«Главней всего – погода в школе »
МОУ « Каменская общеобразовательная средняя школа № 2 ,
с гимназическими классами»
МАСТЕР - КЛАСС
«Главней всего – погода в школе »
(Психологический микроклимат, психологическое самочувствие педагога)
Подготовила:
педагог – психолог
I кв. категории
Мосиенко Е.И.
2015 уч.годОбщеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Что негативно сказывается на воспитании и обучении детей.
Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Попытки поднять статус педагогической профессии, уровень жизни самих педагогов остаются на декларативном уровне. А людям, посвятившим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент педагога, согласятся все. Но бесконечные рассуждения на педсоветах о гуманном воспитании и роли педагогов мало что добавляют к их мастерству. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать.
Педагогам, которые внутренне готовы критически рассмотреть содержание своей личности и обогатить им свою профессиональную деятельность, адресован мой мастер – класс.
Ведущий: И так, я надеюсь, что вы все готовы принять участие в тренинговых упражнениях.
Отлично! Ну, тогда начнем!
1 Задание ПРИВЕТСТВИЕ
Ведущий: Всякое психическое – есть превращённое внешнее! Лев Семёнович Выготский( 2 слайд)
Ведущий: Я попрошу нескольких человек покинуть на несколько минут кабинет. ( желательно самой выбрать кандидатов, 3 – 4 человека) Но, прежде, возьмите ленточки либо красного цвета, либо синего цвета, либо желтого и прикрепите к себе на грудь.
А вас, я попрошу принять участие в небольшом упражнении. Перед вами чистые листы бумаги и фломастеры, напишите, пожалуйста, крупными буквами свое имя.
Представьте, пожалуйста, что вы жители далёкой планеты, на этой планете существуют правила общения с гостями, которые сейчас к вам придут. Эти правила перед вами на табло!
Ведущий: Перед вами на табло ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
На вопросы гостей с голубыми ленточками отвечаете только « ДА»
На вопрос гостей с красными ленточками отвечаете только « Нет»
На вопрос гостей с желтыми ленточками отвечаете только « Руки крест накрест» ( 3 слайд)
Ведущий: Итак, вы готовы? Тогда приглашаем наших гостей!
Вы прилетели с земли на далёкую планету, перед вами жители этой планеты. Ваша задача, понять правила общения этих жителей с гостями. Для того, чтобы понять эти правила, вы можете задать не более 5 вопросов любому жителю этой планеты, обратившись к нему по имени ( каждый житель планеты подымает табло со своим именем, чтоб было видно гостям). И через две минуты, вы выдвигаете гипотезу, относительно того, какие правила общения существуют на этой планете. Пожалуйста, вступайте в контакт и задавайте вопросы!
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ( 4 слайд)
на слайде надпись правила общения
Ведущий: Вы готовы озвучить правила общения? Вы были почти близки , относительно правил общения. Получая ответы на свои вопросы, заметили ли вы что - то особенное, связи какие то, КАКИЕ? Совершенно верно, на определенные ваши вопросы следовали те или иные реакции, прослеживались некоторые связи, которые не сразу были понятны. И потом, когда вы поняли , что как то связаны реакции с вашими вопросами у вас возникла гипотеза. И на основе этих связей, вы построили свою гипотезу.
Так, вот, уважаемые педагоги – психологи, вам через такое упражнение предстоит донести до педагогов, что правила общения существуют на каждом уровне взаимодействия ( то ли это учащиеся, администрация, педагогический коллектив) , у каждого существуют свои правила, которые педагог должен как распознать при общении с администрацией и коллегами , так и донести до учащихся. ( почему до учащихся, потому, что это новый коллектив, который имеет свои правила общения и привычки и которых необходимо объединить в одно целое и плавно перевести на школьные правила, почему коллеги и администрация – потому. что в каждом коллективе существуют свои определенные правила и устав, которые необходимы для поддержания здоровой психологической обстановки в рамках внедрения инноваций, понятное общение поможет преодолеть трудности)
Это была наша такая разминка, заодно мы еще ближе познакомились друг с другом!
Ведущий: Следующее упражнение называется «Грецкий орех» ( 5 слайд)- на слайде крупный грецкий орех и название
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.
Орешки можно подарить участникам на память.
Ведущий: Итак, уважаемые коллеги, вы почувствовали, какие вы индивидуальные, и разные. Вот, из за того, что вы все разные и воспринимаете поступающую информацию по- разному. Кто то с удовольствием внедряет ее в жизнь, кто то наоборот находится в состоянии стресса из – за новшеств. Поэтому, психолог, должен помочь педагогам принять новшества , согласно индивидуальным способностям.
Ведущий: А для того, чтоб понять как и кому представить новшества, без особых стрессогенных последствий , я проведу с вами игру «Три цвета личности» ( 6 слайд)
на слайде надпись игры и зеленый – «как все», качество, реально присущее и объединяющее со
всеми другими участниками группы
синий – «как некоторые», качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками
желтый – «как никто больше». уникальные черты данного человека,
которые или вообще не свойственны остальным,
Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета: зеленый – «как все», синий – «как некоторые», желтый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» - качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками. На листочке «как никто больше» указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.
После завершения работы участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснить, действительно ли они обладают такой же особенностью. Затем организуется обсуждение. Таким же способом психолог просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность
Ведущий: Ну, что ж , мы с вами увидели себя как некое «единство непохожих», единство – это педагоги и поэтому все инновации мы должны воспринимать как следующую ступень в развитии, непохожие – это призыв оптимистов поддерживать пессимистов! А теперь, давйте проверим, насколько мы можем настроить погоду в школе и пройдем тест
Ведущий: Но, прежде чем приступить к тесту, давайте проведем такую разминку
Повторяйте за мной – хлопки в ладоши разного характера - Отлично! Я смотрю вы с удовольствием выполняете это упражнение, хотя , у кого то лучше получается, у кого – то хуже, но у каждого я увидела улыбку на губах.
А теперь, снова повторяйте за мной - соединить в противоборсте две ладони и нажимать, до определенной боли - Ну как, какое упражнение больше понравилось?
Так вот, первое – это доступная информация в позитиве, второе – это противоборство сторон ( на вас нажимают и вы тоже)
Ведущий: Ну, а теперь смело к тесту
Тест «Погода в школе » ( 7 слайд)
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
Съедаете что-то другое.
Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Ведущий: Я думаю, что вы чуть ближе познакомились с тем, какой вы человек и как справляетесь с маленькими неприятностями. А теперь пришла пора немножко расслабиться и заняться творчеством.
Рефлексия «Что себе подарить?» ( 8 слайд)
Рефлексивная деятельность повышает самооценку, расширяет представления о самом себе, способствует закреплению доброжелательных отношений в группе.
Сейчас, я предлагаю вам порисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Мы будем рисовать подарок самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.
Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственного натюрморта.
Для начала мы определимся с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.
Теперь подумайте и запишите на белых карточках качества, которые вам больше всего нравятся в людях.
После этого составляется общий список: психолог на большом листе записывает все предложения.
Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того, чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.
Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружественная ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
Ведущий: Упражнение «Дружественная ладошка». ( 9 слайд)
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.
Учитесь управлять собой.Во всем ищите добрые начала.И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала,Споткнувшись, самому вставать,В себе самом искать опоруПри быстром продвиженье в горуДрузей в пути не растерять…Не злобствуйте, не исходите ядом,Не радуйтесь чужой беде,Ищите лишь добро везде,Особенно упорно в тех, кто рядом.Не умирайте, пока живы!Поверьте, беды все уйдут:Несчастья тоже устают,И завтра будет день счастливый!