Групповая форма организации детей на уроках географии


Групповая форма
организации учебной деятельности школьников
на уроках географии.
Т. И. Першина.
МКОУ Бродовская СОШ, Аннинский район,
Воронежская область
Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Обучение является основной категорией педагогики и, в целом, представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения. Так написано в учебниках педагогики [1].
Среди многочисленных и разных проблем педагогической теории и практики есть такие, которые возникают вновь и вновь, требуя новых решений на каждом этапе развития системы образования. Таковыми являются вопросы организации труда обучающихся, разработки более совершенных организационных методов, приемов, форм обучения и учения, т.к. передать и тем более получить знания и умения невозможно. Человек владеет лишь тем, что добывает сам благодаря собственному труду.
Задача научить обучающихся самих себя учить имеет давние исторические корни. Об этом высказывались Сократ [2], А. Дистерверг [3], К.Д. Ушинский [4], Д.И. Писарев[5] и др. начиная со второй половины XIX века, в связи с изменением целей воспитания психологи и педагоги обратили серьезное внимание на проблему формирования у детей умения учиться.
Сегодня активно ведутся поиски эффективных путей обучения школьников и в нашей стране, и за рубежом. При общей направленности, они, тем не менее, отличаются способами осмысления проблемы и предлагаемыми вариантами решения.
Урок – это основная организационная форма учебного занятия в школе. В ходе урока и через него получают реальную конкретизацию основные принципы, методы и средства обучения, с помощью которых содержание образования воплощается в жизнь. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Главное на современном уроке – самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач, имеющих жизненно-практическую направленность. В связи с этим на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. На традиционном уроке обычно отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. На современном уроке применяются работа в парах, коллективные формы работы, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.
География как учебный предмет обладает уникальными возможностями в применении групповых форм обучения. Этому способствует интересное содержание предмета, возможность изучать его в разном темпе и с применением современных средств обучения (в том числе ИКТ). Это заставляет перейти к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Объектом настоящей статьи является групповая форма работы учащихся как педагогическая технология, предметом – особенности групповой работы на уроках географии.
Технология групповой формы работы, которую я использую в своей педагогической работе, обеспечивает активную учебную деятельность учеников, эффективность усвоения учебного материала.
При организации групповой формы работы я учитываю возраст учащихся и склонности к различным видам совместной деятельности. Групповая работа может быть в парах и в малых группах – 4-6 человек. Это зависит от уровня трудности изучаемого материала или задания. Группы формирую обычно или по желанию детей, или в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также от их успеваемости. Лидер или консультант в группе назначается учителем или выбирается учащимися. Он совместно с учащимися распределяют роли в выполнении работы. Групповые работы выполняются обычно в три этапа.
Первый этап – подготовительный, во время которого учащиеся распределяются на группы. Определяются лидеры или консультанты, учителем разрабатываются задания, отбираются средства обучения и формулируются познавательные задачи. В завершение этого этапа проводится инструктаж по выполнению работы.
Второй этап — самостоятельная групповая работа по выполнению задания, обсуждению полученных результатов и составлению группового отчета.
На третьем этапе организую обсуждение в классе результатов групповых самостоятельных работ, заслушивание отчетов. В завершение работы обобщаю итоги работ групп и оцениваю выполненную работу.
Мой опыт показал, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования [6]:
1. По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.
2. Содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения.
Подбираю в материале те разделы, которые наиболее удобны для группового изучения, и представляю его в форме проблем, предназначенных для самостоятельного решения обучающимися.
Предлагаю следующие типы задач для группового обучения: задания на поиск путей достижения цели (Приложение 1), задания проблемного характера (Приложение 2), задания, формирующие умения сравнивать, сопоставлять (Приложение 3).
Наиболее удачно групповая работа применяется при изучении объемного материала по географии в старших классах, где требуется охарактеризовать отдельные компоненты природы, экономику стран, например, «Центральный экономический район», «Развитие транспорта мира»; на факультативных курсах «Географический источник» при изучении энциклопедий, карт путешественников, дневников наблюдений; на уроках-практикумах при работе с контурными картами и т.д. В среднем звене групповую работу применяю при повторительно-обобщающих уроках (состязания команд).
В зависимости от этапа, цели обучения и характера материала групповая работа применяется для сбора и систематизации конкретного материала, необходимого для последующего обобщения, углубления понимания сущности явления, события, его характерных особенностей.
Ученик на уроке может оценивать не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, провожу рефлексию: самоанализ собственных мыслей, действий, связанных с изучаемым материалом. Для этого даю задания на систематизацию и обобщение знаний по изученному материалу (Приложение 4). Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.
Прошу также учеников оценить эффективность коллективной работы. Вместо рефлексии могу провести анкетирование. Называю варианты ответов на вопросы, ребята же ставят нужную цифру. К примеру:
Работая в группе, вы общались, как это влияло на результат:
– работа стала более эффективной;
– это тормозило процесс;
– в работе мы допускали неточности;
– не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.
Анализ результатов анкетирования помогает мне быстро подкорректировать особенности работы, когда вновь прибегну к групповой форме организации обучения.
Применение мной групповой формы организации учебной работы позволило мне сделать следующие выводы:
– дети учатся умению сотрудничать и достигать результата путём совместной деятельности;
– учатся умению взаимодействовать друг с другом в труде, помогать и распределять обязанности;
– учатся видеть частное в целом и целое в частном;
– развивают творческое мышление, фантазию ребёнка;
– мотивируют на учение, совершенствование своих умений.
Творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей важную основу для развития личности через общение, сотрудничество. Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. «Плохой учитель преподает истину, хороший учитель учит ее находить»[7].
Литература
Богданов И.В., Лазарев С.В. И др. Психология и педагогика: Учебное пособие / М.: Изд-во РУДН, 2003.
Сократ, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э
А. Дистерверг, 1790-1866
К.Д. Ушинский, «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
Д.И. Писарев, 1840-1868
Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 1 / Сост. Е.А. Генике, Е.А.Трифонова // Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд0во «Бонфи», 2002. - 239 с.
Пискунов А. И., Дидактические взгляды Адольфа Дистервега, «Советская педагогика», 1956, №1.
Приложение 1.
Тема урока «Ветер»
Цели урока:
сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека.
Переход к изучению новой темы.
Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:
Завывает, подвывает,
Злым и добрым он бывает.
Злым, когда всерьез дичает
И о прежних днях скучает.
Страшный, словно гад ползучий,
В небесах гоняет тучи
И с надрывом в вихрях стона
Волны дыбит выше дома,
И ломает, почем зря
В море мачты корабля
Добрым он бывает чаще,
Добры, значит настоящий
Движется как звук струны
Гостем южной стороны.
В темноте, при свете дня-
Солнца яркого огня-
То дыханием ласкает,
Подналяжет, отпускает,
То стеной стоит тугой.
Отгадай, кто он такой?
(ветер)
Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?
ЗНАЮ: УЗНАЛ:
(записать ответы ребят доске) (записать в конце урока)
Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров
Изучение нового материала.  
I.Ветер
- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию
Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали в словариках)
II. Ветер, причины образования ветра.
-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, решив задачу:
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, их них люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.
  -Объясните, какую закономерность использовал мальчик?

На экране рисунок с изображением заводской трубы.
-Давайте еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.
1) 30:10,5=2,9
2) 760-3=757,1 мм рт. ст.
-Какую закономерность использовал Гриша? (движение воздуха)
-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого- показать стрелкой на схеме)
-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)
-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух какой (тяжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (ВД)
Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре
 -А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)
 - А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)
- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать  эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.

III. Виды ветров.
Сейчас вы разобьетесь на 4 группы, каждая группа получает схему. Опираясь на полученные знания, вы определите,  как изменяется направление ветра 1 и 2 - группа в течение суток, 3 и 4 группа - по сезонам года.
Работа в группах, объяснение схем
Под схемами соответственно учитель вешает таблички «бриз», «муссон». Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям
Словарная работа:
Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки
Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)
Сообщение о ветрах, их видах (опережающее)
Есть две разновидности горных ветров - фен и бора, отличаются они тем, что фен- теплый воздух, дующий с гор, а бора- холодный, сильный порывистый ветер, так же дующий с гор в долины
У нас в Ростовской области летом бывают иногда суховеи. Это продолжительные ветры, дующие с юго-востока, несущие жаркую, сухую погоду.
Песчаная буря в пустыне называется самум.
IV. Скорость, направление и сила ветраРабота в группах по 3 человека:
Раздать карточки: две с числами, одну со стрелкой. Каждая тройка выходит к доске и составляет схему, в которой стрелкой указывает направление ветра
-В каком случае ветер будет сильнее?
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.
-посчитайте в каждой паре разницу в давлении, встаньте все в направлении от сильного ветра к слабому.
-А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра
Словарь: Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.
На метеорологических станциях флюгер устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)
- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте - они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)
-Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила
-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер .-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные. (Основные: север, юг, восток, запад. Промежуточные: С-в, ю-в, с-з,ю-з)
-Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад).(показать по схеме)
-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.
-Рассмотреть форзац учебника.
Работа в парах.
Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)
А.С. Пушкин.
И было, как видно, ему не впервыеЛомать, как тростинки, дубы вековые,И, крыши срывая, врываться в жилища.Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)
С. Михалков.
Горные вершины спят во тьме ночной,Тихие долины полны свежей мглой,Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)
М.Ю. Лермонтов.
Буря воет в саду, буря ломится в домЯ боюсь, чтоб она не сломилаСтарый дуб, что посажен отцом,И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)
Н.А. Некрасов.
Заслонили солнце тучи, Небо все заволокли;И тростник сухой и желтыйКлонит ветер до земли. (Сильный.)
А.Н. Плещеев.
V. Значение ветра.Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.
Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Приложение 2.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
Приложение 3.
Практическая работа «Сравнительная характеристика рельефа Африки и Австралии».
География 7 класс.
Задание на умение анализировать и сравнивать.
Цель: Определить различия  и сходства в рельефе Африки и Австралии.
Вопросы Сходства Различия Африка Австралия
Характер поверхности Преобладают равнины. Имеются низкие горы и низменные равнины. На северо-западе высокие горы. Высокие плоскогорья на востоке и юго-востоке.
Атлас (молодые горы) 2000-4000 м
Эфиопское нагорье, Ахаггар, ТибестиДраконовы горы (древние) 2000-3000 м
Капские – (древние горы) 1000-2000 м Низменность на юго-востоке. Невысокие горы  на востоке.
Большой Водораздельный хребет (древние горы) – 1000-2000м
Тектоника Древние платформы, древнейшая и древняя складчатость. На северо-западе – новая складчатость, разлом земной коры на востоке. Древняя складчатость на востоке.
Наибольшая высота Килиманджаро – 5895 м. Косцюшко - 2228 м.
Вулканы Камерун, Кения, Карисимби, Килиманджаро Вулканов нет
Землетрясения Землетрясения есть на востоке Африки, в районе гор Атлас Землетрясения большая редкость
Выводы:  оба континента схожи по тектоническому строению, возрасту платформ, преобладают равнины. В Австралии интенсивного горообразования не наблюдается, сейсмически спокойный район. (Почему? Нет границ литосферных плит, находится на индо- австралийской плите). В Африке имеются области новой альпийской складчатости, на востоке крупный разлом, поэтому район сейсмически не спокоен. Итак, на формирование рельефа оказывают внутренние факторы, в Африке, кроме неотектонических сил играют роль вулканизм и землетрясения.
Приложение 4.
Рефлексия деятельности.
Вы все хорошо потрудились, а сейчас пришло время выставления оценок друг другу за вклад в работу команды.
Выставление оценок за работу в группе происходит по критериям (на слайде):
Выполнил своё задание – 2 балла
Самостоятельно работал – 1 балл
Помогал команде – 1 балл
Не мешал команде – 1 балл
В сумме оценка «5».
5 класс. Человек и литосфера
«Рельеф и хозяйство»
Проанализируйте график и сделайте вывод, как рельеф влияет на хозяйственную деятельность человека.
Приложение №1
Что сперва в воде родитсяА потом воды боится. (Соль)
Без неё не поедетНа такси, ни мотоцикл,Не поднимется ракета.Отгадайте, что же это? (Нефть)
Росли по болоте растения.Теперь это топливо и удобрения. (Торф)
Белый как сахар но не сладкийПока руки им не испачкаешь,                                                                                                     Ума-разума не наберёшься. (Мел)
Если встретишь по дороге,То увязнут сильно ноги.А сделать миску или вазу –Она понадобится сразу. (Глина)
Ни огня, ни света,А огнём блестит. (Золото)
На кухне у мамы помощник отличный,Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)
Тянусь я тоненьким столбцомПо трубке из стекла,Сжимаюсь я от холода,Расту я от тепла. (Ртуть)
 
Приложение №21. К горючим полезным ископаемым относят:
а) песок; б) железную руду; в) уголь; г) янтарь
2. К металлическим полезным ископаемым относят:
а) апатит; б) железную руду; в) нефть; г) фосфорит
3. К неметаллическим полезным ископаемым относят:
а) алмазы; б) железную руду; в) нефть; г) природный газ
4. В каких географических названиях термины подчёркнуты верно? (б, г)
а) Красное море; б) Ладожское озеро; в) Москва-река; г) Уральские горы
5. В каких географических названиях термины подчёркнуты верно? (а, в)
а) Марианская впадина; б) Санкт-Петербург;
в) Северный Ледовитый океан; г) Чёрное море
 
Я применяю такие приёмы как:
«Ладошка»
на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.
большой – для меня это важно … / неважно …указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового…
средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – хочу для себя выяснить …
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
 
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
                  Тонкие вопросы  Толстые вопросы
  
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...  
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...  
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
 
 
Примеры заданий
Задание 1 (задание 3 и ответы на все задания даны в приложении 2)
Прочитайте рассказ, заменив слова условными знаками. Проверьте себя и оцените свою работу.
1 уровень (10 знаков, слова выделены, сказку знают)
Путь следования Колобка.« Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок да и положила его остывать на окошко. А Колобок спрыгнул с окошка дома и покатился по дорожке. Катится он мимо огородов, садов яблоневых, мимо колодца да по мостикупрямо в лес. Встретил он и зайца у куста тернового, и медведя у соснывысокой. Да повстречал у речки на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».
Критерии оценивания 4 – 5 правильных ответов - оценка «3»
6 -8 правильных ответов - оценка «4»
9 – 10 правильных ответов - оценка «5»
2 уровень (18 знаков, без выделенных слов, не знают текст)
"Путешествие Пушишки".
Зайчишка Пушишка рос непослушным ребенком. Как-то раз, когда мама собирала яблоки в саду, а папа ловил на реке рыбу, решил он их перехитрить и отправиться путешествовать. Пробежав немного по тропинке, он кубарем скатился в карьер, перебежал через луг. Через него проходило шоссе, по которому зайчишка добрался до горелого леса. Этот лес вскоре перешел всмешанный лес. К этому времени зайчишка порядком устал и стал думать, где бы ему отдохнуть. Как раз в это время он увидел озеро, которое уже в некоторых местах зарастало и превращалось в болото. Пушишка заспешил к нему. Но он не заметил пеньков, которые остались от вырубленного леса. Пушишка споткнулся и поранил лапку. Он упал и горько заплакал. Придя в себя и немного погревшись на солнышке, зайчонок пустился на поиски чистой воды, так как очень хотел пить. Пройдя просекой мимо хвойного дерева, он наткнулся на родник. А в это время мама и папа, не докричавшись непослушного сына и обыскав весь дом, побежали в школу к ребятам за помощью.
Целая армия шестиклассников бросилась на поиски непослушного малыша. 3 часа искали дети по всем окрестностям, заглянули даже в колодец, и только к 6-ти вечера они нашли испугавшегося темноты зайчонка в заросляхкустарника.
Как наш путешественник обрадовался им! Он уже не рад был, что удрал из дома. Мама с папой от всего сердца благодарили ребят. А зайчишка с этого дня рос умным и послушным. Всегда помнил, что нельзя уходить из дома без разрешения старших, потому что можно заблудиться и потеряться.
Критерии оценивания 7 - 10 правильных ответов - оценка «3»
11 – 14 правильных ответов - оценка «4»
более 15 правильных ответов - оценка «5»
3 уровень (10 знаков, но они сложнее)
Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили его высоту – около 15м и расстояние между деревьями – примерно 3м. Днем мы купались в озере с берегами. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге кжелезнодорожной станции. Путь наш лежал через деревянный мост, длина которого 30м, ширина 6м, грузоподъемность 10 т. Наконец, мы вышли кнасыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли кжелезнодорожной станции.
Критерии оценивания 4 – 5 правильных ответов - оценка «3»
6 -8 правильных ответов - оценка «4»
9 – 10 правильных ответов - оценка «5»
Задание 2
Прочитайте стихотворение, нарисуйте условные знаки указанных объектов.Проверьте себя и оцените свою работу.
1 уровень
Г. Ладонщиков Родная земля
Холмы, перелески,Луга и поля - Родная, зелёнаяНаша земля. Земля, где я сделалСвой первый шажок,Где вышел когда-тоК развилке дорог .И понял, что этоРаздолье полей — Частица великойОтчизны моей.
Критерии оценивания 4 правильных ответа - оценка «3»
5 правильных ответов - оценка «4»
6 правильных ответов - оценка «5»
2 уровень
З. Александрова «Родина»
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна!
Критерии оценивания – 4 – 5 правильных ответов - оценка «3»
6 правильных ответов - оценка «4»
7 правильных ответов - оценка «5»
3 уровень – самому сочинить четверостишье и записать в виде текста и условных знаков.Критерии оценки – оценивается коллективно и в зависимости от объема сделанного.
Ответы на задания
Задание 1
1 уровень
Путь следования Колобка.« Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по . Катится он мимо ,  яблоневых, мимо да по прямо в . Встретил он и зайца у  тернового, и медведя увысокой. Да повстречал у  на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».
уровень
"Путешествие Пушишки".
Зайчишка Пушишка рос непослушным ребенком. Как-то раз, когда мама собирала яблоки в , а папа ловил на  рыбу, решил он их перехитрить и отправиться путешествовать. Пробежав немного по , он кубарем скатился в, перебежал через . Через него проходило, по которому зайчишка добрался до . Этот лес вскоре перешел в. К этому времени зайчишка порядком устал и стал думать, где бы ему отдохнуть. Как раз в это время он увидел , которое уже в некоторых местах зарастало и превращалось в . Пушишка заспешил к нему. Но он не заметил пеньков, которые остались от . Пушишка споткнулся и поранил лапку. Он упал и горько заплакал. Придя в себя и немного погревшись на солнышке, зайчонок пустился на поиски чистой воды, так как очень хотел пить. Пройдя  мимо , он наткнулся на. А в это время мама и папа, не докричавшись непослушного сына и обыскав весь дом, побежали в  к ребятам за помощью. Целая армия шестиклассников бросилась на поиски непослушного малыша. 3 часа искали дети по всем окрестностям, заглянули даже в  , и только к 6-ти вечера они нашли испугавшегося темноты зайчонка в .
Как наш путешественник обрадовался им! Он уже не рад был, что удрал из дома. Мама с папой от всего сердца благодарили ребят. А зайчишка с этого дня рос умным и послушным. Всегда помнил, что нельзя уходить из дома без разрешения старших, потому что можно заблудиться и потеряться.
3 уровень
Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили его высоту – около 20 м ирасстояние между деревьями – примерно 3м. Днем мы купались в. Северный берег водоема был  . После обеда мы пошли по проселочной до к . Путь наш лежал через деревянный мост, длина которого 30м, ширина 6м, грузоподъемность 10 т. Наконец, мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к
Задание 2
1 уровень
Г. Ладонщиков Родная земля
, , и - Родная, зелёнаяНаша земля. Земля, где я сделалСвой первый шажок,Где вышел когда-тоК развилке .И понял, что этоРаздолье — Частица великойОтчизны моей.
2 уровень
З. Александрова Родина
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый , в  , Толстый  у ворот,
У реки берёзка-скромница И ромашковый ... А другим, наверно, вспомнится Свой родной .
В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней  Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна!
Задание 3
Прочитайте рассказ, записанный с помощью условных знаков.
1 уровень (из сказки, которую знают)
Путь Аленушки и Иванушки домой « Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные , за высокие . Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным. Помогла ей и  дикая, и  быстрая. В темном нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по , мимо зеленого, мимо , по крутому . Напились они холодной водицы из  и скорей домой к отцу, к матери».
- 45 – 50% - оценка «3»
-51- 75% - оценка «4»
- более 75% - оценка «5»
2 уровень (текст не знают)
От  путь к нашему лагерю шел через , который переходил в. Чтобы сократить путь, мы шли по , мимо , по , мимо . Через 15 минут мы подошли к , один берег которой. Её мы перешли по . От него по мы подошли кнашего лагеря.
- 45 – 50% - оценка «3»
-51- 75% - оценка «4»
- более 75% - оценка «5»
3 уровень
Составьте рассказ и запишите его с помощью условных знаков
- 45 – 50% - оценка «3»
-51- 75% - оценка «4»
- более 75% - оценка «5»
Ответы
1 уровень (из сказки, которую знают)
Путь Аленушки и Иванушки домой « Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные леса, за высокие холмы. Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным. Помогла ей и яблонька дикая, и реченька быстрая. В темном лесу нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по дороге, мимо лугазеленого, мимо мельницы, по крутому оврагу. Напились они холодной водицы из родника и скорей домой к отцу, к матери».
2 уровень (текст не знают)
От завода путь к нашему лагерю шел через смешанный лес, который переходил в кустарник. Чтобы сократить путь, мы шли по просеке, мимооврага, по лугу, мимо болота. Через 15 минут мы подошли к реке, один берег которой обрывистый. Её мы перешли по деревянному мосту. От него погрунтовой дороге мы подошли к саду нашего лагеря

Список литературы
Для учителя
Т.Н. Воробцова Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю. Грюнберга, Н.П Неклюковой «География. 6 класс» Волгоград «Учитель – АСТ» 2002
Т.П. Громова Методическое пособие к учебнику «География. Начальный курс» 6 – М.: Дрофа, 2013.
И.И. Нагорная Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П Неклюковой «География. 6 класс» Волгоград «Учитель» 2008
Программа основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин Москва «Дрофа» 2012 г. Адрес в интернете www.drofa.ru.
А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
http:/ /school-collection.edu.ru