программа театральный грим 5-9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в области образования. Эта задача целенаправленно реализуется в условиях школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 46 города Курска, где учащиеся получают дополнительное образование по различным направлениям искусства. В их числе – искусство театра, привлекающее к себе тем, что учащийся, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь ценным и важным. Постижение основ театрального искусства осуществляется в специализированных классах школы через освоение комплекса дополнительных учебных дисциплин: актерская грамота, сценическая речь, сценическое движение, история театра, грим.
Предмет «Грим» преподается на второй ступени образования - с 5 по 9 класс (по 1 часу в неделю). Он является неотъемлемой составляющей процесса становления начинающегося актера, но, прежде всего, воспитания культурного и художественно образованного зрителя. Предмет предполагает развитие у учащихся не только определенных творческих способностей, но и умения создавать яркие образы, формирование таких качеств личности, как чувство гармонии и красоты, способность к целостному восприятию содержания и формы, потребность в позитивно-преобразующей деятельности и др. В целом предмет «Грим» направлен на решение высшей задачи театрального образования – воспитание художественно грамотного, духовно и творчески свободного человека. При этом получаемые школьниками в процессе обучения знания, умения и навыки становятся средством достижения главной цели массового художественно-эстетического образования – развития у детей эстетического отношения к жизни.
При разработке данной программы мы исходили из специфики театрального искусства, а также психовозрастных особенностей обучающихся (подростков).
Программа адаптирована к условиям общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов ХЭЦ и особенностям профильно-ориентированного дополнительного образования учащихся. Ее модель создавалась на основе известных разработок, предназначенных для осуществления общего театрального образования детей и подростков: А.П. Ершова Уроки театра на уроках в школе. 5 – 11 классы (1995); Л.М. Некрасова Час театра. 5 – 7 классы (1995); Театр. 1 – 11 классы / Ред.-сост. Ю.А. Панфилов, В.М. Букатов. (1995).
Целью программы является развитие художественно-творческих способностей подростков и совершенствование их общей и эстетической культуры средствами театрального искусства (с акцентом на технике гримирования).
Основные задачи программы:
- сформировать ценностное отношение подростков к сценическому искусству, к его истории, национальным обычаям и культурным традициям;
- дать им целостное представление о разных театральных профессиях, роли и значении работы гримера и визажиста;
- сформировать элементарные знания об искусстве гримирования, умения по уходу за лицом;
- ознакомить школьников с основными средствами грима, их различными свойствами и правилами применения;
- развить у детей интерес к технологии гримирования, коррелирующей с эстетическим чувством меры, красоты и гармонии;
- воспитать потребность в чистоте и соблюдении гигиенических норм;
- активизировать художественно-творческую инициативу учащихся;
- воспитать терпеливость, трудолюбие и самостоятельность в работе; - сформировать уважительное отношение к товарищам, готовность к коллективному решению творческих задач;
- развивать потребность детей в художественном самообразовании и личностном совершенствовании.
В центре внимания художественно-педагогического процесса на уроках грима стоит личность ребенка, его интересы и предпочтения, творческие способности и потребность в художественной деятельности, природная потребность в импровизации. Поэтому деловая и, в то же время, интересная, увлекательная и доброжелательная атмосфера являются главным условием при организации занятий.
Предмет «Грим» входит в комплекс специальных дисциплин театрального отделения, наряду с «Актерской грамотой», «Сценической речью», «Сценическим движением», «Историей театра», поэтому он подразумевает содержательную интеграцию и межпредметное взаимодействие (изобразительное искусство и грим, история театра и грим, гигиена и грим и т. д.).
Занятия носят практико-ориентированный характер, они предполагают групповые и индивидуальные формы работы и протекают как творческий диалогический процесс, основанный на взаимодействии и сотрудничестве педагога и учащихся. Учебные занятия проводятся как в традиционной форме, так и на основе нетрадиционной организации учебного материала. Приоритетными формами проведения занятий являются: уроки-фантазии, уроки-представления.
Для выявления уровня усвоения материала, сильных и слабых сторон развития подростков, определения эффективности предлагаемой системы работы используются разнообразные формы текущего контроля: уроки-обобщения, творческий показ, театральная гостиная, творческий отчет, творческая мастерская. На каждом этапе работы с учащимися предполагается подведение итогов (по годам обучения) в форме контрольного урока по теме года либо творческого зачета; по итогам изучения курса – проведение комплексного экзамена по специальным дисциплинам, в который входит подготовка сценического образа при помощи наложения грима. Оценка результатов деятельности обучающихся осуществляется по традиционной пятибалльной системе.
Методика обучения исходит из известных дидактических требований и законов театрального искусства. Ведущим методом обучения выступает метод драматизации. На уроках комплексно реализуются традиционные дидактические методы: практический, словесный, наглядный (с применением разнообразных средств обучения). Ведущую роль играют разнообразные художественно-педагогические методы, направленные на организацию коллективной творческой работы, создание необходимых условий для художественной деятельности и развития креативных способностей детей.
Образовательно-воспитательный процесс требует достаточного ресурсного обеспечения, к которым следует отнести: учебную и художественную литературу, сценарии спектаклей, технические средства обучения, наглядные и иные дидактические пособия, другие учебно-методические материалы.
В ходе организации и проведении занятий необходимо соблюдать СанПиНы; уделять внимание технике безопасности, правилам личной гигиены (во избежание кожно-инфекционных заболеваний необходимо тщательно дезинфицировать гримировальные принадлежности и материалы).
КЛЮЧЕВЫЕ РАЗДЕЛЫ (ТЕМЫ) ПРОГРАММЫ
1. История грима и косметики.
2. Гигиена грима, общие правила гримирования.
3. Создание сценического образа с помощью грима.
4. Техника грима.
5. Схемы грима.
6. Скульптурно-объемный грим.
7. Портретный грим.
8. Национальный грим.
9. Кожа лица.
10.Лечебная косметика.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Грим как история сцены. Изменение грима как фактор эволюции культуры. Традиционный грим в театре Кабуки (Япония). Символика цветов в гриме и маске: белый грим положительного актера, красные фон и синие полосы в гриме отрицательного персонажа. Метод нанесения красок резкими линиями, разными по цвету, форме и рисунку, приемы усиления естественных линий на лице.
Гигиенические правила при гримировании: осмотр глаз, рук, кожи лица, проверка на аллергические реакции, отсутствие повреждений кожи и раздражений. Предупреждение инфекционно-кожных заболеваний, стерильность гримировальных принадлежностей и материалов, их дезинфекция (физическая и химическая).
Санитарные нормы: проветривание помещения, чистота рабочего места, правила подготовки косметических материалов и инструментов. Освещение: установка света, нормы освещения.
Сценический образ. Мера грима (его степень, сила и красочность) в зависимости от характера персонажа.
Качество и безопасность грима. Его разновидности.
Основные тона грима (традиционный набор): тона №№ 1 и 2 – грим лица молодой женщины 20-25 лет и юноши; № 3 – человек средних лет и пожилая женщина; №№ 4, 5 и 6 – мужчины пожилого возраста, старики.
Смешивание красок грима для достижения необходимого тона (шесть основных карандашей). Черный – подводка глаз, его добавление в другие тона при смешивании. Белый – высвечивание морщин, подкраска волос, эффект седины, выделение внешнего уголка глаз (эффект увеличения), создание бликов, мешков под глазами, выпрямление носа, смешивание с другими цветами. Светло-красный, его редкое употребление в гриме: подводка нижнего века (показ старых воспаленных глаз). Темно-красный – выделение губ, корректировка темных, ярких бровей (создание более мягкого тона); в редких случаях – окраска носа или выделение сильного румянца в виде пятен. Теневые тона – малиновый, коричневый и серовато-синий. Их специальное назначение – создание теней, впадин и морщин. Дифференциация тонов. Дополнительные краски: губная помада, тона синей гаммы и др.
Основные технические приемы гримирования: живописный и скульптурно- объемный. Их применение с учетом пластических особенностей лица. Живописный прием с использованием гримировальных красок. Живописные принципы работы. Цвет, светотень, линия. Плоскостно-живописная выразительность, выражение объемных форм, графичность изображения, цвет в чистом виде.
Особенности структуры кожи, ее оттенки. Косметические недостатки и возможности их устранения. Лечебная косметика (маски, крема, тоники, лосьоны, мази и т.д.).
Типы кожи: нормальная, сухая и жирная. Комбинированная кожа лица. Состояние кожи в разное время года, при различных воздействиях метеорологических факторов. Методы определения типа кожи и способов наиболее эффективного ухода за ней.
Скульптурно-объемный грим и средства его создания: краски, налепки, наклейки, аппликация, подтяжки, постижерные изделия и др. Скульптурный прием передачи объемной формы. Техника работы с материалами скульптурно-объемного грима: вата, папье-маше, кожа, пробка, пластические детали, постижерные изделия. Гримирование сказочных персонажей.
Разновидности грима: типичные, портретные и характерные. Характерный грим: типичный, карикатурный и отвлеченный. Портретные: гримы исторических лиц, гримы известных лиц. Карикатурный грим для буффонных пьес (сатиры и комедии).
Стиль грима, степень грима. Отвлеченный грим для произведений, содержащих символику. «Традиционный грим» (Мефистофель, Пьеро, Коломбина).
Схемы грима. Особенности создания сценического образа с помощью грима, технические «секреты» гримера. Классические образцы сценического грима (к драматическим произведениям отечественного и зарубежного искусства). Авторский стиль и творчество гримера. Визажное искусство.
При реализации содержания программы, в зависимости от того, какая задача стоит перед педагогом, на уроках используются разные формы работы: постоянная фронтальная работа, работа в малых группах, индивидуальная работа. Предусмотрена также самостоятельная работа учащихся: им предлагаются домашние задания, объем, и трудность которых зависят от этапа обучения, склонностей и предпочтений школьников. Домашние задания носят творческий и добровольный характер, но являются серьезным стимулом в постижении театрального искусства, совершенствования специальных умений и навыков.
Программа снабжена расширенным методическим приложением, раскрывающим отдельные методы и формы работы на учебных занятиях по гриму.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В процессе освоения специальной учебной дисциплины «ГРИМ» школьники формируют достаточно полное представление его роли и назначении в театральном искусстве, осваивают приемы гримирования, усваивают специальные знания и навыки, необходимые для работы над художественными образами.
По итогам обучения учащиеся должны:
- знать специфику и последовательность процесса гримирования, в том числе виды грима, основные инструменты и приемы работы с ними, гигиену грима, методы определения типа кожи, особенности ее структуры и оттенки, косметические недостатки и возможные приемы их устранения, общие правила гримирования, технические приемы грима, особенности создания сценического образа с помощью грима и т.д.;
- знать закономерности изменения лица при помощи грима;
- умело пользоваться гримерными материалами и инструментами;
- владеть основными приемами гримирования (уметь увеличивать, уменьшать брови, глаза, губы, лоб, подбородок, щеки, нос; изменять форму деталей лица; наклеивать усы, бороды и т.д.);
- знать разновидности национального грима;
- создавать портретный, исторический, характерный и индивидуальный грим;
- учитывать режиссерскую трактовку образа, всего спектакля при создании сценического грима.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
п\№ урока
Тема урока
Кол-во часов
всего
теория
практика
1 четверть
1.
Вводный урок. Грим и косметика.
1
1
2.
Лечебная косметика.
1
1
3.
Из истории грима.
1
1
4.
Анатомические основы грима.
2
1
1
5.
Кожа лица.
1
1
6.
Мимика.
1
1
7.
Определение типа лица (форма лица).
1
1
Итого:
8
6
2
2 четверть
1.
Техника грима.
1
1
2.
Технические средства грима.
1
1
3.
Приемы грима: живописный, скульптурно-объемный
3
1
2
4.
Подготовка лица к гриму.
2
1
1
5.
Снятие грима.
1
1
Итого:
8
5
3
3 четверть
1.
Техника грима
1
1
2.
Распределение общего тона.
2
1
1
3.
Наложение румян.
2
1
1
4.
Грим лицевой части черепа и других частей лица (лоб, щеки, подбородок).
2
1
1
5.
Гримирование глаз. Форма глаз. Изменение формы носа.
2
1
1
6.
Гримирование бровей. Изменение формы бровей. Форма губ.
2
1
1
Итого:
11
6
5
4 четверть
1.
Работа над эскизом грима.
1
1
2.
Череп. Анатомия лица.
2
1
1
3.
Роль грима в создании сценического образа.
3
1
2
4.
Контрольный урок.
1
1
Итого:
7
3
4
Всего за год:
34
20
14
6 КЛАСС
п\№ урока
Тема урока
Кол-во часов
всего
теория
практика
1 четверть
1.
Вводный урок. Этапы развития гримировального искусства.
2
2
2.
Основные гримировальные приемы.
1
1
3.
Эскизирование.
1
1
4.
Схема грима.
2
1
1
5.
Общие принципы изменения цвета лица при помощи грима.
2
1
1
Итого:
8
5
3
2 четверть
1.
Анатомическое строение лица.
1
1
2.
Череп. Худое лицо.
4
1
3
3.
Грим молодого лица.
2
1
1
4.
Грим полного лица.
1
1
Итого:
8
3
5
3 четверть
1.
Возрастной и старческий грим.
4
1
3
2.
Национальный грим (теоретический урок).
1
1
3.
Национальные черты народов Азии.
3
1
2
4.
Особенности внешности народов Африки.
3
1
2
Итого:
11
4
7
4 четверть
1.
Характерная национальная особенность представителей черной расы (Африка, Америка, Австралия).
3
1
2
2.
Характерные типичные черты японцев.
3
1
2
3.
Контрольный урок.
1
1
Итого:
7
3
4
Всего за год:
34
15
19
7 КЛАСС
п\№ урока
Тема урока
Кол-во часов
всего
теория
практика
1 четверть
1.
Повторение изученного материала. Технология грима.
1
1
2.
Национальный грим (по выбору уч-ся).
2
2
3.
Грим детского лица.
4
1
3
4.
Мастерство гримера.
1
1
Итого:
8
3
5
2 четверть
1.
Грим с учетом индивидуальных особенностей лица.
4
1
3
2.
Сочетание возрастного грима с национальным.
4
1
3
Итого:
8
2
6
3 четверть
1.
Сказочный грим.
1
1
2.
Мышь и кролик.
2
2
3.
Грим собаки.
2
2
4.
Грим кошки.
2
2
5.
Клоуны.
2
2
6.
Ведьма и вампир.
2
2
Итого:
11
11
4 четверть
1.
Мертвец и призрак.
2
2
2.
Чудовища (чешуйчатые, рогатые)
2
2
3.
Грим бабочки, совы
2
2
4.
Контрольный урок.
1
1
Итого:
7
1
6
Всего за год:
34
6
28
8 КЛАСС
п\№
урока
Тема урока
Кол-во часов
всего
теория
практика
1 четверть
1.
Творческие техники. Технология гримирования.
1
1
2.
Цветочные гирлянды.
2
1
1
3.
Пейзаж на рассвете. Зимний пейзаж.
2
2
4.
Декоративный узор.
2
2
5.
Собираемся на вечеринку с друзьями.
1
1
Итого:
8
1
7
2 четверть
1.
Грим робота.
2
1
1
2.
Грим в театре кабуки.
2
1
1
3.
Фруктовый грим.
2
1
1
4.
Грим ко дню святого Валентина.
2
2
Итого:
8
3
5
3 четверть
1.
Фантастический грим.
4
1
3
2.
Грим гротеска и шаржа.
4
1
3
3.
Как изменить внешний вид с помощью грима.
2
1
1
Итого:
10
3
7
4 четверть
1.
Как изменить прическу.
1
1
2.
Накладные волосы.
1
1
3.
Усы.
1
1
4.
Бороды и щетина.
1
1
5.
Носы и подбородки.
1
1
6.
Шрамы и татуировки.
1
1
7.
Контрольный урок.
2
2
Итого:
8
1
7
Всего за год:
34
8
26
9 КЛАСС
п\№
урока
Тема урока
Кол-во часов
всего
теория
практика
1 четверть
1.
Работа над образом.
1
1
2.
Использование изобразительных материалов для создания грима.
1
1
3.
Упражнения на выявление гримом различных черт характера.
1
1
4.
Исправление недостатков лица исполнителя. Красивое лицо.
3
1
2
5.
Портретный грим.
2
2
Итого:
8
3
5
2 четверть
1.
Выполнение грима по авторским описаниям.
2
2
2.
Использование портретов и фотоснимков в качестве основы для любого характерного грима.
2
2
3.
Техника создания портретного грима.
2
1
1
4.
Грим и сценические образы.
2
2
Итого:
8
1
7
3 четверть
1.
Патологический грим.
1
1
2.
Форма глаз.
2
1
1
3.
Слезы.
1
1
4.
Деформированные губы.
2
1
1
5.
Дефекты зубов.
2
1
1
6.
Веснушки, бородавки, синяки.
2
2
Итого:
10
3
7
4 четверть
1.
Поиск внешней формы образа.
1
1
2.
Накопление и сбор материалов.
1
1
3.
Связь грима с компонентами внешнего оформления спектакля.
1
1
4.
Стиль грима и режиссерское решение спектакля.
1
1
5.
Подготовка к творческому показу.
2
2
6.
Творческая презентация (сценическое воплощение спектакля).
2
2
Итого:
8
2
6
Всего за год:
34
9
25
ЛИТЕРАТУРА
Алянский Ю. Азбука театра. 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: Детская литература – Ленинградское отделение, 1990.
Богомолова М.Т. Декоративные материалы художникам театра. - М., 1988.
2. Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. – М., 1986.
3. Березкин В.И. Художники в театре сегодня. – М., 1980.
4. Буренина А.И. Театр всевозможного: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2002.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Ершова А.П., Букатов П.М. Актерская грамота – подросткам. – М., 1994.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. 5 – 11 классы. – М.: Просвещение, 1995.
Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО Аспект пресс, 1993.
Кандрон К., Чайлдс К. Раскрашиваем лицо. Театральный грим / Пер. с англ. Т.Ю. Покидаевой. – М.: РОСМЭН, 1998.
Михайлова А.А. Сценография: теория и опыт. – М., 1990.
Некрасова Л.М. Час театра. 5 – 7 классы. – М.: Просвещение, 1995.
Новлянский Н. Практическое руководство для кружков художественной самодеятельности. – М.- Л., 1940.
Писаренко Ю. Хрестоматия актера. Мимика. Грим. Движение. Речь. – М.: Теакинопечать, 1930.
Петерсон Л., О’Коннор Д. Дети на сцене. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля. – М., 1662.
Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1989-1991.
Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001.
Театр. 1 – 11 классы / Ред.-сост. Ю.А. Панфилов, В.М. Букатов. – М.: Просвещение, 1995.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Грим с учетом индивидуальных особенностей лица
Грим для блондинки со светлой кожей и голубыми глазами. Пудра светлая, матовая, цвет - натуральный, естественный с небольшим добавлением розового или персикового. Румяна розовые, натуральные. Необходимо избегать желтоватых оттенков. Губная помада - цвета спелой вишни или цикламена, а также розового и цвета мака. Следует избегать всех голубоватых оттенков или темных цветов. Тушь для ресниц - голубоватая или коричневая и ни в коем случае черная.
Грим для блондинки с темными глазами и смуглой кожей. Пудра - теплых оттенков: смесь розового с желтоватым. Румяна - светло-апельсиновые, вишневые или цвета мака. Следует избегать голубоватых оттенков. Цвет румян должен гармонировать с кожей, цветом платья, губной помадой, лаком для ногтей. Тушь - коричневая или черная в зависимости от цвета глаз - светло-карие или темно-карие.
Грим для брюнетки с голубыми или темнокарими глазами и смуглой кожей. Пудра - все оттенки коричневатого (светлые или темные), подходящие к цвету кожи. Можно добавить немного розового цвета или цвета слоновой кости. Румяна - апельсиновые, желтовато-красные. Цвет румян должен гармонировать с кожей, цветом платья, губной помады и лака для ногтей. Губная помада - светлая, резко переходящая в оранжевый цвет, желтовато-красная, мандариновая или вишневая; Тушь - темно-коричневая или черная. Следует избегать всех голубоватых оттенков.
Грим для рыжеволосой женщины со светлой кожей и светлыми глазами. Пудра - светлая и прозрачная, цвет - натуральный, персиковый, слоновой кости с добавлением розового. Румяна: если волосы желтовато-рыжие с апельсиновым оттенком, то румяна желтоватые; при волосах медного оттенка румяна коричневато-красные или цвета цикламена. Губная помада - красная или темно-красная. Губная помада и румяна должны гармонировать с цветом платья. Тушь - коричневая или черная.
Грим для черноволосой женщины с голубыми глазами и светлой кожей. Пудра - светлая, очень бледная с розовым и даже голубоватым оттенком. Лицо как бы фарфоровое. Румяна - малиновые и цвета цикламена. Совсем не употребляется желтовато-красный цвет. Пудра и румяна должна гармонировать с цветом кожи, платья, губной помады и лака для ногтей. Губная помада - лиловато-розовая, глубокого красного тона. Чтобы придать коже еще более нежный вид - все оттенки розовые. Тушь - синяя. Ресницы - слегка подкрашены.
Грим для темноволосой женщины со смуглой кожей и темными глазами. Пудра оливкового, абрикосового цвета, всех оттенков коричневого с примесью розового. Румяна - мандариновые, апельсиновые, желтовато-красные. Губная помада - ярко-красная, пурпурная, рубиновая или вишневая, цвет ее должен гармонировать с цветом платья и лаком для ногтей. Тушь - черная, коричневая или синяя - в зависимости от цвета глаз и волос.
Грим худого лица
Перед тем как приступить к работе, надо ознакомиться с основными данными и составить анкету, в которой кроме возраста, профессии, социального положения должно быть отражено состояние здоровья. Нужно выяснить, чем вызвано похудение - болезнью, старостью или другими причинами. В основу этого грима берут схемы "Печальное лицо" и "Грим черепа".
Общий тон - светлый с прибавлением голубой, серой красок. После нанесения общего тона контуром рисуют впадины коричневой краской, затем затемняют их. Для успешной работы надо точно знать анатомические границы лицевого черепа, очертание впадин и выпуклостей.
Тени не должны быть очень темными, а то впадины будут казаться провалами. Сильнее тонируют глазную впадину, ее подскуловую часть. Прорисовывают тоном цвета бакан с коричневым морщины - носогубную, лобные. Менее резко делают подводку глаз, проводя синей в смешении с черной краской линии ресниц. Детали лица - нос, подбородок - можно с двух сторон затемнить коричневой - или серой краской, придав им заостренную форму. Тени нужно наносить аккуратно с учётом анатомического строения лица. Рот не следует окрашивать ярко-красной краской, чтобы не увеличивать форму губ. Запудривают лицо светлой пудрой. По роли лицо может быть худощавым, но не высохшим. Поэтому при гримировании надо помнить о схеме, но не перегружать лицо темными тонами.
После нанесения общего тона затемняют впадины темной краской. Брови можно покрыть белой краской, придав им цвет седины, или воспользоваться наклейкой из крепе, которая клеится после окончания всего процесса гримирования, и запудрить. Румянец наносят отдельными мазками на скулах крупной пористой губкой. Глазные впадины затемняют коричневой краской, глаза подводят серой с. коричневой и сильно растушевывают. Нижние веки можно немного подкрасить, так как у старых людей мышцы становятся слабее, кожа теряет упругость. Нижняя часть глазной впадины прорисовывается сильнее, как и носогубная. Морщины на лбу, "гусиные лапки" у глаз прочерчиваются сильнее тонкой кисточкой. Берут бакан и коричневую краску, проводят линию, при этом она неравномерная по глубине. Середину прорисовывают сильнее, около темной поверхности делают светлый тон, чтобы подчеркнуть глубину при помощи контраста. На нижней челюсти прорисовывают волнистую линию, рисуют обвислости, мешочки, которые образуются из-за ослабления мускулов лица. Расстояние от носа до верхней губы затемняют, подчеркивая беззубый рот. Волосы следует припудрить или надеть накладку, или седой парик.
Грим полного (толстого) лица
При гриме полного лица надо учесть некоторые факторы, составив для себя небольшую анкету: чем вызвана полнота сценического героя, которого нужно изобразить на сцене (хорошее здоровье, питание, сон; добрый, весельчак, болезнь, пьянство; к какому социальному слою общества он относится, сколько ему лет, чем он занимается). Только после этого можно приступить к выполнению грима. В основу гримирования можно взять схему "веселое лицо" и идти от формы шара. Используя налепки для носа, щек, с помощью грима надо сгладить все острые части лица, смягчить темные, холодные тона, так как они сразу же наложат на лицо отпечаток злости. Естественно, есть полные люди злые, но, как правило, они простодушны и добры. Исходя из формы шара, все следует закруглить, брови сделать светлыми, дугообразными, можно замаскировать собственную форму, подведя новую форму при помощи красок бакан + коричневая. Глаза делают небольшими и круглыми, подкрасив середину верхнего и нижнего века. Главную впадину тонируют светлым тоном, затем розовыми румянами. Не следует использовать темные краски - черную, серую, синюю. Форму носа делают курносой или картофеле-образной, затемнив нижнюю площадку или налепив на кончик носа гуммоз, нос можно подтянуть при помощи муслина.
Большую роль в этом гриме играют щеки, их форма. Надо помнить, что мясистые части лица следует высветлять, как бы приближать, поэтому светотенью надо пользоваться аккуратно. На щеке рисуют полукруг, начинающийся от носогубной складки. Цвет щеки органично переходит от одного к другому. Сама линия темная: краска бакан + коричневая, далее светло-красная, а в середине делают светлый блик. Как можно заметить, у полных людей обычно есть второй подбородок. Его можно сделать, если лицо исполнителя не очень худое, проведя темную линию по завершению подбородка, высветлив образовавшийся наплыв. Для высветления используют тона № 1, 2 + белую, охру. Форму губ можно увеличить, придав им большую объемность. Готовый грим запудривают, и, если это необходимо, надевают парик.
Грим молодого мужского лица
Гримирование мужского лица протекает в такой же последовательности, что и грим женского молодого лица. Выбор общего тона надо делать с учетом цвета кожи. У мужчин тон несколько темнее. Общий тон наносят на лицо аккуратно, равномерно, без большого наслоения и комков. Если по роли необходима растительность лица - усы, брови, борода, бакенбарды, то те места, на которые их будут клеить, не следует покрывать общим тоном.
Грим молодого женского лица
Молодое здоровое лицо отличается гладкой, упругой, хорошо натянутой кожей, без обвислых складок - признака старости. Грим молодого лица имеет ряд сложностей: нужно добиться максимума результатов, используя минимальное количество красок. В работе по гриму необходим художественный вкус, искусное выполнение, аккуратность.
Гримирование начинают с протирания лица жиром или кремом для удаления пыли, создания скользящей поверхности, более удобной для покрытия лица общим тоном. Тон подбирают с учетом индивидуальных особенностей, профессии. Так, люди, работающие на воздухе большее количество часов, будут выглядеть иначе, чем люди, проводящие рабочие часы в кабинетах, закрытых помещениях. При гримировании лица можно при помощи красок исправить иллюзорно некоторые незначительные недостатки: выступающие скулы, полные щеки, широкий нос, маленькие глаза, губы, короткие брови.
Грим старческого мужского лица
Грим этот сложен, так как объединяет все процессы, используемые в гримировании. Кроме определенных навыков при гримировании необходимы аккуратность, наблюдательность. Грим должен осуществляться на лицевой части черепа, костях, впадинах, мышцах, мускулах с учетом изменений деталей лица: лба, бровей, носа, глаз, щек, рта, подбородка. Необходимо изучить фотографии, портреты художников, на которых изображены старики и старухи, перед гримированием определить основные характерные особенности старости, дряхлости. С годами изменяется цвет кожи, которая теряет упругость, становится дряблой. Мышцы лица приобретают вялость, опускаются. Волосы теряют цвет, появляется седина в прическе, а также среди волосков бровей, у мужчин - в усах, бороде, Больше всего изменяются глаза, они теряют форму, цвет радужной оболочки становится светлее, взгляд теряет остроту, становится безразличным. Морщины плотной сеткой бороздят лицо. Естественно, есть старые люди, не потерявшие интереса к жизни, они продолжают быть активными, внешне сохраняют подтянутость фигуры и бодрость духа. Вместе с тем годы берут свое, и как бы хорошо ни выглядел старый человек, признаки старости отразятся на его лице в большей или меньшей степени. Рассмотрим последовательность гримирования. Актерам, исполняющим роль героя по годам в значительной мере старше себя, не следует перегружать свое лицо большим количеством наклеек, налепок. Не следует покрывать лицо густой сетью больших и малых морщин. Гримирование начинается с составления общего тона. Лучше смешать несколько тонов - № 2 + № 3, а также краски цвета охры, белую.
В основу гримирования берут схему грима лицевого черепа, но при этом затемнения делают в значительной степени слабее, применяя светло-коричневую краску + бакан. Румянец надо делать при помощи крупнопористой губки цветом бакан в соединении с желтой краской. Румянец наносят отрывочными мазками, подчеркивая кровеносные сосуды.
Глазничную впадину затемняют краской неравномерно, внутренний угол глаза тонируют сильнее, чем внешний. У некоторых старых женщин кожа подбровного пространства опускается и как бы наплывает на верхнее веко, а нижнее веко опускается. Поэтому гримировальными красками можно передать эти изменения. Надо помнить, что эффект зависит от чистоты и соотношения красок (темного со светлым). Затемняют подскуловую впадину, пространство над верхней губой. При гримировании надо помнить законы живописи: все, что высветляют - приближается, выступает; что затемняют - углубляется. В гриме большую роль играют морщины: лобные горизонтальные, межбровные, носогубные, их надо подчеркнуть. Контуром обозначить мешки под глазами. Для морщин используют коричневую краску + бакан, прорисовывают морщины по естественным морщинам лица, придавая при помощи красок рельефность. Линии с краской не должны быть одинаковыми по толщине, лучше их прерывать. Указательным пальцем растушевывают линию, рядом ставят блик более светлой краской (общий тон № 2 или № 3 + белая).
В старости кожа нижней челюсти обвислая, можно подчеркнуть так называемые "собачьи" складки, при этом надо помнить, что блики в этом гриме играют большую роль. Из седого или серого крепе можно наклеить брови или на свои нанести белой краской седину. Губы закрашивают светлым тоном, контур можно обвести коричневой краской + бакан и белая. Пудру используют светлую. В гриме старческого лица применяют растительность - бороду, усы, бакенбарды, парик. Они в большей мере помогут войти в образ. Надо помнить, что растительность делают заранее, перед гримом примеряют, те места, которые должны быть закрыты растительностью, не покрывают вазелином и общим тоном. Растительность клеят только после запудривания, так как можно помять завивку, нарушить форму, испачкать. Сначала клеят бороду, затем усы. Снимают после окончания спектакля сначала усы, затем бороду и парик.
Грим старческого женского лица
Гримирование старческого лица требует определенного опыта и знаний, поэтому, до того как приступить к гримированию, нужно хорошо изучить анатомическое строение лица (кости, впадины, мускулы), мимические выражения и, кроме того, лицо, которое надо гримировать; его особенности можно выявить, просмотрев ряд фотографий или портретов. Много в гриме зависит от общего тона, который составляет с учетом возраста. Общий тон - светлый с добавлением охры и серой краски. Если ощущается наступление дряхлости, то можно добиваться пергаментного оттенка. Для этого, так же как и при гриме худого лица, гримировать по схеме "Череп". Прощупывая и прорисовывая впадины, затемняя их, можно добиться положительного результата. В целом грим должен быть не ярким, но убедительным, достоверным.
После нанесения общего тона затемняют впадины темной краской. Брови можно покрыть белой краской, придав им цвет седины, или воспользоваться наклейкой из крепе, которая клеится после окончания всего процесса гримирования, и запудрить. Румянец наносят отдельными мазками на скулах крупной пористой губкой. Глазные впадины затемняют коричневой краской, глаза подводят серой с. коричневой и сильно растушевывают. Нижние веки можно немного подкрасить, так как у старых людей мышцы становятся слабее, кожа теряет упругость. Нижняя часть глазной впадины прорисовывается сильнее, как и носогубная. Морщины на лбу, "гусиные лапки" у глаз прочерчиваются сильнее тонкой кисточкой. Берут бакан и коричневую краску, проводят линию, при этом она неравномерная по глубине. Середину прорисовывают сильнее, около темной поверхности делают светлый тон, чтобы подчеркнуть глубину при помощи контраста. На нижней челюсти прорисовывают волнистую линию, рисуют обвислости, мешочки, которые образуются из-за ослабления мускулов лица. Расстояние от носа до верхней губы затемняют, подчеркивая беззубый рот. Волосы следует припудрить или надеть накладку, или седой парик.
СХЕМЫ ГРИМА
Общие правила гримирования
Начиная гримироваться, следует тщательно осмотреть глаза, руки и кожу лица и убедиться, что нет каких-либо повреждений кожи, раздражении. Во избежание инфекционно-кожных заболеваний необходимо тщательно дезинфицировать гримировальные принадлежности и материалы. Имеется два способа их дезинфекции: физический (прокаливание над пламенем спиртовки или кипячение) и химический (обработка 80 %-ным спиртом или одеколоном, 10 %-ным марганцево-кислым калием).
Приступая к гримированию, нужно проветрить помещение, проверить чистоту рабочего места: снять (очистить ножом) верхний слой грима в коробке. Свет установить несколько выше головы, стойки ламп должны быть расставлены на расстоянии 50...60 см и ближе к трельяжу, чтобы свет не раздражал глаза. Гримировальные принадлежности, кисти и руки надо протереть одеколоном, кожу лица покрыть тонким слоем вазелина. Следует каждый раз менять ватный тампон для пудры, так как он легко загрязняется и может стать источником инфекции.
Грим обычно снимают пластмассовым, костяным или деревянным ножом, слегка нажимая острием на кожу лица. Наслоенную часть грима промокают алигнином. Проделывают это до тех пор, пока кожа лица не очистится от смеси грима и вазелина. Материал для снятия грима должен быть мягким и чистым. После этого лицо вытирают полотенцем, алигнином или ватой, слегка нажимая и не раздражая кожу. После снятия грима кожа бывает воспалена или раздражена, поэтому следует умыться теплой водой. Нельзя подвергать кожу резкому охлаждению. Если нет теплой воды, лицо просто припудривают, пудра освежает и охлаждает кожу лица.
РОЛЬ ГРИМА В СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА
Работа над эскизом
Эскизирование - творческий процесс в создании грима для образа драматургического произведения. Эскиз создается путем постепенного накопления определенного багажа литературных данных, просмотренных иллюстраций и является главным подспорьем в работе над внешностью сценического персонажа. Таким образом, всю работу по созданию грима можно разделить на ряд последовательных этапов:
глубокое изучение литературного произведения (пьесы, повести, романа, сценария, сказки, биография, мемуарной литературы, писем);
отбор текстового материала, раскрывающего характер образа, персонажа и его внешности;
составление анкеты образа, персонажа на основе отобранных данных;
изучение эпохи, в которой жил и действовал персонаж (стили, моды костюмов и прически), путем знакомства с произведениями живописи и скульптуры, графики и мозаики, предметов материальной культуры, прикладного искусства;
зарисовка лица предполагаемого исполнителя роли (с корректировкой на левой половине рисунка черт лица с помощью карандаша и резинки) с учетом черт будущего образа;
создание эскиза на основе рисунка лица натурщика (с корректировкой эскиза в цвете - акварелью) с учетом всех данных и воображения художника-гримера.
Еще в детстве наступает пора, когда малыши начинают различать цвета. Их привлекает яркость красок игрушек, одежды. Позднее они начинают обращать внимание на краски сезона года. Весна - время пробуждения природы. Для нее характерны голубые, нежно-зеленые, розовые краски - распускающихся почек кустарника и деревьев. Лето ассоциируется с буйным цветением трав и цветов, отличается яркостью красок, преобладаниемЭти цвета в строгой последовательности составляют радужный спектр. Для наглядности можно нарисовать круг, разделить его на семь частей и закрасить каждую, пользуясь приведенной фразой. При изучении спектра будет заметна разница между верхней и нижней частями: верхняя часть круга будет более солнечной, яркой, нижняя - более темной. Цвета верхней части круга, включающей красную, желтую, оранжевую краски, называют "теплыми ". Чем больше в краске красного и желтого, тем теплее будет тон. Цвета синий, фиолетовый называют "холодными", присутствие их в гамме цветов будет способствовать охлаждению тонов.
Знание цветовой гаммы необходимо при работе над гримом и макияжем. С древних времен люди считали яркие краски цветами радости, солнца, активности, энергии. На празднике, который был посвящен языческому богу солнца Яриле, было принято окрашивать ладошки в красный цвет. В гриме часто используют полутона, которые можно получить путем смешения нескольких красок в сочетании с белой. При смешении получается новая, более светлая краска, которая воспринимается как более мягкая. При этом теряется насыщенность цвета основной краски. Из основных красок - синей, красной, желтой, черной, коричневой - можно получить другие цвета. От смешения желтой и зеленой можно получить синюю, желтой и синей - зеленую, синей и красной - фиолетовую, красной и желтой - оранжевую. При добавлении черной краски цвет становится темнее, яркость ослабевает, краска делается приглушенной.
Гримируя лицо по схемам молодого, худого, полного, старческого, детского, необходимо учитывать цветовые сочетания. Так, при гримировании полного лица в большей степени пользуются теплыми торами, в работе над гримом худого лица используют холодные тона, при гриме под детское лицо используют также светлую гамму. Естественно, при гримировании учитывают еще многие моменты, от которых зависит цветовая гамма: национальность, принадлежность к расе. Так, в гриме монголоидной расы будет в общем тоне преобладать желтоватая гамма, в негроидной коричневая с ее оттенками. Морщины, выпуклость и впадины лица достигаются контрастностью и объемностью. Можно добиться ощущения не только изменения цвета кожи, но и ее состояния (вялость, блеклость). Чтобы подчеркнуть глубину контраста, рядом с
Лицо
Некоторые неправильные черты лица можно изменить при помощи различных косметических средств. Каждое лицо можно сделать белее выразительным, интересным и милым. В достижении Этой цели нам помогают косметические средства. Идеальное лицо с правильно очерченным овалом встречается крайне редко. Но даже удлиненное, треугольное или круглое лицо может быть привлекательным при умелом использовании декоративных косметических средств.
Если форма лица неправильная - оно квадратное, или круглое, или линии лица очень резки, скулы широкие, подбородок острый, - в каждом из этих случаев можно исправить недостатки при помощи употребления крем-пудры различных оттенков. Соответствующее распределение ее на лице создаст видимость правильного овала. Для коррекции черт лица пользуются крем-пудрой двух цветов: темной ля мест, которые хотят сделать незаметными, и белее светлой - для тех частей лица, которые хотят выделить. Для жирной кожи лучше применять жидкую пудру, для сухой кожи - крем-пудру. Эти косметические средства являются основой грима для изменения черт лица.
При квадратном лице накладывают темную крем-пудру или жидкую темную пудру тонким равномерным слоем на нижнюю часть лица (нижнюю челюсть); небольшое количество румян растирают под глазами по направлению к губам и вискам. Брови подняты вверх изогнутой линией. Подчеркивают наружные углы глаз, продолжая линию на веках к вискам, чтобы она шла наклонно. Форма губ мягкая, линии закругленные. Волосы поднятые вверх по направлению к вискам, на лоб спускаются наискосок локоны или отдельные пряди. Уши закрыты волосами, которые начесаны на щеки. При круглом лице накладывают более темную крем-пудру или темную жидкую пудру с наружной стороны щек в двух направлениях: вверх к вискам и вниз к нежней челюсти, этим создается впечатление удлиненного лица. Брови делают удлиненной формы с очень небольшим изгибом. Ресницы и линии на веках заметно продолжают к вискам, чтобы придать им наклонный характер. Если губы полные, можно незаметно уменьшить их контуры, покрывая помадой наружные углы. Волосы должны быть приподняты высоко надо лбом, а на боках уложены гладко.
При треугольном лице (в форме сердца) накладывают темную крем-пудру и темную жидкую пудру с небольшим количеством румян высоко на скулы по направлению к вискам. Форма бровей высокая, но изгиб должен быть над наружным углом глаза. Глаза подкрашены, но без продолжения косой линией, губы не выпуклые, удлиненной линии, наибольший акцент делается на нижнюю губу. Прическа с выпуклой челкой, длинные волосы, пряди заходят на щеки по направлению к нижней челюсти. При треугольном лице (в форме груши) употребляют темную крем-пудру или темную жидкую пудру с добавлением небольшого количества румян. Накладывают ее в форме треугольника вершиной книзу, направляя от виска в сторону челюсти. Очень заметные при этом типе лица челюсти маскируют темной крем-пудрой. Брови прямые, не очень длинные. Наружные углы глаз подчеркивают резкой косой линией на веках. Концы ресниц сильно подчеркнуты. Губы обрисованы высоко, углы рта не закрашиваются. При прямоугольном лице темную крем-пудру накладывают на середину щек, растирая ее по направлению к вискам, а также ниже (где челюсти) по направлению к ушам. Линия бровей должна быть мягко изогнута, глаза сильно подчеркнуты косыми линиями, губы полные, закругленные.
При овальном лице светло-бежевую крем-пудру или жидкую пудру накладывают ровным, тонким слоем на все лицо. На щеках по направлению к вискам узкая полоска более темного тона. Туда можно добавить немного румян. Темный слой должен подходить высоко к глазам. Брови делают изогнутыми, и с максимальным изгибом над серединой глаза, ресницы и тени век подкрашивают таким образом, чтобы акцент был на наружных углах глаз, ближе к вискам. Губы красят по их форме, закругляя немного нижнюю губу.
Губы
Губы (рот) образуются круговой мышцей рта, которая изнутри покрыта слизистой оболочкой, а снаружи слизистой и подкожным жировым слоем. По форме губы могут быть широкие и тонкие, нормальные (верхняя губа имеет "лук Венеры" - вид натянутого лука - ее принято считать классической). Бывают губы вздутые, полные, в форме "сердечка", "бантика". В понятие "рот" кроме собственно губ входят две носогубные борозды, "фильтр", углы рта, подбородочная борозда. В зависимости от разреза ротовой щели рот может быть большой или маленький, а углы рта приподнятыми или опущенными.
Часто выражение лица зависит от формы губ, играющих значительную роль в гриме (как нос, глаза и брови). Форму губ определяют мышцы - наиболее подвижная часть лица. Гримированием можно изменить не только форму, но и цвет губ. В большинстве случаев грим губ осуществляют живописным приемом, реже применяют скульптурно-объемный. В значительной мере окраска рисунка рта обусловлена модными течениями. Так, дамы середины XIX в. подкрашивали только середину губ, придавая им форму "сердечка". В 40-х годах ХХ в. в военные и послевоенные годы повсеместно распространилась мода на "американские" губы - с вывернутыми к внешним углам лепестками: на экранах шли американские кинофильмы с актрисой Диной Дурбин, которая стала эталоном для подражания.
Губы окрашивают как гримировальными красками, так и губной помадой разного цвета - розовой, красной темной и светлой, цикламен, морковной и др. Контур губ обводят, как правило, темной помадой, середину губ делают более светлой, грани стушевывают. Для увеличения губ рисуют контур, захватывая кожу над верхней или нижней губой (в зависимости оттого, какую губу надо увеличить). Для уменьшения губ часть их покрывают общим тоном, потом рисуют контур и окрашивают поверхность внутри. Для более объемной формы ставят блики, на верхней губе один блик на хоботке, два на бугорках. Используют блеск для губ.
Губам можно придать смеющееся или плаксивое выражение, изменив в углах рта рисунок губ - приподняв уголки (смех), опустив (грусть). В скульптурно-объемном приеме используют наклейки из ваты, пластические детали. При гримировании рта нужно учитывать возраст человека. В детстве и юности цвет губ более яркий, в старости он становится серым или синеватым. На строение рта оказывает влияние и наличие зубов. Если зубы выпадают, то верхняя губа западает, кажется тонкой и морщинистой.
Щеки
Щеки занимают большое пространство на лице, их форма зависит от скуловой дуги. Щеки могут быть пухлые, впалые, с выступающими скулами, обвислые или одутловатые. Так же как и другие детали лица, щеки можно изменять, применяя живописный или скульптурно-объемный прием. При гримировании надо внимательно следовать законом живописи: в худом лице затемняют подскуловую впадину, передавая таким образом впалость щек, используют коричневую краску; краски наносят неравномерно. Выступающую часть скуловой дуги высветляют, т.е. высвечивают более светлой по отношению к общему тону краской, к щечной впадине тени усиливают. Цвет красок зависит от возраста, национальности состояния здоровья. Для молодого возраста тени делают при помощи красной краски, для зрелого возраста - коричневой, светло-коричневой, края граней аккуратно растушевывают. Для иллюзорного создания полных, пухлых щек наносят кисточкой с краской бакан от глаз по щеке к уху дугой, в центре делают пятно светлой краской. Растушевкой края красок сводят на нет. Можно наклеить щеки из ват, марлевых толщинок, ангорской шерсти (подкрашенной в розовый цвет). Использовать пластические детали.
Подбородок
По форме подбородок может быть плоским, квадратным, скошенным, выдвинутым вперед, заостренным, раздвоенным, с ямочкой, вогнутым, двойным; по размеру - большим, маленьким, широким, узким. Подбородок может наглядно подчеркнуть черты характера: волю, упорство, безволие. Заострить подбородок можно, затемнив его с двух сторон темной краской; высветляя середину, достигают как бы выдвижения его вперед; окрашивая темной краской середину, получают раздвоенный подбородок. Гримировать его можно и при помощи скульптурно-объемного приема.
Нос
Значительной частью лица является нос, благодаря которому ярко переданы расовые, национальные признаки, индивидуальные особенности, тип лица.
Пластическая форма носа определяется костной и хрящевой основами и покрывающими их мягкими тканями. Многообразие форм носа можно условно свести схематически к простой геометрической форме - призме, которая имеет четыре поверхности. Назовем их: фронтальная спинка носа, горизонтальная - основание, две боковые стенки носа (бока). Пропорционально лицу нос может быть широким, длинным, коротким. Основные формы носа в профиль - волнистая, с горбинкой, прямая, выпуклая, вогнутая, курносая и др.
В гримировальном процессе форму носа изменяют при помощи живописного и скульптурно-объемного приемов. Рассмотрим наиболее приемлемые из них (см. рис.). При помощи красок можно зрительно выпрямить спинку носа. Для этого ее ограничивают с двух сторон двумя параллельными пунктирными линиями, наносят их баканом или баканом + коричневая краска. Чем ближе друг к другу параллельные линии, тем уже спинка носа, чем дальше - тем шире площадь спинки. Линии доходят наверху до переносицы и переходят в линию бровей. Зрительное выпрямление происходит за счет контраста используемых красок: если бока затеняют темными красками, то спинку носа делают более светлым тоном по отношению к общему тону лица, а также стенок носа. Переход одной краски в другую надо сделать плавно, но не размазывать, а сохранить чистоту цвета. Чисто белую краску применять не следует, ее можно использовать только в смешении с общим тоном №1 или №2. Курносый нос можно сделать путем затушевывания нижней площадки, затемнения переносья, а также, если поставить блик на кончике носа.
Удлинить нос можно путем продолжения его спинки, захватив часть кожного пространства лобной площадки. При помощи живописного приема сложно изменить форму носа, так как в профиль эффект гримирования в значительной мере снизится. Заранее на ребре указательного пальца левой руки вылепливают горбинку требуемого размера, при этом гуммоз заранее разогрет в руке и послушен в работе. Для большей прочности можно покрыть место налепки гримировальным клеем (сандорачным лаком), а после его подсыхания накрепить гуммозную форму на спинку носа. Сглаживают постепенно грани налепки с кожей лица при помощи ногтя, конца кисточки или костяного ножичка, используемого для снятия грима. Чтобы налепка органично сливалась с лицом, используют намоченную в воде марлю, надетую на указательный палец правой руки. Легкими движениями пальца производят сглаживание. Можно сделать курносый нос, налепив на его кончик кусочек гуммоза или воспользоваться ватой. Для этого кончик носа покрывают клеем, накладывают затем тонкую овальную пластину из ваты, пропитывают вату клеем, обминая при этом пальцем или кисточкой по кругу. Наносят несколько слоев, а последний смазывают клеем и протирают мокрой ваткой. После просушивания образуется тонкая корочка, которую покрывают общим тоном. Эта налепка требует сноровки, умения, так как при отсутствии практики налепка может быть неестественной, ребристой. Использовать подобную налепку можно в сказочном гриме, а для персонажей современных пьес она будет выглядеть грубо. Налепка недолговечна, ее можно использовать два-три раза.
Можно использовать прием подтяжки носа в том случае, если нос велик. Например, актриса в зрелом возрасте играет роль школьницы, ей делают прическу с хвостиком или косички, омолаживают лицо. Нос должен быть курносым, вздернутым. Используют ленточку из шифона или эксельсиора, муслина шириной в 1 или 1,5 см, длиной в 6-7 см. Конец ленточки заостряют наподобие карандаша и приклеивают его к нижней площадке носа между ноздрями. После подсыхания ленту накладывают на спинку носа, приподнятую указательным пальцем левой руки и промазанную гримировальным клеем. Если нос большой и широкий, то можно сделать две дополнительные ленточки меньшего размера, приклеив их поперек около переносицы и отступя на 2 см от кончика носа. После полного подсушивания нос
Глаза
Этот сложный организм состоит из глазного яблока, окружающих вспомогательных тканей, которые защищают его и приводят в движение: мышц глаза, верхнего и нижнего век с ресницами, слезника. Сюда же надо отнести брови, поскольку они как бы завершают оформление глазничной впадины. О глазах можно судить по их форме, величине, положению, цвету, выразительности. В зависимости от величины и размера глазной щели различают глаза миндалевидные, щелевидные (монгольские, японские), круглые, большие, маленькие. Глаза различают также по характеру нормально посаженных, глубоко посаженных и выпуклых (навыкате) глаз, а в зависимости от расстояния между внутренними уголками глаз - близко и широко поставленные. Различно и расположение осей глаз. Ось - это условная прямая, проведенная через наружный и внутренний углы глаз. Ось может быть горизонтальная - углы глаза расположены на одной прямой (классический глаз), восходящая - наружный угол выше внутреннего (восточный глаз), падающий - наружный угол ниже внутреннего - (европейский глаз). Идеальными принято считать глаза миндалевидной формы, расстояние между которыми равно длине глаза, а углы внутренние и внешние лежат на одной прямой.
Изучая свое лицо, мы увидим, что форма глаз на первый взгляд одинаковая для всех, имеет специфические особенности, зависящие от национальности и расы. Так, восточные народы имеют удлиненную миндалевидную форму, а народы монголоидной группы - особую форму глаз с низко опущенным слезником (эпикантусом), глазная щель узкая, глаз расположен косо, имеется "монгольская складка" у внутреннего угла глаза, которая характерна только для монголоидной расы. В целом форма глаз зависит от размера глазной щели и характера глазничной впадины. Изменить форму глаз можно, используя живописный прием, а также прибегнув к подтяжке или наклейке, налепке, разным формам скульптурно-объемного приема. При помощи грима форму глаз можно сделать более округлой, продолговатой, овальной, придать раскосость.
Нормальная подводка - такой способ гримирования, при котором подбровная часть покрывается общим тоном, наносятся румяна с учетом глубины глазничной впадины. Можно нанести оттеняющей краской цветовое пятно на верхнее веко, растушевав его аккуратно. По линии ресниц верхнего и нижнего век проводят линию, используя выбранную темную краску (черную, коричневую, черную с коричневой), у внешнего угла глаза ее делают длиннее. Линии аккуратно растушевывают, чтобы не было впечатления искусственно нарисованного глаза. При проведении кисточкой с краской особый нажим делают в середине верхнего и нижнего век. Так как ресницы верхнего века гуще, то линия подводки должна быть ярче, нижние ресницы реже - линия прозрачная.
Для увеличения формы глаза следует после нанесения общего Тона провести темную линию по линии верхнего века, затем более светлую линию (тон № 1 + белая) прорисовать у нижних ресниц, как бы увеличив этим размер глазного яблока, потом темную линию. Линии у внутреннего и внешнего углов глаза не соединяют, зрительно они будут повторять линию ресниц, расположенных параллельно. В театральном гриме можно расстояние между линиями верхнего и нижнего век у внешнего угла глаза покрыть более светлой краской, чтобы нагляднее разделить линии.
Иногда надо уменьшить глаза, придав им круглую форму, характерную для населения Африки, относящегося к негроидной расе. Приемов подводки глаз несколько, наиболее распространенной является подводка наиболее интенсивно в середине верхнего и нижнего века. Линии подводки должны быть округлыми, дугообразными, ни в коей мере не прямые. Можно общим тоном загримировать более тщательно внутренний и внешний угол глаза, положив тени по линии ресниц. Подводка глаз может осуществляться как ровной сплошной линией, так и пунктиром (отрывочными штрихами).
Изменить форму глаз можно при помощи ресниц. Ресницы могут быть накладными, сделанными заранее под глазами, надбровными дугами и особенно около внутреннего угла глаза тени делают интенсивнее, под наружным углом глаза - слабее. Угол нижней челюсти оттеняется резкой тенью, к шее тень рассеивается, растушевывается. Височные и лобная впадины затеняются слегка. Окраска впадин зависит от их глубины, а также от больших и меньших выпуклостей. На лобных буграх и на лобных дугах, на скулах и подбородке, на нижней челюсти (углах) ставя блики, сила теней здесь различна. Вместе с тем резких переходов между тенью и тоном, а также бликом делать не рекомендуется. Постепенный плавный переход от одного цвета к другому можно получить за счет тщательного аккуратного растушевывания граней. Глубокие впадины не следует окрашивать черной краской, так как она трудно смывается с лица. Лучше смешивать коричневую краску с черной. Очертания костей, места расположения и форму впадин нужно запомнить, так как это поможет при гримировании и выполнении макияжа.
Благодаря искусному гриму можно изменить детали лица. Рассмотрим приемы изменения лба, бровей, глаз, носа, губ, щек, подбородка при помощи грима.
Технические приемы грима
Существуют два основных технических приема гримирования: живописный и скульптурно-объемный. Каждый из них базируется на конкретном изучении пластических особенностей лица. Живописный прием выполняют, используя гримировальные краски. Работа с красками во многом напоминает работу живописца. Соблюдают те же принципы, что и в живописи, так как в них много общего. Цвет, светотень, линия играют большую роль, связаны между собой и дополняют друг друга. Так как жанр произведения (опера, оперетта, драма, цирк, эстрада) оказывают определенное влияние на выбор грима, то характер грима меняется. В цирке и на эстраде можно использовать линейные гримы, которые иногда называют условными. Они отличаются тем, что в них отсутствует плскостно-живописная выразительность, нет четкого выражения объемных форм, а лишь графичность изображения, цвет используется в чистом виде, без оттенков и переходов из одной тональности в другую.
Скульптурно-объемный прием грима отличается от живописного тем, что в нем используют кроме красок налепки, наклейки, аппликации, подтяжки, постижерные изделия. В выполнении его много общего с работой над скульптурой по передаче объемной формы. Используя скульптурно-объемный прием грима, можно изменить лицо до полной неузнаваемости, чего нельзя сделать в живописном приеме. В скульптурно-объемном приеме используют разнообразные материалы: вату, папье-маше, кожу, пробку, пластические детали, постижерные изделия. Особенно наглядно это может проявиться при гримировании сказочных персонажей в спектаклях-сказках, феерических и цирковых представлениях.
Лоб
Форма лба зависит от лобной кости лицевого черепа. Лоб может быть высоким и низким, широким и узким, выпуклым с выступающими лобными буграми и надбровными дугами, плоским с сильно вогнутой лобной впадиной. Изменить форму лба можно, используя гримировальные краски. Для придания выпуклости необходимо высветлить лоб бликами более светлыми, чем общий тон (тон № 1 + белая), а также лобные бугры, середину лба. Сузить поверхность лба можно, затемнив более темной по отношению к общему тону краской. Покрыв височные впадины коричневой краской + + бакан, можно таким образом ограничить плоскость лба.
Ширина лба зависит от формы бровей, так как высоко поднятые густые широкие брови сделают лоб зрительно более узким, а короткие, еле заметные по своему цвету брови, наоборот, увеличат лобное пространство. В разные эпохи к ширине лба относились по-разному. В обычаях древних греков было принято закрывать лоб волосами, повязками, а в эпоху Возрождения, наоборот, высокий выпуклый лоб считался основным признаком красоты женщин.
Брови
Они как бы дополняют оформление глазничной впадины, воспринимаются как декоративный элемент, который не только украшает, но и передает характер. Брови играют главную роль в равновесии лица, они могут создавать или разрушать его. Они способны подчеркнуть красоту глаз, их привлекательность или, наоборот, акцентировать недостатки, а также придать всему лицу нежелательное выражение. Если брови в гриме или макияже оформлены грубо, неправильно, то вся работа может потерять смысл. Необходимо знать строение, линии, форму, характер бровей. В строении бровей различаются следующие части: головка - утолщенная часть, находящаяся у переносья, прозрачная по окраске; тело - средняя часть бровей; хвостик - наружная часть, наиболее тонкая. В зависимости от густоты брови могут быть широкие, длинные, тонкие, сросшиеся на переносице, по форме - прямые, дугообразные, круглые, "домиком". Если головку брови и хвостик зрительно соединить прямой линией, то в зависимости от направления этой линии можно определить следующие линии бровей: восходящую, горизонтальную, спускающуюся. Брови бывают плавные, с изломом, с разрывом.
В гриме и макияже брови играют большую роль, при помощи их формы можно наглядно выразить характер человека: волевой, суровый, мужественный, легкомысленный, веселый, печальный. В гриме бровям нужно уделять особое внимание, так как неумелое их окрашивание может придать лицу вульгарный вид. Форму бровей можно изменить, применив более густой общий тон, смешанный с пудрой. Полученной массой окрашивают волоски бровей против роста волос, повторяя движение пальца, на котором находится масса, несколько раз. Для маскирования бровей можно использовать мыло. Взяв небольшой кусок мыла (лучше детского или простого), смачивают его острый угол и несколько раз проводят им по волосам брови. Волоски слипаются и легко скрываются под общим тоном лица. Более жесткие и густые брови можно замазать специальной мастикой - ангруаом. Так как в ее состав входят воск и клейкие вещества, то волосы склеиваются, плотно прилегают к коже, после такой подготовки можно накладывать общий тон и рисовать форму бровей гримировальной краской при помощи кисточки или растушевки. В оперных театрах сцена, удаленная значительно от зрительного зала оркестровой ямой, требует более яркого, четкого грима. Глаза - "зеркало души" - должны быть видны, открыты. Поэтому при подводке бровей стремятся как можно больше открыть глазничную впадину, проводя краской по верхней линии бровей.
Брови маскируют смесью общего тона и гуммоза, специальным клеем для грима (лаком), расчесывают частой гребенкой, щеткой, затем проводят кисточкой с клеем. Повторяют движение с кистью несколько раз. После прикладывают поверх волосков бровей мокрую вату, быстро проводя по поверхности: образуется белый налет, волоски плотно приклеены друг к другу. После этого общий тон легко наносят на поверхность. В спектакле театра им. Е. Б. Вахтангова по пьесе В. Соловьева "Великий государь" народному артисту РСФСР И. М. Толчанову в роли царя Ивана Васильевича гримировали брови, похожие на крылья птицы, подчеркивая неуравновешенный, грозный характер царя. Работая над формой бровей, художник-гример Д. Ситнов предложил сильно приподнять часть брови около виска. Для этого кожу подбровного пространства закатывали вверх и заклеивали, затем клеили брови из крепе.
Черная краска в гримировании бровей используется при выполнении национального грима, в остальных случаях применяют черную краску + коричневую и бакан (темно-красную). От природы брови бывают неодинаковой ширины, начало бровей прозрачное, менее густое, в середине брови шире и гуще, а концы тоньше и острее. Цвет бровей немного темнее цвета волос на голове. Не исключены моменты сильного окрашивания бровей как дань моде или личного вкуса. Подрисовывать брови можно отдельными штрихами при помощи кисточки или растушевки, можно рисовать сплошной линией или использовать наклейки. В XVIII в. было принято в аристократических кругах наклеивать брови из низковорсного меха шкурок выдры или соболя. Брови из крепе удобно наклеивать, но использовать их можно только один раз; в спектаклях пользуются заранее сделанными наклейками на монтюре из тюля, газа, шифона.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Грим (рецензия)