Профориентационный тренинг с элементами диагностики Профессия Х


Тренинг с элементами диагностики и информирования
«Профессия Х».
Цель: активизация профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
Задачи:
-информирование выпускников на тему «В мире профессий»;
-диагностика профессиональных ориентиров по методике «Дифференциально-диагностический опросник Климова»;
-расширение» профориентационного кругозор»;
-формирование умения адекватно и обосновано формировать собственные запросы (в соответствии со своими способностями);
-развитие навыка самопрезентации.
Целевая аудитория: выпускники (учащиеся 9, 11 классов).
Особенность тренинга: подобное мероприятие позволяет не только оптимизировать процесс формирования определенных навыков (например, навыка самопрезентации), но и оценить профессиональные ориентации и актуальные знания о профессиях у старшеклассников (учащихся 9 класса).
Продолжительность: 45 – 60 минут (с учетом времени для диагностики).
Материально-техническое обеспечение: презентация «В мире профессий» (для ее трансляции необходимы: проектор, компьютер), бланки теста «Дифференциально-диагностический опросник по Климову» (по количеству участников), коробка с предметами (ручка, кисть малярная, шприц, бинт и другие предметы, «олицетворяющие» профессии), бланк «Самопрезентация» (по количеству участников), доска (типа мольберт), маркер.План тренинга:
Приветствие.
Информационный блок с использованием презентации.
Обсуждение материала.
Блок «Диагностика».
Упражнение 1 «Все профессии нужны, все профессии важны»
Упражнение 2 «Профессиональное орудие» (в два этапа).
Упражнение 3 «Три кита»
Упражнение 4 «Самопрезентация».
Рефлексия (обсуждения, ожидания).
Ход тренинга.
Вступление.
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Я приветствую вас на тренинге по профессиональной ориентации под названием «Профессия Х». Сегодня мы с вами попробуем не только узнать что-то новое о мире профессий, но и о самих себе, о том, как мы должны выбирать себе профессию, на что ориентироваться. А для начала мы, вместе с вами, посмотрим презентацию «В мире профессий».
Начинается трансляция презентации. (Презентация «В мире профессий» прилагается к портфолио Уманец Д.С. на электронном носителе CD-диске).
Педагог-психолог: таковы основные моменты нашего информационного блока, у кого какие вопросы? Что нового узнал каждый из вас?
Воспитанники отвечают, делятся мнениями.
Педагог-психолог: ребята, как вы думаете, что важно становится одним из главных при выборе профессии?
Воспитанники отвечают.
Педагог-психолог: вот и я думаю, что в столь нежном и юном возрасте как ваш, главным становиться «желание», желание быть именно врачом или учителем, поваром или электриком. Во многом понять себя вам поможет наше краткое тестирование. Оно предназначено для того, что бы каждый из вас отметил для себя приоритеты в выборе будущей профессии.
Педагог-психолог раздает воспитанникам бланки и параллельно объясняет ход тестирования, инструктирует воспитанников. (На усмотрение педагога-психолога тестирование проводится или индивидуально, или в группе, когда специалист сам зачитывает вопросы (утверждения), поясняет их, а воспитанники отмечают свой ответ в соответствующем бланке).
Методическое обеспечение тестирования: дифференциально-диагностический тест Климова (оценка профессиональных ориентиров по классификации Климова).
По завершению тестирования воспитанники сдают бланки. (результаты тестирования педагог-психолог обсуждает с каждым из воспитанников после обработки данных).
Перед началом тренинговых упражнений педагог-психолог напоминает воспитанникам основные правила тренинга.
Педагог-психолог: итак, ребята, мы с вами уже узнали, что все профессии классифицируются по пяти направлениям (Педагог-психолог предлагает воспитанникам озвучить эти типы профессий (по Климову). Отчасти понять сущность каждой из систем нам поможет умение самостоятельно классифицировать профессии.
Перед началом задания педагог-психолог устанавливает, где закреплены таблички с указанием пяти типов профессий «Человек - человек», «Человек - техника», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек - природа».Упражнение 1 «Все профессии нужны, все профессии важны».
Педагог-психолог: ребята, хоть вы и готовить ко взрослой жизни, все же в каждом из вас живет ребенок, именно поэтому сейчас нас ждет взрослое задание с элементами из детства. Перед вами доска, где указаны пять типов профессий, а на карточках имена сказочных героев, героев из фильмов, мультфильмов, песен, представителей различных профессий. Ваша задача - каждого из героев сопоставить тому типу профессий, к которой он относится. Например (педагог-психолог берет карточку и называет героя), профессор Преображенский из повести М. Булгакова «Собачье сердце» - он врач, а значит мы может его отнести к типу профессий «Человек - человек».
После выполнения задания, важно обсудить с воспитанниками: для чего нужно такое задание, чему оно способствует, что им понравилось, что показалось трудным.
Упражнение 2 «Профессиональное орудие» (в два этапа).
Для упражнения понадобится коробка с предметами, которые «олицетворяют» любые профессии (например, малярная кисть –маляр-штукатур, половник – повар и так далее).
Педагог-психолог: ребята, перед вами коробка с профессиональными орудиями, ваша задача: не видя предмет (воспитанник наощуп обнаруживает предмет в коробке и называет его) понять (наощуп), что за предмет в коробке и сказать к какой профессии он имеет отношение.
По окончанию упражнение происходит его обсуждение, воспитанники делятся мнениями, ощущениями от выполненного задания.
Педагог-психолог: у нашего задания есть продолжение, уже понятно, что вы хорошо разбираетесь в «профессиональных орудиях», а теперь вам надо разделиться на две команды, я предлагаю вам один предмет (например, шариковая ручка), ваша задача: «подобрать» к этому предмету как можно больше специалистов, назвать профессию, в которой пользуются этим предметом и как именно. На выполнение задания у вас одна минута.
В конце педагог-психолог подводит итоги, проходит обсуждение задания.Упражнение 3 «Три кита».
Педагог-психолог: ребята, вы уже поняли, что выбор профессии – ответственное и важное событие в жизни каждого человека, стоит задуматься, а как же правильно выбирать профессию? Мы с вами уже определили, что необходимо желание человека, наличие способностей или склонностей к той или иной профессии и многое другое. Наше следующее задание не просто так называется «Три кита», так мы назовем три основы для успешного выбора профессии:
Во-первых, определим, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом "хочу".
Во-вторых, оценим, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответим на тот вопрос, какое у вас "могу".
В-третьих, узнаем, какие профессиональные качества нужны для того, чтобы стать представителем той или иной профессии, т.е. что "надо".
Для задания понадобиться доска, с закрепленными на ней табличками «хочу», «могу» и «надо». Воспитанники по очереди выходят к доске и заполняют соответствующие графы.
Педагог-психолог: задание выполняется следующим образом: например, я хочу быть парикмахером, я могу делать красивые прически, мне для то, чтобы стать парикмахером надо быть коммуникабельной и творческой личностью (параллельно педагог-психолог заполняет соответствующие графы на доске).После завершения задания важно провести анализ полученных ответов, обсудить с воспитанниками, что было важным в этом упражнении, чему оно учит и т.д.
Упражнение 4 «Самопрезентация».
Педагог-психолог: ребята, мне кажется вы уже настоящие профессионалы в мире профессий, настал момент попробовать себя на практике, наше следующее задание «Самопрезентация», у кого какие предположения, что такое «самопрезентация» (воспитанники делятся мнениями). Хорошо, каждому из вас я раздам бланки, которые вы должны заполнить, а потом озвучить (педагог-психолог раздает воспитанникам бланки для задания «Самопрезентация», образец бланка представлен далее).
Предварительно педагог-психолог разъясняет ребятам каждый пункт в бланке.
Воспитанники заполняют бланки в течение минуты, по необходимости обращаются к педагогу-психологу за помощью.
Воспитанники делятся своими «наработками», совместно с психологом обсуждают что получилось, что не получилось.
Заключение.
Педагог-психолог: ребята, мне кажется, что у нас получилось узнать много новог о мире профессий, а главное узнать себя и понять, что нам необходимо для успешного выбора профессии. Теперь ваша очередь поделиться вашими мыслями и эмоциями.
Завершающий этап тренинга: рефлексия (обсуждение тренинга). Воспитанники вместе с педагогом-психологом садятся вкруг, каждый из участников (в том числе ведущий тренинга) начинает высказываться по очереди, делится своими эмоциями, отмечает «+» и «-» проведенного тренинга. В заключении еще можно наметить, какие тренинги можно проводить в дальнейшем, что интересует воспитанников по вопросу профессионального ориентирования.
План самопрезентации:
«Самопрезентация»
Начало Продолжение
Я Надеюсь быть У меня это получится, потому что: 3 «+» качества*
Я буду справляться с трудностями, которые могут возникнуть, потому что: 3 недостатка**
* «+» качество записывается так: я умный (способен решить задачу за 10 минут).
я целеустремленный (не успокоюсь пока не доведу дело до конца)
** «недостаток» записывается так: я могу быть несдержанным (однажды поругался с одноклассником).
я могу быть неуверенным в себе (стесняюсь отвечать у доски)