Особая организационная форма работы воспитанников-школьников в режиме 2 половины дня – самоподготовка.
Выступление воспитателя Свинцовой И.В.
на пед.совете 28 декабря по теме:
«Самоподготовка воспитанниц 4 группы»
Особая организационная форма работы воспитанников-школьников в режиме 2 половины дня – самоподготовка.
Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя.
В ходе самоподготовки целенаправленно формируется навык самостоятельной учебной работы. Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке.
Я очень люблю сам процесс выполнения домашнего задания.
Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, что сделать дополнительно. Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики.
При организации самоподготовки учитываю следующее: уровень обще учебных умений и навыков воспитанников ;уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности подростков, у которых повышена эмоциональная напряженность на фоне переживания возрастного кризиса, произошла перестройка взаимоотношений, возросло влияние со стороны сверстников и на фоне этого снизилась авторитетность взрослых, расширился социальный опыт, где-то возросли интеллектуальные возможности , пришла особая чувствительность и ранимость в сфере взаимоотношений.
Как начинается самоподготовка в моей группе? Обычно на выполнение заданий воспитанники приходят с прогулки( это дорога от школы домой, это минут 10-20 общения с подругами во дворе школы, это может быть валяние в снегу в наслаждении, а может быть и поход в магазин за чипсами и кинуть денег на телефон).
Некоторые из них, не дожидаясь общего сбора , садятся, достают учебники, тетради. Они чувствуют себя вполне отдохнувшими после уроков, настроенными работать, и я создаю для этого условия. Тех, кто приходит позже, прошу тихо пройти на свои места, ничем не отвлекать уже занимающихся девочек.
Знание индивидуально-психологических особенностей воспитанниц, своеобразие их личности является основой индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.
Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж дается каждой. Сначала готовим в группе уроки по русскому языку и математике, физике ,химии, истории, обществознанию… Чтение и заучивание стихотворений переносим на потом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий воспитаннику-подростку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий.
Темп работы воспитанниц различен, что определяется индивидуальными особенностями каждой. У девочек не всегда устойчивое внимание, и не у всех выработаны необходимые навыки, и задания для них являются сложными. Помощь воспитателя оправдана.
Я каждый день ищу золотую середину между самостоятельностью воспитанниц и дозированной необходимой помощью, которая требуется от меня.
Сначала девочки преодолевают трудности самостоятельно, затем оказываю посильную индивидуальную помощь. Оказывая помощь, поощряю каждую даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что им по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе они смогут учиться не хуже других.
Вместе создаем доброжелательные отношения в коллективе.
В целях предотвращения перегрузки чередуем различные виды деятельности. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся воспитанниц оказывают музыкальные паузы.
Я стремлюсь привить девочкам установку, «работа - это необходимая и естественная функция жизни». Основная цель школьного обучения - это найти себя, найти сферу применения своих интересов. Найти отрасль, где ты сможешь полностью реализоваться, что принесёт тебе моральное и материальное удовлетворение.
Немаловажный фактор для успешных занятий – это, когда воспитанник видит вокруг себя успешных людей , занятых делом. И с возрастом он начинает осознавать, да, имеет смысл хорошо учиться и уметь ценить своё время. Вот какие дивиденды это в дальнейшем может принести.(правильный выбор профессии, целенаправленная работа на успех).
Причинами неуспеваемости могут быть как психологические проблемы в группе, так и проблемы во взаимоотношениях в школе. На способность усваивать новый материал и ,соответственно, на качество полученной отметки влияет здоровье ребенка, его режим, настроение и просто способность к тому или другому предмету. Одним подросткам без труда удается решать математические задачки, а другие с удовольствием пишут сочинения. Изменить предрасположенность к тому или другому типу деятельности невозможно, задача педагога состоит лишь в правильной оценке способностей ребенка и его всяческой поддержке, создании стимула к обучению.
Галя, ученица 5 класса, которой никогда ничего не задают по устным предметам, везде надо успеть послушать, что-то сказать, не заметив своих пробелов, занимается вокалом.
Садится за уроки, открывает дневник, долго листает, вспоминает, какой день недели. Достаёт пенал, видит, что карандаши и ручки разбросаны, начинает их складывать, зачем-то ищет ластик. Потом вспоминает, что по труду задали доделать оригами, и она начинает искать бумагу, находит книжку, начинает листать…
Анжела, ученица 6 класса, характерная девица, растущая не по дням, а по часам; с появлением лишнего веса от чрезмерного аппетита закончилась спортивная жизнь, а самообразование опустилось на уровень раскраски по вечерам, уже не хочет ничем заниматься, даже вокалом.
Во время самоподготовки показывает самостоятельность.
Голова низко-низко склонена, язык высунут, медленно водит ручкой по тетради. «Старается», - думаю я. Заглядываю в тетрадь и понимаю, что всё надо переделывать. Ошибок куча, правило, которое находится перед упражнением , осталось лишь правилом и никак не сказалось на упражнении. Две необходимые строчки между заданиями почему-то не пропущены, красных полей нет и в помине. А количество исправлений не подаётся счёту! Присаживаюсь, объясняю ошибки, начинает заново. Но чувствуется, устала. Исправлений меньше не становится. Делаем перерыв.
Со всеми ученицами начинаем с письменных заданий. Тяжело идёт русский язык. Домашние задания и сочинения стараемся выполнить на четыре, чтобы скомпенсировать тройки по контрольным работам. Обходимся без черновиков. Очень не хочется заставлять выполнять домашнее задание в двух экземплярах. И черновик не оберегает от ошибок.
Если в задании нужно вставить буквы, разобрать или выделить, мы это делаем карандашом в учебнике, а потом стираем.
Иначе обходимся с математикой. Решаем в черновике, разбираем, а потом лишь переписываем.
Для решения задачи по математике сначала уясняем, на какое она правило. Определяем, какие формулы необходимо знать для ее решения. Смотрим, что уже известно из условия, а что необходимо узнать. Делаем чертеж, схему, рисунок, описывающие условие задачи, а также краткую запись условия. Составляем план решения задачи: что мы должны узнать в конечном счете, а какие шаги будут промежуточными и приведут нас к правильному ответу.
Стоит отойти, внимание девочек тут же переключается на более интересные объекты. Пошёл ли снег, когда будем петь, а где…, а кто пришел……... Если сидеть рядом, то они с удовольствием передают инициативу мне.
Я понимаю, если сейчас не буду сидеть рядом, контролируя каждую букву, то само задание померкнет .А от усталости и сидения за столом устные предметы подросток уже осилить не сможет, он не «въедет» в текст, лишь на автомате сможет его прочесть. И пойдёт в школу с кое-как выполненными уроками.
Пересказ текста с 5 по 8 класс всегда начинается с его внимательного и вдумчивого прочтения. Читаем обязательно вслух, сначала я , чтобы представить картину описанного в произведении, затем самостоятельно, иногда по несколько раз. Уточняем по словарю непонятные слова. Готовим план пересказа. Его можно составить по ключевым словам, задавая вопросы к тексту, или при помощи сюжетных картинок, иллюстрирующих текст. При этом талант рисовальщика не имеет значения – достаточно символов или схем. Важно, чтобы были выделены основные мысли каждого абзаца теста. Подбираем слова, характеризующие персонажей рассказа. Затем стараемся восстановить рассказ по составленному или нарисованному плану.
Юля Филина и Саша Диянова учатся в одном классе школы 1133. Непримиримые соперницы, каждая претендует на помощь воспитателя первой. У Юли есть постоянная подруга Аня, с которой мы консультируемся по поводу заданного. Эти взаимоотношения оказывают благотворное влияние на непростого подростка в период становления личности. Юля старается своим участием, где-то положительными оценками заслужить внимание в классе : слушает, старается, в силу своих возможностей выполняет.
Диянова Саша, постоянных подруг нет, особого желания учиться нет, с учителями контакта нет, а ведь не менее важным звеном в процессе обучения является умение подростка строить отношения с учителями и учениками.
Выработанный алгоритм работы как дома , так и в школе:
Открыла. Прочитала. Не поняла. Закрыла. СДЕЛАНО!
Взрыв! Постоянная перемена настроения, не сдержана, не может управлять эмоциями. А Дисциплина во главу угла! Выясняю причину неуспеваемости воспитанницы-подростка в школе, сначала прибегая к доверительной беседе.
Удовлетворительные отметки, неудовлетворительные заставляют задуматься о походе в школу.
Следующий этап - разговор с учителем: нет ли конфликта у воспитанницы.
Если причина окажется в дисциплине, то тут все достаточно ясно: привычка формирует поступки, а поступки формируют характер.
Вместе надо помочь девочке преодолеть себя, настроиться на работу.
Расскажу, как мы обычно , индивидуально, учим стихотворение традиционным путем. Читаем вместе по книге. Представляем все, о чем там говорится. Если встречается непонятное слово – смотрим в словаре. Перечитываем, стараясь не подглядывать. Закрываем книгу и рассказываем по памяти. Сколько подсмотрели – столько раз еще рассказываем. Читаю строчку, девочки повторяют. Вторая-по тому же алгоритму, соединяем. Теперь без подглядки знаю и я, и они – все довольны. Надежда на 4-5.
Стихотворению, как и правилу, надо «отлежаться» в голове. Через пару часов еще раз читаем его и рассказываем. Даже кладем текст под подушку. И утром повторяем.
Девочки-подростки ощущают на себе влияние внешнего мира и сами оценивают жизнь по разным критериям. Однако самыми значимыми на данный период (школьный) являются оценки учителей. Некоторые относятся к ним более-менее равнодушно, другие придают повышенное значение.
Порой учитель может быть пристрастен к ученику, и потому может ставить заниженные оценки, подразумевая при этом, что ребенок может учиться лучше. Но это может привести к демотивации ученика, вызвать чувство бессилия: учи или не учи , все равно поставят тройку.
Так было и у Юли Дубовиковой . Учим стихи на 4-5 , как нам кажется, приходит печальная с 3-кой. Беспокойство на лице, да просто в классе обстановка другая: запинается, отвлекается. Но пропал боевой настрой, желание учить следующий материал.. В глазах читаю: «Пойдите, разберитесь». Но Юля стала уделять больше внимания школьной жизни, и картина изменилась. Взлет , положительный, эмоциональный. Появилось желание учиться, стараться.
Юля , ученица 8 класса, старается быть со всеми- и взрослыми и детьми – в хороших отношениях, есть свои недостатки, но они стираются за работоспособностью и организованностью, занимается в муз.школе по классу блок-флейта.
Многие школьники не считают нужным готовиться к устному ответу. А зря! Решили с Юлей конспектировать параграф, чтобы лучше запоминался материал и соответственно грамотно и последовательно излагался. Конспекты делаем с помощью таблицы, схемы. Бесспорно 5.
Чтобы наш воспитанник учился в комфортных условиях мы находим контакт с учителями, приходя в школу в спокойной обстановке вырабатываем совместную тактику , и тогда у подростка появляется интерес к учебе, желание преодолеть свою лень.
Подведу итог сказанному:
нужно ли помогать делать домашнее задание?
ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Только делать это необходимо по-умному: не изничтожать его, если он учится не на те оценки, которые нам хотелось бы видеть , всегда быть готовыми протянуть руку помощи.
Только вместе, только ежедневно рядом с воспитанником постигать мир, найти нужные слова, чтобы помочь с заданием.
Обучение подростка в школе и во время самоподготовки - это огромный труд воспитанника и педагога , тогда будет результат. Ведь наша цель, чтобы вырос ЧЕЛОВЕК.