Конспект внеклассного мероприятия для 10 класса «Вечер творчества Василия Шукшина»
Галанова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №9, г. Новый Уренгой
Вечер творчества В.М. Шукшина.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЧЕРА: портрет В. Шукшина, под ним цветы, плакат со стихами Е. Евтушенко о В. Шукшине.
На сцене участники вечера: полукругом 10 стульев (можно и меньше), на них садятся все. Сбоку ж/столик, на нем книги В. Шукшина, цветы, рядом кресло - это место учите ля (ведущего).
В диалогах должны быть заняты ученики, умеющие говорить убежденно, чувствующие себя со сцены непринужденно.
ВЕДУЩИЙ. Сегодня в этом зале нас объединяет одно: интерес к творчеству В. М. Шукшина.
На нашем литературном вечере мы поспорим о тех вопросах, которые
В. Шукшин поставил и решать которые он завещал нам. Мы поговорим об уроках В.Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника.
Его творчество зовет к спору, к обсуждению. На нашем вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи и песни.
ЧТЕЦ.
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки-
Это родина Шукшина.
Кондаков.
ЧТЕЦЫ. ( Из автобиографии В. Шукшина).
- Родился 25 июля 1929 года в с. Сростки Бийского района Алтайского края.
Родители - крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) - колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую судьбу его не знаю. В1956 году он посмертно полностью реабилитирован.
-В 1943 году окончил семилетку…
Работал в колхозе, потом, в 1946 году ушел из деревни…
Работал в Калуге…, во Владимире…, на стройках Подмосковья. Работал попеременно рабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. Воинское звание - старший матрос: специальность - радист. После демобилизации приехал домой.
Во все времена много читал. Решил, что могу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал. Считаю это своим маленьким подвигом- аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней рабочей молодежи.
ЧТЕЦ. ( Из статьи Шукшина «Монолог на лестнице»)
Учителем я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть. Как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно. (Я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в – эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, что мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».
ВЕДУЩИЙ. (Текст читается на фоне песни "Заморозки").
Есть река на Алтае – Катунь. Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьет их в грудь крутой, яростной волной, рвется из гор. А то вдруг присмиреет в доли – не – тихо, слышно, как гуси кричат, как утки в затоне плывут к островам. Отдыхает река. Чистая, светлая, каждую песчинку на дне видно, каждый камешек.
ЧТЕЦ. ( Из воспоминаний В. Шукшина).
Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии…
Потом произошло знакомство с М.И. Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который глянет и исцелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…
ЧТЕЦ.
«Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла еще отборочная комиссия, которую тоже, видимо изумило, кого набирает Михаил Ильич.
Председатель комиссии иронически спросил:
- Белинского знаешь?
-Да, - говорю,
- А где он живет сейчас?
В комиссии все затихли.
-Белинский? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, Что Белинский помер.
Ромм все это время молча слушал. На меня смотрели все те же бесконечно добрые глаза… Мне везло… на умных и хороших людей».
ВЕДУЩИЙ.
«Мне везло на умных и хороших людей»… Стоит задуматься над этой фразой. Анализ даже лежащих на поверхности библиографических фактов, кажется. Не дает повода так думать. Другой на месте Шукшина мог бы всю жизнь проклинать судьбу, ожесточиться. Но В Шукшин – человек в высшей степени совестливый, умеющий критически относиться к себе и с пониманием – к другим.
ЧТЕЦ. Я прочту стихи поэта Л. Попова. Мне кажется. Что его позиция в главном перекликается с жизненной линией писателя В. Шукшина:
Поздно: учиться «петь –танцевать»,
Шаркать подошвой по жаркому кругу.
Стыдно: поклоны впрок раздавать,
Пылко влюбляться в столичную вьюгу.
Верить пожатью казенной руки,
Честью платить за натужную милость.
Время: свои подытожить долги,
Благо достаточно их накопилось.
Время: припомнить былые грехи,
Чтоб понапрасну душа не гордилась.
Время: вчитаться в чужие стихи,
Чтоб от своих голова не кружилась.
Время: последнюю выгрести медь,
Но до копейки за все расплатиться
И до рассвета успеть умереть.
Чтоб на рассвете свободным родиться!
ВЕДУЩИЙ.
Хотелось бы услышать мнение участников нашего вечера о произведениях писателя, о тех проблемах, которые он ставит перед читателями.
(Участники вечера обсуждают проблему города и деревни по рассказам "Сураз", "Материнское сердце", "Срезал", "Волки").
ВЕДУЩИЙ.
Главное для Шушкина - не где человек живет, а как он живет и какой это человек. Это же несерьезно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное - иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.
Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное - и привычно твердим: "пережитки прошлого в сознании людей", "тлетворное влияние Запада". А Шукшину хватило смелости смотреть в лицо жизни.
И вот со страниц рассказа "Обида" раздался горестный крик Сашки Ермолаева: "До каких пор мы сами будем помогать хамству... Ведь мы сами расплодили хамов, сами. Никто нам их не завез, не забросил на парашютах"...
(Спор продолжается, идет разговор о внешней грубости и внутренней беззащитности героев Шукшина)
Рассказы «Страдания молодого Ваганова», «Обида», «Ноль-ноль целых».
ВЕДУЩИЙ. В. Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому, что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.
Писатель ненавидит людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал: «Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения «интимные» - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п. А ведь чего требуют? Чтобы я выдумал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает ссорится с женой… В него не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба, благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой»
В. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы задумались, что с нами происходит.
ЧТЕЦ.
В искусстве уютно
быть сдобной булкой
французской,
Но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиной красной
вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ…
Когда мы взошли,
на тяжелой закваске
мужицкой,
Нас тянет к природе,
к есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
в уюте ужей не ужиться,
и сердце как сокол,
как связанный Разин Степан.
Е. Евтушенко "Памяти Шукшина"
ЧТЕЦ.
Шли по стране его прекрасные фильмы: " Живет такой парень", "Печки-лавочки", "Калина - красная". Со страниц журналов смотрели его герои: шоферы, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнала себя в его героях и полюбила В. Шукшина.
ВОПРОС к ученикам диалога.
-Чем лично Вас удивил, поразил Шукшин как человек, как художник? Чем интересен Вам Шукшин ?ВЕДУЩИЙ. Интересна сцена-рассказ "Космос, нервная система и шмат сала".
(Инсценируется рассказ учащимися).
При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках, на полях его черновиков, есть такие строчки:
"Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо - начинаю дергаться, сплю с нажатыми кулаками... Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения".
ЧТЕЦ.
Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, не за плату, -
на свой необычный манер,-
он по жизни шагал под мостом-
по канату, по канату,
натянутому, как нерв!
Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее уклон – упадет, пропадет!
Чуть левее уклон – все равно не спасти!
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.
И лучи его с шага не сбивали,
И кололи, словно лавры.
Труба надрывалась, как две!
Крики «Браво!» его оглушали,
А литавры, а литавры –
Как обухом по голове!..
Он смеялся над славою бренной,
но хотел быть только первым.
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной –
он по нервам – нам по нервам –
не шел под барабанную дробь!
Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее уклон – упадет, пропадет!
Чуть левее уклон – все равно не спасти!
Но – замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути. В. Высоцкий «Канатоходец»
ЧТЕЦ. (Из письма Шукшина Глебу Горышину).
«Глебович! Что это ты там загрустил, верста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна! Смотри, как я: попишу, попишу – выйду на балкон, повою – и опять писать. Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать – это не знаю, что такое, а рвать – пожалуйста, корзина рядом. Рвем. А чтоб серьезно, так «я уж тебе скажу»: хорошо, если бы мы все-таки выдюжили. Не видел, как дуги гнут? Березку распаривают и – осторожно, постепенно сгибают. Бывает – ломается. Мужик запаривает новую.
Очень меня как-то тронуло твое письмо. И – сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как – выдюжить.
Милый мой, понимаю всего тебя от пят до макушки. А если учесть твой рост, то выходит, что понимаю много»
(Можно использовать грамзапись песни "Молитва Франсуа Вийона" в исполнении Б. Окуджавы).
(Спор учеников вечера о своеобразном поводе В. Шукшина к проблеме положительного героя).
ЧТЕЦ. Я прочту стихи, относящиеся к нашему спору и к жизненной позиции Шукшина.
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский.
ЧТЕЦЫ. (Из рабочих записок В.Шукшина).
«Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь»
- Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного.
Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвались добротой. Не делайте хоть зла!»
ВЕДУЩИЙ. Нет с нами больше писателя – В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека. О его поступках.
И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверные тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»