Конспект урока по истории на тему Оттепель, духовная жизнь страны 9 класс
Урок истории в 9 классе.
Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период «оттепели».
2. Развитие навыка работы с документом, критического мышления, умения рассуждать, делать выводы, применять знания.
3. Формирование понимания истории России XX века, личностного отношения к историческим событиям и политическим деятелям.
Дидактическая цель: Выявить сущность и значение изменений в сфере духовной жизни советского общества 1954 -1964 годах.
Задачи развития:
развитие познавательного интереса, культуры речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и обобщать, умение конспектировать
На уроке используется технология критического мышления, сочетающаяся с фронтальной и индивидуальной формами работы.
Оснащение:
Портреты: А. Вознесенский, Н.С. Хрущёв, Б. Пастернак и их современников.
Документы.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, дата: 4 октября 1957,12апреля 1961, домашнее задание.
Программно-дидактическое обеспечение:
компьютерная презентация: Духовная жизнь страны: "Период оттепели" (MS Power Point), сообщения.
Основные методы обучения, используемые на уроке:
проблемное изложение, наглядно-иллюстративный, дискуссионный.
Основные организационные формы обучения на уроке:
фронтальная работа с классом,
индивидуальный опрос учащихся,
работа с историческим материалом,
индивидуальная работа .
Ход урока
I этап. Постановка целей урока
II этап. Актуализация знаний
III этап. Изучение нового материала
IV этап. Итоги урока
Задание для учащихся: Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели?
I.Этап целеполагания.
Вводное слово учителя.
На протяжении нескольких уроков мы рассматриваем тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Мы разобрали вопрос борьбы за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, а сегодня мы говорим об Оттепели.
Наша задача восстановить в памяти основные события периода, связанные с ними даты, имена, разобраться в сути названия периода, рассмотреть его проблемы, и в итоге оценить место и роль “Оттепели” в истории страны.
Введение
Время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества.
Этот особый период развития культуры вы уже изучали , он не является для вас новым и неизвестным.
Проведём небольшой мозговой штурм и вспомним даты, понятия, имена, связанные с этим периодом.
II. Актуализация знаний
Какое значение для жизни советского общества имела смерть И.В. Сталина?
Обозначьте возможные пути развития советского общества после смерти "вождя" всех времен и народов?
Какое влияние на жизнь страны оказал XX съезд КПСС?
Учитель на середине доски пишет слово “Оттепель”, затем вокруг записывает понятия, даты, имена, которые называют дети, объясняя их связь с данным периодом.
Слово учителя.
Итак, мы восстановили в памяти знания по Оттепели. Однако возникают вопросы, почему именно так назван этот период, с какими проблемами сталкивалось общество?
Следует сообщение ученика, объясняющее название “Оттепель”, доказывающее, что это именно оттепель, период с определённой долей свободы и ограничений. (Возможна подготовка презентации, иллюстрирующая выступление ученика).
III. Анализ документов.
Слово учителя.
Прослушав сообщение, мы окончательно вспомнили материал темы, и переходим к следующему этапу работы – анализ документов.
Ребятам раздаются тексты документов. Они знакомятся с ним, проводя приём маркировки чтения текста со следующими значками:
“+” – согласен
V – это известно
? – непонятно
“-” - не согласен
! – не известно
После чего предлагаются вопросы к тексту и документам. Учащиеся работают в группах, распределив обязанности. Куратор группы записывает выводы по рассматриваемым вопросам.
1. Развитие художественной литературы и культуры
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом).
Литература
Учебник § 46, стр. 328-329
Документ
Ответьте на вопросы:
Как относились власти к новым веяниям культуры?
Как осуществлялся контроль за деятелями литературы?
Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологических недостатков?
Что было поставлено в вину Б. Л. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго»?
Все ли писатели радостно восприняли идеи «оттепели»?
Сделайте вывод.
Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке 28 октября 1958 г.
...Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать.
Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.
Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в полити-
ческое оружие в руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов...
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995гг.).
Учебное пособие Э.М. Щагина, М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)
Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ".
Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия":
Я пропал, как зверь в загоне. Что же сделал я за пакость,
Где-то люди, воля, свет, Я убийца и злодей?
А за мною шум погони, Я весь мир заставил плакать
Мне наружу хода нет. Над судьбой страны моей.
Темный лес и берег пруда, Но и так, почти у гроба,
Ели сваленной бревно Верю я, придет пора
Путь отрезан отовсюду. Силу подлости и злобы
Будь что будет, всё равно. Одолеет дух добра.
Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.
...Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.
Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел.
И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литератураэтот высший плод нового строяунижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них , можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти невежды.
Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни.
Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995гг.).
под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)
Музыка
Учебник § 46, стр. 329-330
Документ
Ответьте на вопросы:
Как относились власти к ранее репрессированным композиторам?
Как осуществлялся контроль за деятелями искусства?
Каковы направления и идеология популярных песен?
Что осуждалось, а что поощрялось в постановке музы-
кальных произведений?
Сделайте вывод.
60-е годы принесли с собой новое явление и даже во многом были сформированы им - песни бардов. Барды - поэты, композиторы, музыканты и певцы в одном лице - пели приблизительно то же самое, что комсомольцы, но их песни были искренни, неформально лиричны и отчаянно прославляли свободу.
Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»»
28 мая 1958 г.
ЦК КПСС отмечает, что постановление ЦК об опере В.Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года в целом сыграло положительную роль в развитии советского музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития музыкального искусства на основе принципов социалистического реализма,
подчеркивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с лучшими демократическими традициями музыкальной классики и народного творчества. Справедливо были осуждены формалистические тенденции в музыке, мнимое «новаторство», уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого круга эстетствующих гурманов. Развитие советской музыки в последующие годы подтвердило правильность и своевременность этих указаний партии.
Вместе с тем, оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении, в ряде случаев были бездоказательными. В опере В.Мурадели «Великая дружба» имелись
недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако они не давали оснований объявлять оперу примером форма лизма в музыке. Талантливые композиторы тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями антинародного формалистического направления...
...Некоторые неверные оценки в указанном постановлении отражали субъективный подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И.В.Сталина...
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995 гг.).
Учебное пособиеЭ.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)
Живопись и скульптура.
Учебник § 46, стр. 330
Документ
Ответьте на вопросы:
Какие направления утвердились в живописи 60х годов?
Как относились власти к новым направлениям в живописи?
Как отнеслось руководство Академии художеств в 1962 году к открытию выставки художников абстракционистов?
Кто из скульпторов был реабилитирован в период «оттепели»?
Сделайте вывод.
Из воспоминаний художника Э.М. Белютина о посещении
Н.С. Хрущевым выставки произведений московских художников:
Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины
к другой, то возвращался назад <...> Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки.
Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! С каждым словом его голос становился визгливее <...>
Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует <...>
Он побежал дальше, почти не глядя на картины <...>
-Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!
Работа с историческими материалами: фонодокумент
“Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (Об изобразительном искусстве);
“Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О музыке);
“Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О театральном искусстве);
“Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О литературе).
Вывод учащихся.
Развитие художественной литературы и культуры
Мы думаем, что развитие литературы в период «оттепели» было наибольшим. Существующая, но значительно ослабшая цензура представляет людям больше свободы в творчестве. Появились литературные и публицистические произведения, обозначившие рождение нового направления в литературе- обновленческого. Завоевывает популярность жанр научной фантастики. Но не все радостно принимают новые веяния. Примером отрицания новых идей является А.Фадеев.
Сняты обвинения с выдающихся деятелей музыкальной культуры-Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева и др. На период «оттепели» приходится расцвет творчества молодых композиторов, бардовской песни, оперных постановок.
В живописи реабилитирован авангард 1920-х годов, появилось новое направление «суровый стиль». Хрущев не одобряет творчество абстракционистов, но запретить их выставки уже не может. Из эмиграции возвращаются скульпторы С.Т.Коненкова, С.Д.Эрьзи ( Нефедова), С.Коненков.
Благодаря «оттепели» советская культура обогатилась яркими произведениями, которые были признаны во всем мире.
2. Образование, наука.
Образование
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
Учебник § 46, стр. 333-334
Документ.
Ответьте на вопросы:
Какие реформы были проведены в образования?
Как развитие образования противоречило развитию экономики?
Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве?
Какие проблемы в образовании не были решены?
Сделайте вывод.
Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М.Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г.
...Мы непомерно и без экономической потребности и возможности раздуваем дело просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей социалистической стране, должны быть значительно выше соответствующих показателей капиталистических стран. Но все же мы перегибаем палку, торопимся и живем в этой области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме экономики.
Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование, чтобы доярка, скотница, ткачи ха, прядильщица и другие аналогичные работники шли на производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные знания были бы хуже, если бы они имели семилетнее образование? Наоборот, среднее образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для включения юношества в производство. А сколько миллионов людей в связи с этим отвлекается от производительного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для того, чтобы гоняться за этими показателями образования?
То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру экономических возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей.
Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподаванию в высшей школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей...
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М. Туманит, изд. центр ВЛЛДОС, 1996с.266.)
Наука
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
Учебник § 45, стр. 325-326
Представленный материал
Ответьте на вопросы:
Каких успехов добилась советская наука в 1953-1964 гг.?
В развитии каких наук СССР занимал ведущее место в мире?
Происходят ли изменения в количественном и качественном составе ученых?
Появляются ли новые отрасли науки?
Сделайте вывод.
И.В. Курчатов П.Л. Капица
Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атомном проекте и разработке межконтинентальных бомбардировщиков и баллистических ракет носителей ядерного оружия.
В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который наряду с руководителями ведущих ведомств вошли крупнейшие советские ученые академики И.В. Курчатов и П.Л. Капица. Потребности атомного проекта удовлетворялись государством в первую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие (непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).
В США преобладало убеждение, что секрет ядерной бомбы
похитила советская разведка. По опубликованным впоследствии сведениям стало известно, что, хотя полученные ею данные в какой-то мере ускорили ход работ (по примерной оценке, на 12 года), все же решающую роль в лишении Соединенных Штатов ядерной монополии сыграли отечественные ученые. Показательно, что в 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И.В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу, намного более разрушительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).
С.П.Королев
Искания творческой интеллигенции пользовались нравственной поддержкой высококвалифицированных специалистов в области науки и техники, особенно занятых в военных проектах, которым, как и в сталинские времена, предоставлялась значительная свобода творчества. Это обеспечило успехи советской науки, получившей мировое признание.
В 19561964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали известные ученые Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, ИМ. Франк, И.Е. Тамм, Л Д. Ландау, Н.Г. Басов, A.M. Прохоров. Впечатляющими были достижения в «закрытых» научно-исследовательских институтах и лабораториях, связанных с оборонными заказами. Эта сфера оставалась приоритетной с точки зрения вложения материальных и интеллектуальных ресурсов.
Значительные средства выделялись на развитие ракетной техники. Под руководством академика СП. Королева создавались космические корабли «Восток» и «Восход». В 1957 г. был образован крупнейший научный центр в Новосибирске, возникли десятки «закрытых» научных городков, работавших на военные цели.
Владимир Войнович (р. 1932), писатель. Из воспоминаний.
Один известный советский астроном рассказал мне такую историю. В конце 40-х - начале 50-х годов работал он в одном научно-исследовательском институте, вел какие-то наблюдения, смотрел в телескоп на сверхновые звезды и никак не мог понять, отчего они возникают.
Может быть, я неправильно излагаю проблему, может быть, астрономы меня даже поднимут на смех. Но, во-первых, я надеюсь, что большинство моих читателей в астрономии понимают не больше меня, а во-вторых, суть не в проблеме, а в том, что этот ученый смотрел в телескоп на эти звезды и не мог в их поведении понять чего-то существенного.
Иногда его отрывал от телескопа коллега из соседней лаборатории. Он приходил к нашему астроному и рассказывал на ухо о неприятностях, которые происходят с представителями других наук, генетиками и кибернетиками. После того, как эти науки были объявлены буржуазными лженауками, генетиков и кибернетиков травили в печати и на собраниях, увольняли с работы, а особо злостных просто сажали.
Астроном выслушивал эти новости и, хотя они были ему весьма неприятны, думал: "Слава Богу, что я не генетик и не кибернетик, а занимаюсь астрономией, которую со времен Галилея никто не рисковал и уже вряд ли рискнет назвать лженаукой".
Образование, наука.
Вывод.
Проработав документы и учебный материал, мы решили, что образование в период «оттепели» было сильно реформировано. Это было необходимо в связи с быстрым развитием науки и техники. Но реформа образования противоречила развитию экономики на данном этапе.
Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно принес плоды во всех сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось запуском в космос первого спутника и первого человека (это случилось под руководством вышедшего из тюрьмы конструктора ракет Сергея Королева).
Наибольшее внимание руководство СССР уделяло развитию науки и образования. Советский Союз получил мировое признание благодаря своим ученым, новым и смелым исследованиям. Важнейшей чертой периода «оттепели» стала научно-техническая революция. Однако достижения науки использовались в основном в военно-технической области.
3. Власть и Церковь
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
Учебник § 46, стр. 332-333
Учебные материалы.
Ответьте на вопросы:
Каковы были взаимоотношения Церкви и государства, начиная с момента прихода большевиков к власти?
Какой отпечаток на все это наложила ВОВ?
Почему изменилась политика власти по отношению к Церкви?
Какую цель преследовали гонения на духовенство и верующих?
Почему потерпела неудачу попытка окончательно уничтожить религию в СССР?
Сделайте вывод.
После войны, принесшей неисчислимые страдания и жертвы, усилилась тяга людей к вере. В условиях сравнительно мягкого отношения властей к Церкви и верующим значительно возросло число венчаний и крестин. Однако господствующая идеология оставалась атеистической. Признаки новых гонений на религию появились в 1954 году, когда было принято постановление ЦК "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения".
период 19531958 гг. начинается с Постановления ЦК КПСС 7 июля 1954 г. "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения", в подготовке которого активно участвовали Д.Т. Шепилов, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов. В этом документе фактически пере сматривалась и осуждалась как "примиренческая" прежняя политика в церковном вопросе". Предлагалось вернуться к довоенным отношениям с Церковью и вновь начать "наступление на религиозные пережитки". Содержались призывы к активному разоблачению реакционной сущности религии. Перед принятием Постановления В. Молотов предупреждал Н. Хрущева о том, что оно "поссорит нас с духовенством и верующими, принесет массу ошибок". На что последовал ответ: "Будут ошибки исправим".
Этот пример очень наглядно указывает на два подхода к проблемам Церкви в руководстве партии антирелигиозный и государственный (рассматривал Патриархию как своеобразную часть системы). И весь период между сторонниками этих подходов с переменным успехом шла борьба.
Антирелигиозной группировке помогла и старая гвардия "воинствующих безбожников" 30-х годов. Так, В.Д. Бонч-Бруевич положил начало изданию Институтом истории Академии наук СССР "Научно-атеистической библиотеки". (К 1963 г. вышло 16 томов из намеченных 20).
Наряду с этим процесс либерализации, развенчания сталинизма сделал возможным освобождение выживших в тюрьмах и лагерях священнослужителей, сначала по амнистии, а потом и по реабилитации. 14 июля 1954 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета об условно-досрочном освобождении отсидевших две трети срока и престарелых включенных. Многие священники стали писать Патриарху Алексию прошения ходатайстве перед властью по поводу их освобождения. (Были освобождены епископы Вениамин (Новицкий), Мануил (Лемешевский) и митрополит Нестор (Анисимов)). На свободу вышли епископы Афанасий (Сахаров), Николай (Муравьев-Уральский) и многие другие. С прекращением репрессий и возвращением "ленинской законности" вновь значительно выросла потребность в осведомителях. 8 декабря 1955 г. появилось циркулярное письмо Совета по делам Русской Православной Церкви, определявшее задачу выявление "лояльного" духовенства на местах с целью сбора информации.
26 марта 1956 г. состоялась встреча архиереев с председателем Совета Министров Н.А. Булганиным, заверившим их, что наступление на религию не будет, а после XX съезда в стране появилась возможность развития демократических начал. (С весны 1956 г. ускорился процесс освобождения духовенства, свыше 290 бывших узников совести вновь стали служить в храмах).
К 1957 году количество зарегистрированных храмов в СССР составило 13 478 с численностью священства 12 288. Из 70 правящих архиереев половина прошла через тюрьмы, ссылки и лагеря.
Но это благополучие было относительно. Среди окружения Н. Хрущева были влиятельные силы, готовые начать наступление на Церковь. Положение осложнялось еще и тем, что ровную линию в отношениях с Церковью отстаивали ближайшие соратники И. Сталина. Придерживался ее и Г. Карпов. И первые победы Н. Хрущева над сталинистами совпали с первыми зарницами идущей антирелигиозной грозы. Число сторонников "жесткой" линии к 1958 году явно преобладало.
Следующий период государственно-церковных отношений 19581964 гг. наполнен драматизмом. Советское руководство в кратчайшие сроки спешило решить религиозную проблему в стране. Это было вызвано комплексом причин: желанием построить в СССР коммунизм, и уверенность, что коммунистическая идеология, освободившаяся от сталинского наследия, еще может проявить себя, что, в свою очередь, исключало возможность любой духовной альтернативы, особенно религиозной. Определенная часть советского общества была индифферентна к масштабным антирелигиозным кампаниям, а демократически настроенные "шестидесятники" считали, что в СССР может быть построено справедливое, социально ориентированное государство, где христианству не было места. Важную роль сыграли и кадровые перестановки. К группе идеологов М.А. Суслову, Е.А. Фурцевой, Л.Ф. Ильичеву, и ранее выражавшим недовольство прежним курсом, прибавилась ретивая молодежь А.Н. Шелепин, В.Е. Семичастный, А.И. Аджубей. Комсомольские вожаки стремились к решительной борьбе с Церковью, предлагая ликвидировать ровное отношение с ней как сталинское наследие. А сам "волюнтарист-романтик" Н. Хрущев считал, что в период перехода СССР к "предкоммунистическим отношениям" "распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляет места для веры в бога".
Власть не могла не учитывать также и значительно выросшую религиозность вышедших на свободу узников ГУЛАГа. Изживание страха привело к активизации верующих. (Так, еще в 1955 г. в Совет поступило 1310 ходатайств и пришло 1700 просителей об открытии храмов, а в 1956 г. их было уже 2265 и 2299 соответственно).
Важнейшей причиной изменения курса стала и экономическая, именно с постановлений "О монастырях в СССР" и "О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей" начинается "хрущевская антирелигиозная" кампания. Ее результаты были устрашающими. Количество храмов составило 7523, священников 7400, а действующих монастырей на всей необъятной территории Советского Союза осталось 16 (в начале кампании их было 63). Но гонения на Церковь в СССР это лишь зримая сторона хрущевской государственно-церковной политики. Есть еще и другая использование внешних церковных каналов для осуществления политических государственных планов. При этом власть не только не считалась с интересами Церкви, а цинично попирала их, нисколько не заботясь о последствиях, которые могли иметь и имеют длительный исторический резонанс.
Власть и Церковь
Вывод.
После работы с представленным материалом мы пришли к выводу, что позитивное отношение государства к Церкви, которое было после ВОВ, в период оттепели сменяется антирелигиозной работой. В СССР рассматривается Патриархия как своеобразная часть системы в государстве.
В результате противоборства антирелигиозного и государственного подходов к проблемам Церкви происходит уничтожение церквей, храмов, монастырей. Эти действия оправдываются установкой партийного руководства на развернутое строительство коммунизма.
Мы считаем, что в период оттепели Советский Союз утратил много религиозных культурных ценностей. Это нанесло большой урон духовной культуре СССР.
4. Советское общество и Запад
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):
Документы о Всемирном фестивале молодежи и студентов.
Ответьте на вопросы:
Были ли советские люди заинтересованы в жизни
Запада?
Каким образом шла подготовка в СССР к фестивалю?
Как представляли зарубежные гости советское общество?
Какие черты советских людей отмечают гости фестиваля?
Сделайте вывод.
Из информационного бюллетеня о подготовке молодежи СССР к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.Февральиюнь 1957 г.
Кроме 30 тысяч зарубежных гостей и многочисленной советской делегации, в августовские дни 1957 года в Москву приедет 80 тысяч юношей и девушек из различных областей, краев и республик Советского Союза.... Гостями фестиваля будут не только победители спортивных состязаний и художественных конкурсов, но и те, кто прославился своими трудовыми делами, молодые рабочие, колхозники, служащие.... Поэтому молодежь страны стремится отметить фестиваль прежде всего успеха ми в труде.
Более трех тысяч переводчиков, хорошо знакомых с Москвой, помогут гостям столицы быстро ориентироваться в городе. Но не всегда они могут оказаться рядом с делегатами. Хорошо, если не только переводчики, но и многие молодые москвичи смогут побеседовать с зарубежными друзьями на их родном языке, объяснить, как проехать к стадиону, театру! Поэтому сейчас во всех 25 районах Москвы, на предприятиях, в магазинах, школах, учреждениях работает много кружков иностранных языков. В Киевском районе их около 150, в Бауманском, 60. Только студенты Московского педагогического института иностранных языков ведут уже больше 200 таких кружков.
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995 гг.).
Э.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.278.)
Из репортажа писателя Габриэля Гарсиа Маркеса о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 г.
...Москва самая большая деревня в мире не соответствует привычным человеческим пропорциям. Лишенная зелени, она изнуряет, подавляет. Московские зданияте же самые украинские домишки, увеличенные до титанических размеров...Чувство титанизма, навык массовой организованности, видимо, составляет важную часть психологии советских людей.
В конце концов начинаешь привыкать к этому размаху...
В Москву съехались любознательные со всех уголков Советского Союза. На ходу они изучали языки, чтобы разговаривать с нами, и дали нам возможность совершить путешествие по стране, не покидая Красную площадь.
Другое преимущество фестиваля было в том, что в фестивальной суматохе, где невозможен милицейский контроль за каждым, советские люди могли высказываться более свободно...Простота, доброта, искренность людей, ходивших по улицам в рваных ботинках, не могли быть следствием фестивального распоряжения. Не раз с
обдуманной жестокостью я задавал один и тот же вопрос лишь с целью посмотреть, каков будет ответ: «Правда, что Сталин был преступником?». Они невозмутимо отвечали цитатами из доклада Хрущева.
... Их радио имеет только одну программу, а газеты все они принадлежат государствунастроены лишь на волну «Правды».(Хрестоматия по отечественной истории (19461995 гг.)Учебное пособие под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.281.)
Из Записки отдела культуры ЦК КПСС. 1960 г.
«За 9 месяцев этого года в Москве каждый советский фильм в среднем посмотрело 357 тысяч зрителей, фильм других стран социалистического лагеря 133 тыс. человек, а фильм из капиталистических стран более полумиллиона человек... Из 2430 тысяч зрителей, посетивших киносеансы на крупных киноплощадках города, 2407 тысяч человек смотрели зарубежные фильмы».
Вывод учащихся.
Идеология в советском обществе.
Изучив материалы и документы, мы пришли к выводу, что советских людей очень интересовала жизнь Запада. Этот интерес мог быть удовлетворен после снятия жестких ограничений на западную культуру. При подготовке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве было предпринято активное изучение иностранных языков советским народом, чтобы общаться с иностранными делегациями. Интерес со стороны Запада был не меньшим. Но различие в политическом строе, длительная изоляция капиталистического и социалистического обществ привели к разному восприятию политических, бытовых и эмоциональных сторон жизни советского народа. Граница, разделяющая два политических лагеря несколько десятилетий была открыта в период хрущевской «оттепели».
IV. Обсуждение в форме дискуссии рассмотренных вопросов. (Работают все группы по каждому вопросу.)
V. Работа кураторов на ПК по оформлению выводов групп по рассматриваемым вопросам.
Выступление кураторов. Подведение итогов самостоятельной работы учащихся с предложенным материалом.
VI. Закрепление изученного на уроке
- Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели?
Развитие художественной литературы и культуры ( для выводов учащихся)
Итак, первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни.
Илья Эренбург назвал это время "оттепелью": - это была не весна с ее полноводными разливами чувств и мыслей, именно оттепель, за которой мог последовать легкий морозец
Оттепель – утвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 1954 – 1964 гг.
Для периода "оттепели" характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы, распространение в СССР западной литературы, музыки, изобразительного искусства.
На перемены, последовавшие в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Многозначной по степени воздействия общество была деятельность Александра Трифоновича Твардовского на посту главного редактора журнала "Новый мир". Еще до XX съезда в этом журнале появилось новое направление в литературе – обновленческое. Одной из первых таких работ, появившихся в литературе, была статья В.Померанцева "Об искренности в литературе", где он впервые поставил вопрос о том, что честно писать – это, значит, не думать о высоких и не высоких читателях. В этом же журнале появились статьи Овечкина, Абрамова.
Появляются произведения Ильи Эренбурга, Веры Пановой, Федора Панферова и других. Ими был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Но власть сочла эти работы вредными и отстранила от руководства журналом А. Твардовского.
Были возвращены читателю книги Ивана Кольцова, Исаака Бабеля, Артема Веселого, Ивана Катаева и других. Жизнь ставила вопрос об изменении отношения власти к Союзу писателей. Попытки Александра Фадеева изъять у министерства культуры функции руководства культурой привели его к опале, а затем и гибели.
Но невозможность и нежелание действовать репрессивными методами в отношении деятелей культуры заставили руководство страны искать другие пути воздействия на деятелей культуры. С 1957 года регулярными стали встречи членов ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущева приобретали характер официальных оценок.
В это время появились произведения признанных мастеров: "Костер" К. Федина, "Судьба человека" М. Шолохова, "За далью даль" А. Твардовского. Авторами поднималась проблема революции и нравственности, цены победы в войне. Публиковались запрещенные стихи С.А.Есенина, Д.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, рассказы М.М. Зощенко и многие другие. В период "оттепели" впервые заявили о себе Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, В.П. Аксенов. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать.
После XX съезда был ослаблен пресс власти в отношении кинематографии, живописи, музыки. Выдающимися достижениями отмечен советский кинематограф. В кинематографе появляются новые типы героев, близкие и понятные зрителю. Триумфальным стал показ в Каннах картины Калатозова "Летят журавли". Явлениями мирового уровня стали: "Иваново детство" Тарковского, "Чистое небо" Чухрая, "Судьба человека" Бондарчука.
В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х годов. Наряду с жизнелюбивыми картинами появляются и другие направления деятельности – появляется так называемый "суровый стиль" - с подчеркнутым драматизмом в оценке жизненных явлений.
В то же время осуждению подвергались абстракционизм и формализм, ставшие непонятными, а значит "чужими", вредными и тлетворными для руководства партии и страны.
Больших успехов в рассматриваемый период достигла музыка. Были возращены слушателю произведения А. Шнитке, А.П. Петрова, А.Я. Эшпая, Э.В. Денисова, Р.К. Щедрина, Г.В. Свиридова. С них было снято клеймо антинародного формального направления.
Однако во времена оттепели присутствовали и гонения на деятелей искусства. Ярким примером стало гонение на Бориса Пастернака, получившее название "дело Пастернака". Роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго", посвященный судьбам русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны был отвергнут "Новым миром", и Гослитиздатом по идеологическим соображениям. Отдел культуры ЦК КПСС расценил книгу Пастернака как "произведение, проникнутое ненавистью к советскому строю".
Настоящим потрясением для советского общества стал выход в свет произведений Александра Исаевича Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", остро поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни. В то же время скульпторы, художники и другого рода творческие люди подвергались критике за все тот же формализм, безыдейность, недооценку роли коммунистической партии. Все это показывало пределы "оттепели" в духовной жизни.
Наука и образование .
Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно дал плоды во всех сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось запуском в космос первого спутника и первого человека (кстати, это случилось под руководством вышедшего из тюрьмы конструктора ракет Сергея Королева).
Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства, где плодотворно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструкторы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области генетики.
Продолжало изменяться территориальное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны - Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Сахалина.
Больший простор для научных разысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: "Вестник истории мировой культуры", "Мировая экономика и международные отношения", "История СССР", "Вопросы истории КПСС", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и др. В научный оборот были введены часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (в частности, по деятельности социалистических партий России), воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению сталинистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.2
Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Рост потребностей в специалистах стимулировал значительное увеличение числа вузов, прежде всего в областях знаний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства: реактивной техникой, радиолокацией, ядерной энергетикой, электроникой, автоматикой и др. Резко менялось соотношение между различными формами обучения. На первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве (от 28% всех студентов в 1946 г. до почти 52% в 1961 г.).1 В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы. По ним преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской Армии. Для такой молодежи создавалась сеть курсов по подготовке к вступительным экзаменам. К концу 50-х гг. доля молодых рабочих и колхозников в составе студенчества достигла 70%. Наряду с положительными моментами это имело и ряд отрицательных: снизились уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний.
Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. под лозунгом борьбы за "укрепление связи школы с жизнью". Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение. Полное среднее образование осуществлялось на "политехнической" основе - через соединение обучения в школе с производственным трудом. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники помимо аттестата зрелости получали свидетельство о специальности. Одновременно была упразднена система "трудовых резервов" - военизированных ремесленных и фабрично-заводских училищ. Их заменили обычные профессионально-технические училища, куда можно было поступать после VIII класса.
Школы, однако, не располагали необходимой материальной базой для организации профобучения. Предприятия-шефы, на чьи плечи возлагалась эта обязанность, далеко не всегда были заинтересованы в труде школьников. В результате профессиональная подготовка зачастую носила формальный характер. Лишь небольшой процент выпускников работал по специальностям, полученным в школе. В то же время ухудшилась общеобразовательная подготовка учащихся. В середине 60-х гг. "политехническая" часть школьной реформы была отменена.
Церковь
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована.
Поражения в начале II Мировой войны заставили Сталина обратиться к Русской Православной Церкови. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда были закрыты тысячи церквей.
Время хрущевской оттепели для Церкви обернулось закрытием тысяч храмов, десятков монастырей и нескольких духовных семинарий, открывшихся после войны. Это было время, когда государством была официально провозглашена политика методичного и упорного административного вытеснения Церкви из жизни общества.
Непросто было и полемизировать с официальной атеистической доктриной. Такая мировоззренческая полемика, пусть даже и в неявной форме, в рамках учебного процесса, да и самой церковной жизни, была неизбежной. Тем не менее Духовные семинарии и академии не только готовили образованных священнослужителей, но и вели активную научную работу. Достаточно перелистать тома сборника "Богословские труды", выходившие в те недобрые для Церкви времена.
Советское общество и Запад
Явная двойственность идеологического курса Хрущева, метания от одобрения взрывоопасной повести Солженицына до нападок на осторожные мемуары Эренбурга вызывали растущее раздражение в среде либеральной интеллигенции, избавившейся от удушающего страха сталинских времен. Общество, пережившее ХХ съезд, настойчиво хотело правды. Это желание укреплялось благодаря частичному преодолению "железного занавеса". Советские люди, пусть и в весьма ограниченных пределах, стали выезжать за границу.
Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).
VII. Подведение итогов урока.( Рассмотрение оформленных буклетов)
Выводы:
Духовная и культурная жизнь общества носила противоречивый характер.
Происходил процесс оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъем науки и образования.
Общий подход власти к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии.
Либерализация многих областей жизни советского народа, наступившая после смерти Сталина, не обошла стороной и его культурную и духовную сферу.
50-е годы отмечены заметным развитием литературы и искусства советского многонационального государства. В декабре 1954 года состоялся II Всесоюзный съезд писателей, в феврале-марте 1957 года работал I Всесоюзный съезд художников, в марте того же года состоялся II Всесоюзный съезд кинематографистов. В литературе и искусстве этого десятилетия на первый план выдвигается тема современности, героики трудовых будней советского народа, тема Великой Отечественной войны. Активно развивалось киноискусство.
При этом следует отметить определенную противоречивость в процессе развития литературы и искусства в период хрущевской "оттепели". С одной стороны, были реабилитированы репрессированные в годы сталинского режима деятели советской культуры, наблюдался расцвет публицистики, значительно расширялись рамки "дозволенного". Все это готовило общественное сознание для будущих крупных перемен. Но с другой стороны, некоторые писатели и деятели искусства за свои острые критические выступления и произведения, не укладывавшиеся в стандарты господствующей системы "социалистического реализма", были обвинены в "очернении социалистической действительности", критиковались официальной пропагандой за "формализм", "абстракционизм" и т.п. Поэтому, несмотря на ряд положительных сдвигов, тоталитарная система по-прежнему продолжала жестко контролировать духовную сферу жизни советского народа.
VIII.Оценка работы всего класса и отдельных учащихся на уроке.
IX. Домашнее задание
1. Прочитать § 46 учебника .
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Какие изменения произошли в советской многонациональной художественной культуре в период «оттепели»?
Список используемой литературы:
История государства и народов России XX – начало XXI века: Учебник для 9 класса. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
"История России с древнейших времен до конца XX века" (2001 год), А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, 797;
Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989, 284;
"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.)" т. 7, М., 1971, 558;
"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)" т. 8, М., 1972, 566;
http://his.1september.ru/2001./03/1.htm
15