Отзыв на рассказы Петрушевской
ОТЗЫВ О РАССКАЗАХ
ЛЮДМИЛЫ ПЕТРУШЕВСКОЙ
М.В.Калинина
Людмила Петрушевская :Лауреат премии фонда Тепфера (1991)
Лауреат премий журналов:
«Новый мир» (1995)
«Октябрь» (1993, 1996, 2000)
«Знамя» (1996)
«Звезда» (1999)
Лауреат премии «Триумф» (2002)
Лауреат государственной премии России (2002)
Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа) Литературная премия им. Н. В. Гоголя( информация из Википедии)
Информация, если честно, заинтриговала: ведь и правда, столько премий, но не печатали до 90 годов, поет, пишет рассказы, пьесы, рисует , по ее сценариям ставят пьесы, создают мультфильмы. Говорят, что «ежик в тумане» срисован с нее ( сверила , и правда – похож). Короче, талантливый человек талантлив во всем. Но, как и Гришковца, Петрушевскую до читательского марафона я ни разу не читала.
О чем будет читать женщина, если ей дать карт-бланш. Конечно те произведения, за которые получены самые престижные премии. Поэтому я и выбрала сборник рассказов «Жила - была женщина, которая хотела убить соседского ребенка».
Понравилось? Да. Особенно «Песни восточных славян», которые составляют большую часть этого сборника. Ощущения? Как будто опять в детстве - в лагере у костра. Помните: «В одном черном-черном городе на черной- черной улице жила одинокая женщина…» Помните то ощущение интереса и страха, когда жутко слушать, но уже нет сил остановиться.
Рассказы цикла – это стилизация под городские мифы и детские страшилки. При всей их наивности, изложены в них обыденные жизненные ситуации, но всем им придано ужасное значение. Персонажи Петрушевской умирают, воскресают, чудесным образом спасаются, встречая мертвецов и привидения. Мертвые возвращаются с того света, чтобы сказать или доделать то, что не смогли или не успели при жизни: иногда – чтобы наказать виновных ( «Новый район») , иногда- чтобы побыть рядом с любимыми («Жена», «В маленьком доме»), иногда – обращаясь за помощью (Случай в Сокольниках). В рассказе «Материнский привет» к герою, опустившемуся, потерявшему в жизни все, приходит сестра, которая разрушила когда - то всю его жизнь, сказав, что мать нагуляла его, и помогает ему измениться – устраивает учиться, привозит продукты, дает ему денег, ухаживает за ним. Однажды, когда ее помощь стала уже не нужна, уходя, она просит прощения за свою ложь о матери. И больше не появляется. Через несколько лет, уже имея семью и двух детей, так похожих на свою бабушку, он приезжает на могилу матери и видит рядом могилу сестры, которая, судя по дате на могиле, умерла задолго до его возвращения домой. Сестра приходила с того света, чтобы искупить свою вину перед братом и матерью, исправить свои ошибки.
Но особенно меня поразил рассказ «Черное пальто» о встрече девушки и женщины в странном сне. Они обе не помнят ничего о себе, на них – черные пальто, в карманах которых лежат по 10 спичек. Сжигая одну за другой спички, они постепенно вспоминают свою жизнь, своих близких, и чем меньше спичек, тем сильнее желание проснуться, но ничего уже не изменить – за гранью этого странного сна женщина уже выпила горсть таблеток, а девушка затянула на шее петлю , да и черное пальто не отпустит свою жертву. Нет сил бороться, нет сил что- то изменить, потому что нет в реальной жизни никого, кто бы любил их. Так думают героини, им осталось немного – уже догорают последние спички. Уже упыри точат когти , ожидая свою добычу, но вдруг видятся девушке добрые глаза. Чтобы вспомнить, чьи они, поджигает она сначала пальто на себе, а потом и на подруге по несчастью. И вдруг все исчезает, и ясно видит она, как ее уставшая мама обеспокоенно прислушивается к звукам в соседней комнате. В ужасе понимает девушка, какой же бесчувственной и жестокой к любящим родным была , и быстро развязывает душащий ее шарф. А на другом конце города женщина, выплюнув таблетки , пошла в детскую, опустилась на колени перед постелью своих детей и стала молиться.
Как страшно, что на многих из нас имеется такое «черное пальто», затмевающее разум, убивающее любовь к ближним, заставляющее делать больно родным и эгоистично не замечать этого.По силе воздействия эти простые, незамысловатые рассказы Петрушевской ничуть не уступают гоголевскому «Вию». При всей своей мистической основе, они о нашей жизни - о всепобеждающей силе любви и о всеразрушающей силе ненависти.
И только от самого человека зависит, какую сторону он выберет, на чью сторону он встанет.