Урок литературного чтения в 5 классе на тему Л.Воронкова Радости


Урок литературного чтения в 5 классе
Тема урока: Любовь Воронкова « Радости». Эпитеты в произведении.
Цель:
Дети знают рассказ Л.Воронковой «Радости», его главную мысль и основную идею. Умеют анализировать произведение, находят в тексте средства художественной изобразительности.
Задачи:1.Раскрыть значимость красоты и гармонии для человека. Формировать позитивное восприятие мира. Развивать умение видеть прекрасное и ценить жизнь; умение приносить радость себе и окружающим.  Воспитывать у учащихся чуткость и внимательность к окружающей среде; 2. Выработать навыки выразительного чтения; 3. Развивать критическое мышление и умение работать в группе;
Методы: стратегия «Мозговой штурм, стратегия « Прогнозирование», «Толстые и тонкие вопросы»
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся смогут свободно высказывать свои мнения;
2. Научатся выразительному чтению текста и чтению по ролям;
3.Могут работать в группе и сотрудничать;
Оборудование: маркеры, краски, плакаты;
Ход урока
І.Стадия вызова
Приветствие учителя: (заходит с букетом из осенних цветов)
- Ребята, я пришла на урок с огромной радостью. Свою радость я выразила в этом замечательно букете из осенних листьев? Я хочу поделиться с вами своей радостью! (дарит каждому лист)
2. Сядьте по цвету листика (желтые -1 группа, зеленые -2 группа, красные -3 группа)
Дети рассаживаются по группам. Какое у вас нас настроение?( Если «отличное»- дети показывают большой палец с кончиком вверх, а если плохое - показывают палец с кончиком вниз)
Каждой группе раздаю Лист оценивания, дети выбирают лидера. Лидер будет оценивать работу в группе каждого участника.
Слайд 1
Целеполагание
Увидеть мир
Услышать в мире
Научиться любить мир ( цель урока- увидеть этот мир другими глазами, услышать голоса героев произведения, его автора в этом мире, научиться любить этот мир)
Если вы помните, я начала свой урок с того, что поделилась с вами радостью. Скажите, ребята, что такое радость? Испытывали ли вы когда- то радость? С чем она была связана?
Работа в группах
1 группа – перевод слова радость на все языки, антонимы, синонимы к нему
2 группа - изобразить радость в цвете, нарисовать ее
3 группа - изобразить радость на лице. Подобрать к слову радость прилагательные

Учитель
Корнем слова “радость” является древнеегипетское слово «Ра», означающее “Солнце”. Радуем – значит, наполняем светом и любовью. Радость – одна из граней любви. Порадуйтесь тому, что вы проснулись, подарили близким свою улыбку, познаете и расширяете свое мировоззрение и помогаете окружающим.

Слайд №2
Учитель. Перед вами определение слова « радость». Зачитывает
Слово учителя об эпитетах
Ребята, только что вы подбирали к слову радость прилагательные. При этом вы назвали эпитеты - средства художественной изобразительности.
Слайд 3 Эпитеты
Роль эпитетов в произведении Термин "эпитет" происходит от древнегреческого слова, обозначающего "прилагательное", "приложение". Это эмоционально-выразительная, образная характеристика события, лица, явления или предмета, выраженная в основном прилагательным, имеющим иносказательное значение. Без них наша речь была бы невыразительной и бедной. Ведь восприятие информации упрощает образность речи. Не только можно передать одним метким словом сообщение о факте, но еще и описать эмоции, которые он вызывает, его значение.
Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.Эпитетом называют один из главных терминов теории литературы, который является определением при слове и влияет на его выразительность.
Перед вами эпитеты к слову радость. Устно составьте предложение к любому из них
Слайд 4
Эпитеты к слову РАДОСТЬ
Безбрежная, безграничная, безгрешная, беззаботная, безмерная, безмятежная, безоглядная, безотчетная, безудержная, безумная, бесконечная, беспечная, беспричинная, бессознательная, бесхитростная, большая, буйная, бурная, быстротечная (поэт.), великая, величайшая, веселая, внезапная, волнующая, восторженная, высокая, глубокая, гордая, горделивая, горячая, грустная, двойная, детская, дикая (разг.), доверчивая, жаркая, жгучая, жестокая, живая, животная, жуткая (разг.), забывчивая (устар.), задумчивая, затаенная, земная, злая, злобная, золотая, изумленная, искренняя, исступленная, кипучая, кроткая, легкая, легкокрылая (устар. поэт.), легкомысленная, ликующая, лучезарная (устар. поэт.), лучистая (устар. поэт.), людская, маленькая (разг.), мальчишеская, мгновенная, милая, мимолетная, мирная, молодая, мягкая, наивная, насмешливая, невинная, невыразимая, нежданная, неземная, неизбывная, неистовая, нелепая, необузданная, необыкновенная, необычайная, неописуемая, неповторимая, неподдельная, непосредственная, непреходящая, непривычная, несказанная, нескрываемая, несмелая, неукротимая, нехитрая, нищенская (устар.), огромная, опьяняющая, острая, открытая, отчаянная, очумелая (простореч.), пламенная, покойная, полная, потрясающая (разг.), простодушная, пьянящая, резвая, робкая, ровная, светлая, святая (устар.), сдержанная, сердечная, скрытая, скудная, скупая, сладкая, случайная, смутная, спокойная, степенная, стихийная, странная, стремительная, строгая, суеверная, суровая, счастливая, таинственная, тайная, творческая, теплая, тихая, торжественная, тревожная, трезвая, трепетная, убогая, удивленная, умиротворенная, , чистая, чистосердечная, шумная, юная, ясная.
Зачитайте (Дети читают свои предложения)
ІІ. Знакомство с произведением .
Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом «Радости», который написала Любовь Федоровна Воронкова
Слайд 5 (показываю портрет)
Прием «Прогнозирование по фотографии» (предлагаю ребятам поработать с фотографией автора, составить его психологический портрет.)
1 группа - составить вопросы автору
2 группа – составить его психологический портрет
3 группа – предположить, о чем произведение
Затем сама рассказываю об авторе
Знакомство с текстом .Чтение учителем
Текст « Радости» разделен на 3 смысловые части.
Учитель раздает 1 часть текста учащимся.
Работа с 1 частью
1 группа – прием Толстые и тонкие вопросы
2 группа-средства художественной изобразительности в тексте
3 группа - пересказ
Задание: Составьте вопросы к данному отрывку. Вопросы 1 части
Почему ребята сидели на бревнышках? Какая радость у Тани?
Почему Тане купили карандаши? Какая радость у Пети Петухова?
Кто купил Пете Петухову удочку? Кто подарил Демушке рубашку? Почему Ваня молчал? Назовите причину радости Демушки.
Эпитеты – блестящая лента
( Чтение и обсуждение 1 части текста учащимися в паре, затем в группе)
Заполнение таблицы «Радость героев рассказа» (изобразить в ней причину радости)
Работа со 2 частью текста.
1 группа – вопросы
2 группа- средства художественной изобразительности в тексте
3 группа - пересказ
Вопросы 2 части:
Почему ребята смеялись над Ваней? О каких радостях рассказал ребятам Ваня? Что он делал в лесу? Какие цветы росли в лесу?
В какое время суток видел крыши Ваня?
Эпитеты: белые цветы, крыша синяя, крыша розовая
(Обсуждение вопроса в группе)
Заполнение таблицы «Радость героев рассказа» изобразить в ней причину радости)

Чтение 3 части рассказа.
1 группа – вопросы
2 группа-средства художественной изобразительности в тексте
3 группа - пересказ
Вопросы 3 части:
В какое время года Ваня видел серебряных рыбок?
Почему лужа была голубая, что в ней отражалось?
- Как вы думаете, почему Таня не смеялась? Обоснуйте слова Тани.
Эпитеты: серебряные рыбки, лужа голубая
Вопросы к тексту
Почему у детей радость, а у Ванюши радостинка?
- Кто вам больше понравился? Почему?
- Какую характеристику можно дать Ване?
Чем он отличался от других ребят?
- Нужна ли особая причина для радости, особые обстоятельства?
Обсуждение вопросов по парам, затем в группе.
Заполнение таблицы «Радость героев рассказа» (изобразить в ней причину радости)
Прочитайте таблицу «Радость героев рассказа»
Чем Ванюша отличается от всех остальных ребят?
Слово учителя о строении человеческого мозга
Слайд 6
Мозг человека
Слово учителя Как оказалось можно тренировать, самостоятельно развивать в себе воображение, творческий потенциал. Для этого существует комплекс упражнений, которые мы с вами сейчас исполним.
Физминутка под тихую музыку
Звуки природы, её прикосновения, образы очень нежные, ласковые. Минутка тишины - что с природой можно разговаривать молча. А еще природу можно показывать, и тоже молча. Поиграем?!Игра называется «Покажи мне мир природы». А играть будем так. Я буду называть слова и действия, а вы мне их показывать. Итак:
Высокие красивые деревья.
Сильный ветер качает деревья.
Бабочки полетели и присели.
Снег идет.
Листья желтые закружились.
После физминутки
Задание Вспомни рассказ по картинкам
Слайд 7 (иллюстрации к рассказу)
Дети воспроизводят отрывки из рассказа, соответствующие картинке.
Слово учителя. Наверное, каждый из вас хотел бы почувствовать себя артистом. Попытайтесь представить себя на месте героев нашего рассказа. Инсценирование
Дети выразительно, эмоционально, движениями и мимикой передают радости детей)
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, смогли ли вы передать радости детей?
Слова учителя.
Ребята, давайте найдем в данном рассказе ключевые слова
Мини-диспут
«Так здорово находить радости в простом дожде, в искрах снега.
Только со временем таких людей остается единицы». (Л.Воронкова) -
Как вы думаете, действительно таких людей остаются единицы?
-Итак, какой общий вывод можно сделать из прочитанного рассказа?
Чему научил нас данный рассказ?
Задание по группам на развитие воображения
«Внимателен ли ты?»
Учитель раздает каждой группе картинки, дети рассматривают, перечисляют.
Слайд 8 Картинки с загадкой
Учитель:
Мы должны видеть радость в самых обычных вещах. И не просто видеть, но и уметь делиться радость друг с другом. С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев, чувствует прикосновения тёплых солнечных лучей. Это музыка природы, музыка жизни. И человеку надо научиться поступать так, чтобы не нарушать этой музыки.
Задание в группах: «Смотрю на мир, как на чудо…».Учитель предлагает детям закончить предложения:
Слайд 9 «Смотрю на мир, как на чудо…».
1 группа
-когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую…
-солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне…
-облака сегодня такие пушистые и нежные, будто…
-я иду по земле, и мне кажется…
2 группа
я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как…
…-этот цветок так благоухает, что…
-это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется…
3 группа
капли дождя на стекле, словно…
-пушистый одуванчик напоминает мне…
-этот осенний день так прекрасен…
-бескрайнее голубое небо наполняет меня…
Слово учителя
Человек - интересное существо: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он воспринимает это как должное и грустит о том, чего у него пока нет. Получив желаемое, он сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, мы будем счастливыми лишь тогда, когда достигнем задуманного. Но мы живём здесь и сейчас. И если задуматься, наша жизнь достойна благодарности!
Ярким примером любви к жизни являются люди, которых вы сейчас увидите на экране, которые преодолели боль, которые смогли найти в себе силу жить, жить полноценной жизнью. Они полюбили жизнь и являются для нас примером мужества, самоотверженности
Слайд 10 «Нет ничего невозможного»
( Комментарии учителя к слайду)
Учитель Окружающий мир преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то новое, удивительное. Умей слушать музыку жизни, умей наслаждаться ею, умей видеть и слышать всё, что происходит вокруг. Работа в группах
Давайте напишем коллективное благодарственное письмо
1 группа- своей Жизни. «Я люблю тебя, моя дорогая жизнь…».
Есть несколько поводов поблагодарить свою Жизнь:за то, что вы родились
за тело, в котором вы живете
за место, в котором вы появились на свет
за детство
за родителей
за друзей детства
за учителей в школе
за незабываемые путешествия, поездки
за будущее
за то, что вы живете.
2 группа - автору рассказа «Радости» Л.Воронковой
Здравствуйте, уважаемая Любовь Фёдоровна! Мы благодарны Вам за Ваше замечательное произведение, которое научило нас…
Мы желаем Вам…
3 группа- Ванюше
Привет, Ванюша! Пишут тебе ученики 5 А класса СШ№18. Нас удивляет твое умение…
Мы тебе желаем…
(Дети читают письма)
Назовите эпитеты к слову Жизнь
Рефлексия
Учитель. Есть еще одна радость. Радость успеха. Ведь успех нас ведет,окрыляет, заставляет работать, покорять новые вершины.
«Дерево успеха»
Подведение итога урока:
Учитель Дети, возьмитесь за руки. Если улыбнуться прохожему – он улыбнется в ответ. Если улыбнуться небу и солнцу - разойдутся тучи. Если улыбнуться вселенной - случится что-то сказочное. Давайте улыбнемся: губами, глазами, сердцами. Хотя бы на минутку. Я желаю вам, мои дорогие ребята, чтобы вы ценили каждый момент своей жизни, оглядываясь вокруг, замечали мельчайшие искорки красоты и помнили: мир прекрасен и удивителен. Спасибо за урок.