Изобразительное искусство против фашизма
Автор работы: Беркалиев Артем Класс 8 Школа: МБОУ «СОШ п.Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области» Научный руководитель: Евженко Ирина Александровна учитель изобразительного искусства ОРКСЭ Пугачев 2015Региональная научно-практическая конференция учащихся«Путь к возрождению»СекцияИскусствоведение«Изобразительное искусство против фашизмав Великой Отечественной войне »
Актуальность проекта: Актуальность своей работы я вижу в том, что сегодня патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России вовсе времена. Объект исследования - деятельность советских художников в духовно-патриотическом воспитании советского народа.Предмет исследования – роль советских художников в воспитании патриотизма, любви к Родине.Цель исследования: выявить, как изобразительное искусство решало задачи духовно-нравственного, патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны.
Задачи исследования :1)Изучить творчество художников – графиков периода Великой Отечественной войны. 2) Изучить творчество художников –живописцев периода Великой Отечественной войны.3) Изучить творчество художников –саратовцев периода Великой Отечественной войны.4) Прочесть доступные книги и материалы о художниках и их творчестве.5) Показать значение изобразительного искусства для советского народа в борьбе с врагом.Методы исследования, использованные в работе :1)Информационно- поисковый метод.2)Историко-сравнительный метод.3) Метод систематизации и обобщения исторического и художественного материала.Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
«Плакатная и газетная сатирическая графика» С первых дней войны плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина – мать зовет» стал страстным призывом к героической защите родной земли. Художник понимал, что тема Родины, представленная в виде женщины, близка теме народного страдания.. Плакат побуждал советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков.И. М. Тоидзе «Родина – мать зовет»
Плакатная графикаОгромную роль сыграл политический плакат В.Б Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», он получил поистине всенародное признание и любовь. Написанный в 1942 г., он вызывал чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание ее спасти и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей, матерей, оставшихся за линией фронта.В. Б. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»
«Журнальная и газетная сатирическая графика» Большое значение в годы войны имела и острая журнальная и газетная сатирическая графика, живо откликавшаяся на самые различные события. И здесь ведущее место принадлежит Кукрыниксам.Работы Кукрыниксов сопровождали армию от Москвы до Берлина и очень действенно помогли народу и армии выстоять в борьбе с фашизмом. Недаром Гитлер заочно приговорил всех участников творческого коллектива к смертной казни ...
С кистью и мастихином против врагаВоенные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них автор картин «Корсунь-Шевченковское побоище» (1944) и «Победа» (1948) П.А.Кривоногов, Б.М.Неменский, «Мать» Полотна большой художественной ценности создали в эти годы П.Д.Корин, А.А.Дейнека, С.В.Герасимов, А.А.Пластов.
П.Д.Корин«Александр Невский» Летом 1942 года Комитет по делам искусств предложил П.Д.Корину написать историческую композицию «Александр Невский». Образ князя, защитника земли русской, захватил художника. И как 700 лет назад, Александру Невскому вновь было суждено помогать народу в борьбе с врагом.Огромная копия картины в феврале 1944 г. была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет».
А.А.Дейнека Окраина Москвы. Ноябрь 1941 годаНовый тип пейзажа вобрал в себя суровый и героический дух времени, отражавший чувства и мысли советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли. На картине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору.
А.А. Дейнека «Оборона Севастополя».Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны Александр Александрович Дейнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он писал картину в 1942 г. когда город был в руках врага. Картина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают.
С. В. Герасимов "Мать партизана".В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину "Мать партизана". Центральная фигура картины Герасимова "Мать партизана"- советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная.
А. А. Пластов «Фашист пролетел»Картина, созданная Пластовым в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, получила мировую известность. Гибель ребёнка среди мирной природы выглядит страшной, непоправимой бедой. В душе каждого советского гражданина, видевшего эту картину, рождались гнев и ненависть к фашистским убийцам, жажда отмщения.
Саратовские художники в годы Великой Отечественной войныХудожники Саратова нашли формы выражения патриотических чувств, и способы средствами искусства откликнуться на общую беду, устраивали передвижные художественные выставки по эвакогоспиталям нашего города, конкурсы эскизов полотен на тему войны, выставку фронтовых зарисовок. Плакат. Автор Архангельский НХудожник Б.А. Протоклитов. Эскизы плакатов,1941
Напряженную жизнь переднего края запечатлел художник Алексей Бородин в своем рисунке «Наблюдательный пункт. Северский Донец» и на картине «Мы еще вернемся».Автопортрет АИ. БородинаРепродукция картины Бородина А.И. Мы еще вернемся.
ppt_xppt_y
Борис Миловидов – живописец, график, мастер плакатаУчастник Великой Отечественной войны. С первых дней войны до мобилизации и после возвращения в Саратов был одним из авторов плакатов «Агит-окон».Борис Бобров (1913-1964). саратовский художник-график Иван Новосельцев Студентом четвёртого курса Одесского художественного института его призвали на фронт. Он прошёл всю войну от начала до конца, от рядового автоматчика до гвардии майора, помощника начальника оперативного отделения штаба дивизии.
Александр Павлович Киба́льников — советский скульптор. В 1929—1932 годах учился на живописном отделении Саратовского художественного техникума.Александр Кибальников — автор памятников Н. Г. Чернышевскому, В. И. Ленину, Константину Федину в Саратове, мемориала в Брестской крепости, памятников в городах России.«Непокоренный», 1946 год, гипс,Мемориальный ансамбль Брестской крепости, скульптура «Солдат», 1970 год(1912 — 1987)
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
На Курской дуге. П. Кривоногова.Защитники Брестской крепости. П.КривоноговЮ.М.Непринцев «Отдых после боя»Вглядываясь в картины, которые писали участники тех событий, мы лучше понимаем, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу.
Победа П. Кривоногов В 1967 году была учреждена Золотая медаль им. М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награждён Пётр Кривоногов. Картина "Победа" этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом.
Кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом. В годы Великой Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг, оно несло в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал.Художники своим искусством утвердили нравственное превосходство над грубой силой фашизма.
Спасибо за внимание!