Методическая разработка урока литературы по творчеству В.А. Шукшина
Урок внеклассного чтения
по рассказам В.М. Шукшина
«Людей неинтересных в мире нет»
Цель: Познакомить с творчеством В.М. Шукшина, с понятием толерантности и как это понятие нашло свое отражение в его рассказах.
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы урока.
А) Слово учителя.
- Познакомьтесь с понятием толерантность.
- Понятие толерантность вошло в речевой обиход сравнительно недавно. Что оно означает? Почему так много об этом говорят?
- Действительно, в современном мире нравственное здоровье стало предметом острых споров. И именно нравственное здоровье современного общества было предметом мучительных раздумий В.М. Шукшина.
Б) Слово о писателе – Сергеева Марина.
В) Но В.М. Шукшин был и замечательным актером и режиссером – Канева Кристина.
Г) Просмотр иллюстративного материала - 15 лет в литературе, 10 лет – в кино (Хатанзейская Галя, Беляев Саша).
БЕСЕДА ПО РАССКАЗАМ В.М. Шукшина:
Рассказ «Обида»
1. - В чем суть происшествия в магазине?
- Была ли причина для обиды?
- Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?
2. – Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще?
- Какова цель, каковы намерения Сашки?
- Разделяете ли вы его позицию? Почему? Что в нем говорит?
- Какие слова подойдут для этого рассказа? (хамство, оскорбление достоинства)
3.– Какова натура Сашки?
4. –Зачем в рассказ введен ребенок?
- Какую роль в тексте играют реплики девочек, что тети и дяди плохие?
5. –Какова же нравственная атмосфера общества? (привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить)
Вывод: В общечеловеческом, мировом масштабе Сашка, несомненно, прав. Он верит в силу слова и в силу добра. Но в конкретной ситуации он не увидел, что таким людям, как человек в плаще, ничего объяснить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.
Чтение стр. 148
- Как заканчивается рассказ?
Рассказ «Алеша Бесконвойный»
1. - Какие впечатление на вас произвел этот рассказ?
- Что в нем показалось странным, забавным, серьезным?
2. – Почему Алеша в субботу «выпрягается»? Это прихоть, каприз или потребность?
3. – С какой целью автор рисует детально что, как и в какой последовательности делает Алеша в бане, каким чувством окрашиваются его мысли и поступки?
- Как воспринимают Алешу окружающие и они сам себя?
4. – Каково его отношение к семье, детям, окружающим людям, природе?
- Как автор показывает философский склад ума Алеши?
Чтение стр. 196-199, 200, 201, 202.
- А почему Шукшин так назвал рассказ?
- Что значит бесконвойный?
Вывод: Этот рассказ вызов общепринятой норме. В Алеше жажда внутренней свободы.
Рассказ «Стенька Разин»
- Как Валека относился к работе? К людям? А как они относились к нему?
- Что было талантливого в нем?
Чтение стр. 17
- О чем этот рассказ?
Рассказ «Чудик»
- Чем задел вас этот рассказ?
- Что в нем смешного?
Чтение стр. 60-61,65
Рассказ «Срезал»
1.- Каково общее впечатление от рассказа?
- Что вас насмешило, удивило, навеяло грустное настроение?
- Что представляет из себя Глеб Капустин? Почему он жаждет 2срезать»?
- От чьего имени он выступает?
2. – Какова авторская оценка поведения и характера Глеба Капустина?
Чтение стр. 122,129 – она высказана прямо в начале и в конце рассказа.
Вывод: В Глебе Капустине писатель увидел тип психологии, порожденной жизнью.
- Какие рассказы В.М. Шукшина вы еще читали? О чем они?
Рассказ «Мастер»
- Чем он взял вас за живое?
- Но он ведь ничего не добился, за что же его уважать и даже любить?
«Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями»
Аристотель – стр.99
ИТОГ
В центре большинства рассказов Шукшина – оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Чаще поступки и действия героев, избранный ими стиль жизни направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск. Эти герои Шукшина всей своей внутренней сутью, манерой поведения опровергают обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии индивидуальностей, характеров, «голов и сердец».
«Людей неинтересных в мире нет».
Чтение стихотворения Е. Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы как история планет
У каждой есть особое, свое
И нет планет, похожих на ней»
Если мы будем помнить об этом, то с уважением и пониманием должны принимать разных людей, уметь их слушать, видеть в них тоже человека, пусть не похожего на тебя, но тоже Человек.
Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками.
Подведение итогов. Выставление оценок в журнал.
15