со своей бабушкой, которая была очень добрым человеком и всех жалела. Однажды в Ильинском сквере по соседству с домом они увидели мальчика, который гулял один, с ним никто не хотел играть, потому что он болел корью. И бабушка велела Белле поиграть с мальчиком, добавив при этом: «Лучше заболеть корью, чем оставить кого-то одиноким». В результате девочка заболела, но на всю жизнь запомнила завет бабушки.
Ахмадулина с детства писала стихи, поэтому было естественно, что после школы она поступила в Литературный институт. Писатель В.Войнович вспоминает: «В студенческие годы я специально приходил в Литинститут, чтобы посмотреть на Ахмадулину. Я любовался ею и любил слушать её голос. Её стихи такие молодые, как и она сама».
Очевидно, чувство красоты было заложено в ней от рождения, поскольку заговорила она только тогда, когда увидела цветущие тюльпаны. Девочка произнесла первую внятную фразу: «Я такого не видала никогда». В этих словах было и удивление, и восхищение одновременно.
Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960 годов, когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причём не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот «поэтический бум» был связан с творчеством нового поколения поэтов - так называемых «шестидесятников». Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А.Вознесенским, Е.Евтушенко, Р.Рождественским, Б.Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период «оттепели».
Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали БЛастернак, А.Ахматова и В.Набоков - корифеи русской литературы XX века. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О.Мандельштама и М.Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелёгкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времён, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия «изящная словесность», то это во многом является заслугой Б.Ахмадулиной перед русской литературой.
3. Стихотворение «Заклинание».
Весь литературный путь Б.Ахмадулиной - это последовательное созидание
самобытного и суверенного художественного мира, который интересен и притягателен неповторимо индивидуальной эмоциональной и стилистической окраской, естественностью и органичностью поэтической речи, изысканностью и музыкальностью. Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей её повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением её пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение.
Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир - мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под её пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного действа.
(Дать второй голос.)
Изабелла Ахатовна Ахмадулина, будучи знаковой фигурой «оттепели», противостоит почти всем эстетическим принципам поэзии того времени:
она не демократична (тема благотворного одиночества - сквозная в её поэзии),
она не социальна (события социальной и будничной жизни не способны целиком
овладеть сознанием),
она не космична (топография её интимна, конкретна - город, Ока, русский
северо-запад),
она не проста (хотя жажда простоты пронизывает её лирику, поэтическое слово
Ахмадулиной вычурно, витиевато). Её сближает с атмосферой 60-х отстаивание
права на внутреннюю жизнь.
4. Стихотворение «Влечёт меня старинный стих».
Впервые стихотворения Беллы Ахмадулиной увидели свет в 1954 году. Затем одна за другой вышли её поэтические книги: «Струна», «Озноб», «Уроки музыки»,
«Стихи», «Свеча», «Сны о Грузии»,
«Метель», альманах «Метрополь», «Тайна»,
«Сад», «Стихотворения», «Избранное»,
«Стихи», «Побережье», «Ларец и ключ»,
«Шум тишины», «Гряда камней», «Самые мои стихи»,
«Звук указующий», «Однажды в декабре», «Созерцание
«Миг бытия», «Возле ёлки», стеклянного
«Зеркало. XX век». «Нечаяние», шарика»,
«Собрание сочинений в трёх томах», «Стихотворения. Эссе».
«Друзей моих прекрасные черты»,
5. Литмонтаж «Это я...».
На протяжении более чем 40-летнего творческого пути Б.Ахмадулина много сделала для сближения литератур разных народов. Её переводы классических и современных поэтов народов бывшего Советского Союза получили заслуженно высокую оценку. Творчество самой Б.Ахмадулиной хорошо известно в мире. Её поэтические произведения переведены на многие языки мира.
Казалось, что жизнь Ахмадулиной текла на удивление ровно и гладко. Она ещё в юности выделялась среди своих сверстниц талантом и была очень красива какой-то необычной красотой.
Однако творческий и жизненный путь Ахмадулиной только казался гладким и беспроблемным. Как у всякого большого поэта, он был тернистым. Она никогда не писала стихов о политике и о строителях коммунизма, её поэзия была лирической, в ней отражались самые сокровенные чувства человеческой души. Поэзия Ахмадулиной как будто вся пронизана любовью к человеку, к жизни, к закату, к «лютику золотистому».
6. Стихотворение «Я знаю истину простую...».
И тем не менее стихи Ахмадулиной часто находились под запретом, её мало публиковали, поэтому её знал только небольшой круг любителей поэзии, который собирался на поэтических вечерах студентов Литературного института, друзья-поэты. Наступивший в 60-ые годы период оттепели вывел Ахмадулину
на публику. С тех пор у неё появилось множество почитателей. Её стихи переписывали и передавали друг другу.
Правда, сама Ахмадулина свою популярность объясняет по-другому: «Никто б не знал, но вдруг появляется фельетон за фельетоном, и в таких популярных журналах, как «Крокодил», и с такими интригующими заголовками: «Верхом на розовом коне», то ... люди заинтересовались в конце концов: да кто же это такая?!»
(Выходят трое, произносится: «Та, которая чувствует месяцы...».) Стихотворения: «Август», «Апрель», «Май».
(Выходят следующие трое, произносится: «А месяцы объединяются в сезоны...».)
Стихотворения: «Осень», «Зима», «Весна».
9. (Кадры из фильма.)
Её стихи исполняют на сцене, озвучивают на радио и в кино. Песня «На улице моей который год...».
Хрупкая и нежная Ахмадулина обладает твёрдым независимым характером и огромной внутренней силой. Лучше всего это знают её многочисленные друзья. Так, писатель Виктор Ерофеев утверждает: «Если в России есть нравственный хребет, то Бела - его составляющая Она на себе держит нашу моральную радугу». Его поддерживает Святослав Бэлза: «У Беллы, как в балете, сквозь хрупкость проглядывает огромность таланта и красота души. Но, по-моему, она чересчур истязает свою плоть, отказывается от всего. Зато жар души, мощь духа всегда живут в ней... ». Своим другом Ахмадулину считал и Булат Окуджава, который называл её замечательным русским поэтом и отмечал у неё «удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью».
И в это же время Ахмадулина «реальная, тёплая, женственная», которая «всегда душевно расспросит о близких и родных, поинтересуется и посочувствует. Всегда поймёт».
Но Ахмадулина может быть и другой. Её муж не скрывает, что характер у неё «очень трудный, очень резкий, очень переменчивый. Она из породы людей, которые делают всё возможное себе во вред».
В числе близких друзей Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которая доводится Мессереру двоюродной сестрой. Свою жену и выдающуюся балерину Мессерер оценивает одинаково: «Гениально одарённые, безумные женщины! Выходки их бывают совершенно сумасшедшие, своенравные. Однажды в Грузии один русский поэт поднял тост за Сталина - так Белла, сидя на другом конце стола, швырнула ему в рожу туфлю. И попала».
А Мессерер видел свой долг перед женой в том, чтобы служить ей и её поэзии. В жизни Ахмадулиной такие мужчины встречались не часто. Она несколько раз выходила замуж, но всегда расставалась со своими мужьями. Это Евгений Евтушенко, Геннадий Мамлин, Юрий Нагибин, сын поэта Кайсына Кулиева, от которого Ахмадулина родила дочь Лизу. Брак с Мессерером оказался самым прочным.
10. Песня «Прощание».
11. Стихотворение «Сон» (в лицах).
12. Стихотворения: «Твой дом»,
«Дом и лес»,
«Ты говоришь», «Случилось так», «Чужое ремесло».
13.Музу Беллы Ахмадулиной всегда питало высокое искусство. (Танец.)
И хотя истинное место поэта в истории литературы становится
окончательно определённым лишь с учётом исторической перспективы, уже
сейчас очевидно, что Белла Ахмадулина - одна из крупнейших русскоязычных
поэтов конца XX столетия. Об этом свидетельствует как всё написанное ею, так и
не ослабевающий с годами интерес читателей к её творчеству, в котором проза,
вытекающая из поэтического восприятия мира, существующая рядом со стихами, вместе со стихами, вперемешку со стихами.
Воспоминания, рассказы, эссе, дневниковые записи, прозаические
портреты... Всё это по сути - лирический дневник души, дающий нам
удивительную возможность взглянуть на мир глазами поэта, раствориться в
ауре его уникальной личности.

14.Стихотворение «Не то, чтоб я забыла...»
15. В исполнении вокальной группы звучит песня на стихи Ахматовой
«Медлительность».
16. Стихотворение «Однажды, покачнувшись на краю...».
Ахмадуллина не избалована наградами. В 1994 году она наконец стала лауреатом Пушкинской премии, но не российской, а немецкой. Она - лауреат Государственной премии СССР, Президентской премии России, независимой премии «Триумф», международных поэтических премий. Награждена орденами Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Б. Ахмадуллина является почётным членом Американской академии искусств и литературы. А на торжественный вечер, посвященный её юбилею, собралась буквально вся Москва, приехали гости со всей России. Ахмадулина читала свои стихи, и весь зал стоя аплодировал Поэту и поэзии.
Поаплодируем и мы Поэту и поэзии.









13PAGE 15


13PAGE 14415




15