План-конспект урока для учащихся 5 класса по ИЗО Юные художники

План-конспект урока
по изобразительному искусству
в 5 классе

Автор: Фадеева Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства 1 квалификационной категории, МБОУ «Фёдоровской ООШ» филиал №1, Юрьев-Польский район, Владимирская область

Тема урока: Юные художники
Тип урока: обобщающий урок-игра
Класс: 5
Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала через игровую деятельность
Задачи:  Образовательные: Закреплять знания, умения и навыки по теме. Учить применять полученные знания и умения на практике. Развивающие: Способствовать развитию логического и образного мышления. Развивать коммуникативные способности и навыки работы учащихся в группах. Развивать интерес к изобразительному искусству. Воспитательные: Прививать ценностное отношение к прекрасному и чувство личной ответственности за общее дело. Прививать привычку выполнять задания аккуратно и в соответствии с требованиями.
Использовать (применять) на уроке здоровьесберегающие технологии.
Оборудование и материалы: краски, альбомы, репродукции картин, листы с вопросами
Общая характеристика урока – игры
Урок представляет собой игру. Данная форма проведения мероприятия выбрана не случайно. Игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра предназначена для учащихся 5-го класса и разработана с учетом их возрастных особенностей, здоровьесберегающих технологий. Задания, направленные на развитие логического мышления, чередуются с творческими конкурсами, подвижной игрой. В конце урока подводятся итоги.
Ход урока:
Учитель.
- Ребята, сегодня у нас последний урок в этом учебном году, и мы с вами вспомним, чему вы научились на уроках изобразительного искусства в 5 классе. Урок будет необычным, мы будем играть, и маленькую нашу команду назовем «Юные художники». За каждое правильно выполненное задание участник игры получит жетон. Кто наберет всех больше жетонов тот и победит.
1 конкурс.
«Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
– Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас голубое небо, ярко светит солнце. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д.)
Обсудить проблему
– Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (Варианты ответов).
Принятие решения
– Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека. Я не буду вас утомлять данными Минздрава. 
14% детей практически здоровы,
50% имеют функциональные отклонения,
35-40% хронические заболевания.
2 конкурс.
Участники конкурса получают листы с вопросами. За 10 минут они должны записать ответы.
Викторина

1. Французские школьники говорят так: «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь». А как говорят русские? («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
2. С французского языка этот термин изобразительного искусства переводится как «местность». Как он звучит на русском языке? (Пейзаж)
3. В картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» не все принадлежит кисти самого Шишкина. А что именно? (Медвежат писал художник К. Савицкий)
4. Какой вид изоискусства Ф. Шеллинг назвал «застывшей музыкой»? (Архитектуру)
5. Совокупность всех цветов и оттенков в картине в их взаимосвязи и взаимодействии? (Колорит)
6. Материал, из которого выполнен памятник Петру I (знаменитый «Медный всадник») работы скульптора Фальконе? (Бронза)
7. Как называются картины, на которых изображен морской пейзаж? (Марины)
8. Кисть под каким номером самая тонкая? (№1)
9. Жанр, в котором предметом изображения выступают предметы домашнего обихода, цветы, овощи и фрукты, дичь, снедь? (Натюрморт)
10. Как называется щит, который поддерживает картину при написании? (Мольберт)
11. Что такое пастель? (Цветные мелки, графический материал)
12. Назовите имя знаменитого мецената, частного коллекционера русской живописи XVII-XIX вв., который передал в дар Москве всю свою коллекцию? (П. М. Третьяков)
13. Как называли группу художников, создавших своё знаменитое товарищество во второй половине XIX века. (Передвижники)
3 конкурс.
Подвижная игра «Палитра»

Дети рассаживаются в круг, в центре водящий. Выбираются три цвета (например: красный, желтый, синий), каждый ребенок выбирает цвет из вышеназванного. Водящий называет цвет, встают дети, которые выбрали названный водящим цвет и быстро меняются местами. Водящий тоже старается занять свободное место. В кругу остается тот, кому не хватило места. Игра начинается сначала. Но когда водящий говорит: «Палитра», все играющие стараются поменяться местами.

4 конкурс.

Кто быстрее?
Участникам игры задаются вопросы по декоративно-прикладному искусству. Кто быстрее ответит, тот получает жетон.

1. Народный праздник, на котором по традиции сжигается соломенное чучело?
Масленица
2. Какому народному промыслу соответствует роспись по металлу?
Жостово
3. «Кокошник» в женском костюме это
женский головной убор
4. Назовите главный мотив хохломской росписи.
Травка
5. Почетное место, передний угол избы называется:
Красный угол
6. Из какого дерева делают мастера богородские игрушки?
Липа
7. Наличниками украшают
Окно
8. Как называется мужская лавка в избе?
Коник
9. Какой цвет в орнаменте русской вышивки был главный:
Красный
10. Отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т. д.
Герб
11. Изделия, изготовленные из природных глин.
Керамика
12. Тканый ковер-картина ручной работы.
Гобелен
13. Произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала.
Витраж
14. Предварительный рисунок.
Эскиз
5 конкурс.
Картинная галерея
Участникам игры раздаю репродукции картин. Они должны отгадать названия картин и их авторов.
Подведение итогов. Учитель подсчитывает жетоны, объявляет результаты и выставляет всем оценку «5».

«Градусник настроения»

Учащимся раздаются бланки с  «градусниками настроения». Учитель: «Ребята, перед вами градусник, который меряет ваше настроение. На нем 10 делений. Внизу – самое плохое настроение, просто отвратительное. Вверху – отличное, когда все получается, хочется петь и смеяться. Посредине – спокойное настроение, ни хорошее, ни плохое. Какое у вас сейчас настроение? Закрасьте шкалу до той отметки, которая покажет ваше настроение в эту минуту». Учащиеся выполняют задание, после сдают подписанные бланки педагогу.


Методическая литература
1. Горяева Н.А., О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011. 
2. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: П ВАКО, 2012.
3. Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2015 год. 
4. Голубева И. // Первое сентября. 1993 От Моне до Пикассо (Как приобщить детей к искусству)
5. Игры-обучение, тренинг, досуг. Кн 5: Педагогические игры/ Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая шк., 1994
6. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1980.
7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 1987.
8. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Л., 1992
9. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1981.



15