Конспект урока литературы Традиции и новаторство в комедиях Мольера и Фонвизина
Традиции и новаторство в творчестве Мольера и Фонвизина
на примере комедий «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль»
Цели и задачи: Выявить черты классицизма в комедиях Мольера и Фонвизина. Показать роль литературной традиции, преемственности в творчестве писателей-классицистов, зарождение реалистических тенденций. Объяснить значение терминов « традиция» и «новаторство», отметить актуальность поднятых в них проблем.
Ход урока:
Слово учителя: Тема нашего урока: «Традиции и новаторство в творчестве Мольера и Фонвизина». Скажите, что такое традиция?
Ответы учащихся : Традицией называется то, что устоялось, сложилось с давних пор, передается из поколения в поколение.
Слово учителя: Литературная традиция это опыт, накопленный предшествующими поколениями поэтов и писателей, который развивают новые поколения. А что такое новаторство?
Ответы учащихся: Это появление новых тенденций, идей, приемов изображения, новый взгляд на привычные вещи.
Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящен сравнительному анализу двух замечательных комедий: «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Недоросль» Фонвизина. Это лучшие представители французского и русского классицизма ведущего направления в литературе и искусстве XVII XVIII вв. Что вы знаете о классицизме? Когда и где сформировалось это направление? Каковы исторические предпосылки его возникновения? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрите фрагмент фильма « Классицизм».
Отрывок из фильма « Классицизм»
Ответы учащихся: Классицизм (от латинского «образцовый») направление в литературе и искусстве, возникло во Франции в XVII веке, в эпоху становления абсолютизма. Образцом провозгласил античное искусство. Теоретики классицизма сформулировали ряд принципов и правил, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Классицизм рассматривал литературу и искусство как школу, которая воспитывает людей в духе верности абсолютизму.
Слово учителя: Перечислите основные черты произведения, написанного в традициях классицизма.
Ответы учащихся: 1. Долг перед отечеством превыше всего: личных интересов, чувств героя.
2. Произведение должно воспитывать.
3. Герои делятся на положительных и отрицательных.
4. Ясность и убедительность идей и образов, правильность и лаконичность языка.
5. Положительные герои представители высшего сословия, дворяне.
6. Соблюдение правил 3-х единств: места, времени, действия.
7. В основу характера героя положена одна черта, которая поглощает все остальные.
8. Запрет смешения комического и трагического.
Слово учителя: Мы перечислили основные черты произведения, написанного в духе классицизма. Основными вопросами нашего урока, его коммуникативным ядром является следующее: Мольер и Фонвизин лучшие представители классицизма в драматургии. Всегда ли они следуют его правилам, традициям? В каких случаях они выступают новаторами, отходят от правил? Почему их все-таки считают лучшими представителями этого направления? Для того чтобы разобраться в этих вопросах, обратимся к произведениям. Какова главная цель комедии Мольера?
Ответы учащихся: Главная цель высмеять порок, бессмысленное подражание представителям дворянства. .Классицисты считали, что произведение должно воспитывать.
Слово учителя: Соответствует ли это классической традиции?
Ответы учащихся: Да. В основу характера положена одна черта, подавляющая все остальные.
Слово учителя: Соответствует ли произведение Фонвизина требованиям классицизма на идейно- тематическом уровне ?
Ответы учащихся: Одним из главных требований классицизма является воспитывающий характер произведения. Главная тема «Недоросля» воспитание, образование дворян. Второй темой является идея служения отечеству. Третья тема комедии характерна для русского классицизма: тема крепостничества.
Слово учителя: Обратимся к системе образов комедий. В чем здесь проявляются традиции классицизма?
Ответы учащихся: Деление героев на положительные и отрицательные (перечисляются герои). В комедии «Мещанин во дворянстве» противопоставлены дворяне и буржуа, а в комедии «Недоросль» образованные и необразованные дворяне.
Слово учителя: В комедии «Мещанин во дворянстве» дворяне образованные, культурные люди. Можно ли их назвать положительными персонажами? Докажите.
Ответы учащихся: Граф Дорант не может быть причислен к положительным героям, т.к. он обманщик и лицемер, и в этом Мольер отходит от правил.
Слово учителя: Что вы можете сказать об отрицательном персонаже Журдене?
Ответы учащихся: Мы испытываем к нему симпатию. Он не лишен остроумия, жизненной хватки, ведет себя порой достойнее своих учителей.
Слово учителя: Образ Клеонта типичен для классицизма?
Ответы учащихся: С одной стороны это образ резонёра, выразителя авторских идей, что типично для классицизма. С другой стороны он не представитель дворянства.
Слово учителя: Вновь обратимся к комедии «Недоросль». Соблюдены ли правила классицизма при изображении отрицательных и положительных персонажей комедии? Дайте им краткую характеристику. Какая черта лежит в основе характера каждого?
Ответы учащихся: Положительные образы комедии Стародум, Правдин, Милон честны, благородны, образованы, они выражают прогрессивные идеи автора. Правдин придуманный Фонвизиным образ. В то время еще не существовало таких ревизоров, в обязанности которых входит наблюдение за помещиками, как они обращаются с крестьянами. Для характеристики положительных персонажей Фонвизин использует говорящие фамилии. Стародум (думает по-старому, старой закалки петровских времен) главной обязанностью дворянина считает службу отечеству, отрицательно относится к порядкам при дворе Екатерины, обличает нравы вельмож, возмущается дикостью и косностью взглядов поместных дворян. Много говорит о воспитании: «ум, коли он только ум, самая безделица Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек чудовище. Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время» Его роль можно разделить на две части: с одной стороны это один из главных героев, определяющих развязку, финал, а с другой подобие хора в древнегреческой трагедии, выразитель идей автора, резонёр. Это характерно для классицизма. Милон и Софья представители образованной дворянской молодёжи. Такими, по мнению Фонвизина, должны быть все молодые дворяне.
Слово учителя: Соблюдаются ли правила классицизма при изображении отрицательных персонажей? Выигрывает от этого комедия или нет? Дайте краткую характеристику персонажам.
Ответы учащихся: Здесь Фонвизин выступает новатором. Отрицательные персонажи представлены более ярко, правдиво. Это типичные представители своего класса. Простакова, Митрофан, Скотинин даны в сатирическом освещении. Простакова грубая, жестокая с подчинёнными, вероломная, лицемерная женщина. Умеет притвориться и благодушной, когда разговаривает с людьми, стоящими выше её по социальному положению. Беззаветно любит своего сына. Митрофан «похожий на мать» (перевод с греческого), неуч, лентяй, обжора, неблагодарный грубиян (с Еремеевной, с дядюшкой Скотининым, а в финале с матерью). Научился приспосабливаться к обстоятельствам, зная, кто в доме главный. Образ Митрофана образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофана стало нарицательным синонимом круглого невежества. Вывод: образы отрицательных персонажей у Фонвизина правдивы, узнаваемы, типичны для общества того времени, а в изображении положительных персонажей автор выступает как классицист.
Слово учителя: Как проявляются традиции классицизма и отход от них на уровне изобразительно-выразительных средств комедий? Охарактеризуйте речь дворян и мещан.
Ответы учащихся: В комедии «Мещанин во дворянстве» классической является речь графа Доранта и маркизы Доримены (дейст. 3, явл. 8; дейст. 4, явл. 1). Они говорят правильным литературным языком, используют обращения, принятые в высшем обществе, умеют говорить комплименты, любезны со всеми без исключения. Речь Журдена, его жены, слуг пестрит просторечиями, вульгаризмами («гони их в шею», «ума-то у неё побольше, чем у тебя», «это что за галиматья»). Журден довольно груб со слугами и домочадцами, но старается быть изысканным с Дорантом и, особенно, с Дорименой (составление любовной записки к Доримене, разговор с Дорантом о долге, перепалка с женой и Николь. Дейст. 3, явл. 2, 3; дейст. 2, явл. 6 ). Речь слуг почти не отличается от речи хозяев. Здесь также проявляется отход от классицизма.
Слово учителя: Как проявляются традиции классицизма и отход от них на уровне изобразительно-выразительных средств в комедии «Недоросль»?
Ответы учащихся: Речи Правдина, Стародума, Софьи, Милона свойственна логическая законченность и книжность фраз, наличие галлицизмов. Их много в речи Правдина. Например: «Радуюсь, сделав ваше знакомство» (дейст. 1, явл. 7). «Je suis bien aise de faire votre connais sance». «Я называюсь Правдин» (дейст. 1, явл. 7). «Jeme nomme Pravdine». «Не оставляю замечать» (дейст. 2, явл. 1). «Je ne laisse pas de remarquer». Милон также не уступает Правдину: «горю нетерпением» (дейст. 2, явл. 1). «Je brыle d’impatience». «Я делал мою должность» (дейст. 4, явл. 6). «Je faisais mon devoir». «С холодной кровью» (дест. 4, явл. 6). «Avec sangfroid». Речь Стародума внешне спокойная, обдуманная, временами вычурная («Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего. Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства»). В его речи много афоризмов («Золотой болван, всё болван», «Невежда без души зверь»). Речь отрицательных персонажей пестрит народными выражениями, пословицами, поговорками. В ней можно встретить вульгаризмы, просторечия, неправильные формы слов. Митрофан: котора, кака, всё к чёрту, небось, таска, уж я те отделаю. Речь Простаковой различна при разных обстоятельствах. Со Стародумом и Правдиным она любезна, а с крепостными груба, бесцеремонна («старая ведьма», «лежит, будто благородная», «ничего уж содрать не можем, беда», «вор, скот, болван»), а о муже: «весь век, сударь, ходишь, развеся уши», «урод», «рохля». Вывод: речь отрицательных персонажей, как и сами образы, более соответствуют реальной действительности. Отрицательные герои будто взяты драматургом на сцену из самой жизни. Это типичные представители своего класса.
Слово учителя: Мы провели сравнительный анализ двух комедий классицизма. Что же делает эти комедии интересными и для нас, современных читателей и зрителей? Над чем мы смеемся, от чего негодуем? Что для нас более привлекательно: эпизоды, в которых драматурги соблюдают традиции классицизма, или те, в которых авторы проявляют себя новаторами.
Ответы учащихся: Более яркие и запоминающиеся эпизоды как раз не в духе классицизма. Мольер и Фонвизин интересны нам как новаторы, раздвигающие привычные рамки, ломающие традиции и ищущие новые приёмы изображения характеров. Мы с удовольствием читаем и смотрим эти веселые комедии, потому что образы, созданные великими драматургами , живы и поныне.
Список литературы:
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Д. И. Фонвизин «Недоросль».
Книга для ученика и учителя. Серия: «Школа классики». Д. Фонвизин «Недоросль». М. АСТ «Олимп». 1998.
С.М. Флоринский. Русская литература. Учебное пособие для средней школы. М. «Просвещение». 1966.
Заголовок 1Заголовок 215