Статья Формирование общих компетенций в преподавании немецкого языка в СПО

ЧУВАКОВА Светлана Ивановна
ОГБПОУ СмолАПО г. Смоленск
Формирование общих компетенций в преподавании немецкого языка в учреждениях среднего профессионального образования.

Современное развитие общества вызывает необходимость поиска новых подходов к организации и ведению образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования: наличие широкого кругозора, в основе которого лежат общеобразовательные знания, мобильность в общении, готовность молодых специалистов к «командной» работе, умение налаживать социальные связи,
опыт работы с информационными источниками, знание современных информационных технологий.
Задача данной статьи – раскрыть суть компетентностного подхода, проанализировать развитие общеучебных компетенции, формирующихся у обучающихся колледжей на учебных занятиях иностранного языка. Для реализации профессиональных образовательных программ ФГОС необходим определённый уровень сформированности учебных компетенций.
Компетентностный подход к обучению выступает мощным ресурсом для формирования общеучебных компетенций, так как предполагает организацию самостоятельной работы студентов, их творческую деятельность, самостоятельность мышления.
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника.
В разделе V ФГОС по профессиям и специальностям «Требования к освоению основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям», в п. 5.1. обозначены требования к выпускникам, освоившим ОПОП (основная профессиональная образовательная программа по специальности): «Выпускник, освоивший основные профессиональные программы начального/среднего профессионального образования, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. [1]
Большим потенциалом для формирования ключевых компетенций обладает иностранный язык, так как в его основе преобладает деятельностное содержание. На учебных занятиях иностранного языка основной упор делается на формирование коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными обучащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. [2]
Ресурсы интернета содержат много аутентичных текстов из немецких изданий, в том числе из журналов „Vitamin De“, в которых присутствует интеркультурный компонент. На протяжении ряда лет я работаю с аутентичными материалами на учебных занятиях, использую их во внеклассной работе по предмету.
Воспитать интерес к изучению немецкого языка можно путем повышения мотивации к изучению этого языка, через совершенствование методов и форм работы со студентами, используя современные технологии обучения, формируя ключевые компетенции в обучении и воспитании студентов. При проведении занятий я использую несколько видов учебников и учебных пособий, аудио-визуальные средства обучения, мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая студентам возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.
Формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности студентов. И эта деятельность должна быть творческой. С точки зрения социокультурной компетенции необходимо усвоение знаний основ культуры, традиций, обычаев других национальностей, формирование способностей к общению с учётом социокультурных различий. Развитию социокультурной компетентности будущих специалистов способствует использование на занятиях иностранного языка элементов современных образовательных технологий:
- технологии проблемного обучения,
- технологии интегрированного обучения,
- игровых технологий,
- информационных технологий.
Студенты определяют социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции.
Развитие учебно-познавательной компетенции это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность, ознакомление с доступными обучащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Навыки систематизации можно формировать путем составления опорных схем, алгоритмов деятельности (алгоритм перевода прямой речи в косвенную, активного залога в пассивный). Для формирования данной компетенции активно использую самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях.
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения.
На примере специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет 3 курс рассмотрим, как происходит формирование коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющими.
Актуализацию знаний проведём на основе блока темы «Деньги». Для активизации мыслительной деятельности студентов можно использовать анализ ключевого слова. Я предложила обучающимся сформулировать с помощью ключевых слов и выражений дефиницию или составить словосочетания (Geld sparen; Geld ausgeben; Geld verdienen). Особенно эффективным в формировании социокультурной компетенции является использование идиоматических выражений: пословиц и поговорок, применение изучаемого компонента социокультурной компетенции в процессе интерпретации. Несвободные лексические единицы (Geld stinkt nicht. Wenn es sich ums Geld handelt, gehцrt jeder der gleichen Religion an.) дают для устного перевода или как проверка домашнего задания.
В ходе систематизации и обобщения знаний можно использовать следующие приёмы: Метод «Карта памяти» является простой технологией записи мыслей, идей. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, начинаем их записывать сверху слева, и заканчиваем справа внизу. Данный метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы, выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. z. B. Welche Assoziationen ruft bei Ihnen der Begriff “Geld” hervor? / Was assoziieren Sie mit dem Geld? Следующий графический приём «Гроздь» служит для стимулирования мыслительной деятельности при систематизации материала. Запись слов происходит спонтанно вокруг ключевого слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Приём условный перевод можно использовать для перевода отдельных лексических единиц. Этим упражнением мы отрабатываем профессиональную компетенцию по семантической классификации лексических единиц. Контроль можно осуществлять индивидуально, а также по ключам. Задание на замену в предложении выделенных слов синонимами способствует обогащению профессионального лексического запаса. Владение лексикой предполагает единство лингвистических связей – ассоциативных, семантических, синонимических, грамматических. На данном уроке тренируются грамматические явления на основе изученной лексики. Для актуализации и систематизации грамматических навыков можно использовать следующие типы упражнений:
- составьте предложения с данными словами. Объектам контроля является структура построения предложения;
- заполнение таблицы на основе пройденного материала по теме страдательный залог. Цель этого задания – предотвратить ошибки в устной речи.
Рассмотренные приёмы помогают нам актуализировать личностные качества студентов и подготавливают их к новому этапу работы. Коммуникативные навыки и умения, сформированные в процессе изучения иностранного языка, являются средством повышения качества общеобразовательной подготовки обучающихся колледжей, их социализации, адаптации к условиям современного рынка труда и требованиям работодателей.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
2. Ряписов Н.А.      Компетентностный подход и реалии российского образования. – СМ. – Н., 2007.