Конспект урока по окружающему миру Про кошек и собак

Хвостикова
Ольга Владимировна
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №5 г. Луга
на первую квалификационную категорию
педагогический стаж 32 года


Урок

по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»:
1 класс

Тема:«ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК?»

УМК
«Школа России»
По учебнику «Мир вокруг нас»
Автор Плешаков А. А.
Изд. «Просвещение», 2011г.











Тема: Почему мы любим кошек и собак?

Цели:

Познакомить с условиями жизни домашних животных(кошка, собака) и особенностями ухода за ними; воспитывать бережное отношение к животным.



Планируемые результаты:

Учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошками и собакой.


Оборудование: фотографии или картинки с изображением кошек и собак разных пород, видеофрагмент о домашних животных, предметы, необходимые для ухода за собакой и кошкой, плакат с правилами безопасности при общении с собаками.


















Ход урока

Организационный момент.
Актуализация знаний
Беседа
- Отгадайте загадку.

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то
Но пройти в них нелегко.
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? (Радуга)

- Каждая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги?
(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь)
- Кто назовет цвета радуги по порядку? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

Игра «Третий лишний»
(Учитель называет три цвета, а учащиеся должны назвать тот цвет, которого нет в радуге)
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
- Ребята, Муравьишка рад, что вы вспомнили, как образуется радуга. Он говорит вам: «Хорошо!» а что же ответит эхо? (Шо-шо-шо)





Самоопределение к деятельности
- Сегодня сама Мудрая Черепаха принесла для нас загадки. Отгадайте их.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится
Угадали? Это - (кот).

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака).

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О кошках и собаках)
- Прочитайте тему урока на с.42 (Почему мы любим кошек и собак?)
- Прочитайте какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- Кто уже умеет ухаживать за кошкой и собакой?
Вы сегодня будете моими помощниками на уроке.

Работа по теме урока
- На какие две большие группы можно разделить животных?
Животные




- Все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? (Нет. Домашние животные не добывают пищу самостоятельно. Жилье строит для них человек )
- У кого есть домашние животные? (Ответы детей.)
Расскажите по плану с. 42, о своем домашнем животном.
(Ответы детей)
- Подумайте, почему же мы любим кошек и собак. (Ответы детей.

- Отгадайте загадку.
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка)
( Учитель на доске вывешивает картинки с изображением кошек разных пород.) 1 ученик (сообщение)








- Рассмотрите рисунки на с.42 учебника. Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой. (Ответы детей.)
- Отгадайте следующую загадку.

Белый хвост, черный нос,
Наши тапочки унес
В уголок под кровать –
И не хочет отдавать. (Щенок)
(Учитель на доске вывешивает картинки с изображением собак разных пород.) 1 ученик (сообщение)
15 тыс. лет назад из волка получилось домашнее животное – собака. Постепенно были выведены различные собачьи породы. Большинство должны были выполнять разнообразные задачи. Одни использовались как пастушьи, другие как охотничьи. Одни породы сопровождают слепых, другие – полицейских, есть собаки-спасатели. Собак используют как упряжных, без ездовых собак вряд ли справились на Крайнем Севере. Их используют, если нужно переехать жить в другое место или привезти добычу: тюленей, белого медведя, оленя и рыбу. Собачьи упряжки были и остаются важным видом транспорта в Арктике.
Декоративные собаки предназначены для удовлетворения эстетических потребностей человека. Большинство из них сегодня содержат дома. Что касается содержания собак , то здесь часто совершаются ошибки. Собакам нужен сбалансированный корм. Сюда относятся кости и мясо, а также растительная пища – овсяные хлопья и овощи. Не в коем случае нельзя давать печенье и шоколад. Собак не следует перекармливать. Они ежедневно нуждаются в движении. На прогулке у собак должно быть время узнать последние «новости». У них очень чуткий нос, и они рыскают вокруг. При встрече с другими собаками они хотят познакомиться. Для этого следует дать им время. Собаки требуют много внимания и заботы. И если у вас нет времени на содержание четвероногого домашнего друга, лучше отказаться от этого.













- Рассмотрите рисунки на с.43. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой. (Ответы детей).


















- К сожалению, в последнее время в городах появилось очень много бродячих собак. Как узнать, бродячая собака или нет? (Ответы детей).
- Как вы думаете, они опасны?
По данным статистики, укусы домашних собак – более частое явление, нежели укусы бродячих, но это не значит, что можно спокойно играть с ними. Лучше держаться от бродячих собак по-дальше.
Чтобы бродячая собака не напала на вас, надо запомнить, что она почти никогда не нападает первой и, значит, виноват в нападении бывает сам человек, потому что не знает, как правильно себя вести: нарушает правила вежливости или охраняемую собакой границу. Например, входит во двор, который собака считает своим.
Если собака считает что ей некуда деться (например, когда человек идет ей навстречу в подъезде, в узком проходе), она может напасть, так сказать «на всякий случай».
Если вам очень хочется погладить чужую собаку, нужно спросить разрешение у хозяина. А гладить нужно осторожно и ласково, чтобы собака не подумала, что вы хотите ее ударить.
(Учитель вывешивает на доску плакат с правилами безопасности при общении с собаками и знакомит с ним детей.)
Неверно считать, что помахивание хвостом говорит о дружелюбном настрое собаки. Иногда это означает обратное.
Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки: этим вы напоминаете собаке убегающую дичь и предлагаете ей поохотиться.
Не надо пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это значит скалиться и показывать свое превосходство.
Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо также трогать ее щенков.
Не нужно подходить к собаке, сидящей на привязи.
Не стоит приближаться к большим собакам служебных пород: некоторые из них выучены бросаться на людей, подошедших на определенное расстояние.
При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.
Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущего навстречу человека с собакой, особенно если происходит это в узком месте.

Если вы будете соблюдать эти правила, то ничего с вами не случиться. Но если вас все-таки укусила собака, срочно обратитесь к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством.
- Ребята, а откуда берутся бродячие собаки? (Ответы детей).
Не зря говорят, что собака – друг человека.









Это самое первое домашнее животное. Много пользы приносят собаки людям: охраняют дома, служат в милиции, ищут наркотики, и взрывчатку, выступают в роли поводырей для незрячих А во время войны собаки даже выносили раненых с поля боя.







Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

Практическая работа в парах
- Рассмотрите на с.43 предметы, необходимые для ухода за кошкой и собакой. Объясните, для чего они предназначены.
(Один ученик рассказывает о предметах, необходимых для ухода за кошкой, другой за собакой.
(Показ предметов для ухода за этими животными)
Беседа
Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни.
Выполнение задания в рабочей тетради (с.27)
- Рассмотрите рисунок. Кто из ребят правильно гуляет с собакой?
- Какое правило забыл один из мальчиков? Почему опасно гулять с собакой без намордника и поводка?
- Выполните задание.
Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.43, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
Подведение итогов урока
- О чем мы говорили сегодня на уроке? (Мы обсуждали наше отношение к домашним питомцам. Познакомились с правилами ухода за кошкой и собакой.)
Я надеюсь, что вы запомните сегодняшний урок и будете добрыми хозяевами для своих домашних питомцев.
Рекомендации для занятий дома
Найти стихи, рассказы о кошках и собаках. По желанию можно выучить наизусть.






























На доске
(написать)
Сельское хозяйство









Растениеводство
Что такое растениеводство?
(выращивание культурных растений)

- Для чего люди занимаются растениеводством? (ответы детей)

- Для получения чего выращивают волокна? (ответы детей)

- Люди каких профессий работают в растениеводстве?
(ответы детей)

- Легок ли труд людей этих профессий? (ответы детей)

- Кто работает в этой отрасли сельского хозяйства? (ответы детей)

Итог.







Объявление темы

- Сегодня познакомимся и более подробно поговорим об отрасли сельского хозяйства, которая называется Животноводство.

Некоторых животных этой отрасли выведете на этом кадре 1, кадр 2 – прочитать все отрасли животноводства.


Работа по учебнику.
с. 60 – чтение текста.
2. Разгадывание кроссворда.


Самая пестрая, ест зеленое,
Дает белое. (корова).
Кто не прядёт, не ткёт,
А людей одевает? (овца)
3. Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идёт
За собою всех ведёт. (утка)
4. Клохчет, квохчет
Детей созывает.
Всех под крылья подбирает. (курица)
5. Шипит, гогочет
Ущипнуть меня хочет
Я иду, не боюсь
Кто же это? (гусь)
6. У кого рога длиннее хвоста. (коза)
7. Пятак есть, а ничего не купит. (свинья)
8. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (баран)















- Как одним словом можно назвать отгадки к загадкам (животные)
- А наука, которая занимается разведением домашних животных, как называется? (Животноводство)

















Работа по теме урока
Пчеловодство (сообщение ученика).


План сообщения на доске
Название отрасли
Некоторые сведения
Польза, что даёт эта отрасль
- Зачем люди занимаются пчеловодством?
(дополнение о мёде) – сообщение ученика
Птицеводство
а. куры (сообщение ученика)
Что дают нам куры?
б. гуси (сообщение ученика)
Что гуси дают человеку?
в. утки (сообщение ученика)
Что унаследовали от уток домашние утки?
Что дают нам утки?
Рыбоводство
а. карп. (сообщение ученика)
Как называется хозяйство, в котором разводят карпов?
б. карась «золотой» и «серебряный» (сообщение ученика)
4. Скотоводство (разведение крупного рогатого скота)
а. коровы (сообщение ученика)
5. Козы и овцы (сообщение ученика)
6. Кролики, кони и свиньи (сообщение ученика)
Зачем люди выращивают кроликов?
Что дают кони человеку?
Что дают свиньи?

Физминутка (хлопки, если это домашнее животное)
Утка, лев, корова, медведь, куры, собака, волк, свинья, коза, лиса, овцы, барсук, гуси, соловей, карась, щука, плотва, пчелы, майский жук)


Работа по учебнику с. 61 (чтение текста)
Для чего люди занимаются животноводством?
Где разводят домашнюю рыбу?
Где разводят пчел?
Работа по учебнику с. 62 (чтение текста «Как трудятся животноводы?»)
Легок ли труд животноводов?
Как называются врачи, которые следят за здоровьем животных?
От чего зависит успех животноводов?
Какие еще заготавливают корма?
Для чего необходимо животноводство?









Тест с.85 (ученики выполняют самостоятельно)

- Проверка с.85

211. «Г»
212. «Г»
213. «В»
214. «В»
215. «В»

Подведение итогов урока
(оценки после каждого сообщения всех учеников)

Домашнее задание: с. 60-63 (пересказ),
Раб. Тетрадь с.32-34

Подготовлена презентация по теме «Животноводство»































Сельское хозяйство



Растениеводство

Сельское хозяйство

Животноводство

Растениеводство

к



к

у

р

а

ц

и

а

о

ц

а

в

о

р

а

в

к

о

г

у

ь

я

ь

н

и

с

а

з

к

б

а

р

а

а

к

у

о

в

т

с

д

в

о

н

т

дикие

домашние



Рисунок 1Рисунок 4