Статья Web-квест как особая форма работы на уроках информатики и ее направленность на формирование УУД
WEB-КВЕСТ КАК ОСОБАЯ ФОРМА РАБОТЫ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
И ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Автор: Дзлиева Залина Хасанбековна, учитель информатики
Соавтор: Валиева Мадина Ревазовна, учитель информатики
Аннотация. В статье рассматривается web-квест как особая форма работы на занятиях по информатике. Авторами были рассмотрены определения web-квеста, его структура и виды заданий для данной формы работы. Также в статье говорится о привлекательности и актуальности web-квеста в условиях современного информационного общества, где учащиеся находят информацию путём поиска в сети интернет, используют её и применяют в учебном процессе.
В последнее время в учебном процессе большое внимание уделяется внедрению новых технологий, инновационных методов и форм ведения занятий, чтобы учащиеся могли не только получать знания, применять их на практике, но и работать с более интересными формами получения, сбора и передачи информации. В современной школе стараются сделать образовательный процесс наиболее результативным, чтобы у учащегося был интерес к дисциплине и к обучению. Также наблюдается тенденция, чтобы школьники получали знания самостоятельно, при этом использовали бы различные источники. Одной из таких методик и форм, которая способствует нахождению нужной информации и учит анализировать ее, решая поставленные задачи, является web-квест.
Можно выделить некоторые определения понятия web-квест:
Образовательный web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета.
Образовательный web-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Данная форма на сегодняшний день является наиболее популярной, но требует особой подготовки не только для учащихся, но и самого учителя или преподавателя, т.к. требует особых навыков в разработке сайта в интернете. Из-за этого не все учителя или преподаватели способны внедрять такую форму обучения в образовательный процесс, т.к. данная форма требует от разработчика знание языка разметки гипертекста. Хотя существует множество конструкторов сайтов, но наиболее профессиональный web-квест может быть создан с помощью HTML и CSS, которые дают наибольшие возможности в сети Internet, либо с использованием CMS – информационной системы компьютерной программы, которая обеспечивает и организовывает процесс создания, редактирования и управления контентом.
Благодаря использованию инновационных информационных компьютерных технологий у учителей и преподавателей появляются новые возможности в ведении своей дисциплины. Использование web-квестов позволяет учащимся самостоятельно обдумать элементы урока и принять участие в их создании, что способствовало бы развитию интереса школьников к учебной дисциплине.
Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) определил следующие виды заданий для web-квестов: пересказ, планирование проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, таинственная история, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение, научные исследования.На сегодняшний день в учебных заведениях учащиеся используют различные информационные технологии, чтобы упростить себе работу, поиск информации и представить в виде проекта либо презентации. Поэтому на уроках информатики использование компьютера и такой формы как web-квест способствует формированию у учащихся новых образовательных компетенций, самообучению и саморазвитию, формированию личных качеств и творческого потенциала. Также web-квест предполагает и коллективную работу учащихся, когда они распределяются по ролям, а потом формируются команды, в которых присутствуют разные роли. И каждый должен донести до членов своей команды ту информацию, над которой он работал в web-квесте. Далее собрав всю информацию воедино, сделать правильные выводы, получить необходимые результаты, т.е. выполнить цель, будучи членом команды. При такой работе наблюдается умение работать в группе с целью овладения компетенциями для будущей профессиональной деятельности, с которой сталкивается каждый человек, заканчивая то или иное образовательное учреждение. Благодаря web-квесту учащиеся могут стать хорошими специалистами своего дела, уметь принимать правильные решения, работая в коллективе, анализировать полученную информацию, приобретать необходимый опыт в такой форме работы и делится этим опытом с другими.
Структура web-квеста:
четкое описание ролей участников, план действий в квесте, сюжет всего квеста в целом;
цель, в которой определен результат индивидуальной работы;
информационные ресурсы (электронный вид, внешние носители, бумажный вид, ресурсы в интернете, названия сайтов по данной теме), которые могут использоваться при прохождении web-квеста;
список ролей учащихся, которые используются в квесте. У каждой роли свои цели и задания;
этапы работы, которые должны быть выполнены участниками web-квеста;
критерии и оценка работы участников web-квеста;
описание по представлению полученной информации;
выводы, а также понятность и полезность информации, которая была получена при прохождении web-квеста.
Также web-квест может быть и индивидуальным. Не обязательно, что все учащиеся пройдут индивидуальный web-квест на 100%, в этом случае данная форма становится своего рода исследовательской работой, выполнив которую, учащийся получает дополнительную оценку, либо исправляет свои отрицательные оценки. Индивидуальный web-квест может быть кратковременным или долговременным. Если он является долговременным, то учащийся самостоятельно исследует темы, решает поставленные задачи и получает необходимые баллы или оценки для более успешного прохождения курса информатики.
Результат работы с web-квестом может быть представлен в виде создания web-страниц или web-сайтов, либо презентаций, исходя из того, какими знаниями умениями и навыками обладают учащиеся по информатике. Что касается оценивания web-квеста, то должны быть подробные критерии оценивания, исходя их которых учащиеся могут оценить не только себя, но и других членов команды. По таким же критериям учитель или преподаватель оценивает участников web-квеста. Оценка должна быть комплексной, т.е. должна складываться из нескольких критериев, например таких как: исследовательская работа, творческая работа, оригинальность работы, умение работать в группе, грамотность речи при выступлении, текст изложенной темы и оформление презентации.
Таким образом, web-квест может быть использован в учебном процессе в качестве особой формы, направленной на формирование компетенций у учащихся, личных качеств, творческого потенциала, стремление к саморазвитию и умение работать в коллективе, а также являться наиболее привлекательным и интересным способом организации деятельности в образовательном процессе.
Работа с web-квестом как с любым проектом – достаточно сложный труд, требующий систематических усилий от исполнителя. Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации.
Самый главный итог – обучающиеся, работая над проектом, могут получать информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.
Литература:
1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iteach.ru/materials/index_student.php?cat=1.
2. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании". [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», – 2009. – 192 с.
4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М: Издательский центр «Академия». – 2007. – 368 с.
5. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / В.А. Трайнев. - 4-е изд. - М.: Дашков и К°, 2009. - 280 с.