Рабочая программа курса Юный оратор


Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный оратор»
направление: общеинтеллектуальное
1 – 3 класс
Составитель: Бочкарева О.Г.,
Учитель начальных классов
I к.к.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для обучающихся 1-2 класса. Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребёнка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.
Изучение лингвистических интересов обучающихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Программа курса как раз рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке.
Занятия ориентируют ребёнка на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия с уроками русского языка и литературного чтения, обогатить знания детей о слове. Кроме того, этот подход готовит обучающихся к лучшему восприятию раздела «Лексика», изучаемого в среднем звене.
Практические занятия во всех классах имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи обучающихся.
Общее направление программы внеурочной деятельности – работа над содержательной стороной слова, позволяет также затронуть некоторые темы, выходящие за пределы школьной программы (история письменности, книгопечатания, обучение русскому языку).
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей. Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело. Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Важнейшими нормативными документами служат:
Закон «Об образовании Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012г;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
Устав МКОУ АГО «------------ СОШ».
Направление деятельности: общеинтеллектуальное.
Программа рассчитана на 2 года обучения по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.
Задачи программы:
-обогащение словаря;
-развитие устной и письменной речи;
-совершенствование работы над содержательной стороной слова;
-активизация познавательных интересов;
-раскрытие творческих способностей;
-развитие образного и логического мышления;
-воспитание доброжелательности, толерантности.
Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как сочинения, конкурсы, КВН, поиск информации в источниках по русскому языку, викторины, различные игры и др.
Рекомендуется проводить внеурочное занятие с 2-4 динамическими моментами (ДМ), когда обучающиеся не сидят за партами, а перемещаются по классу, играют, инсценируют и т. д.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
-учебно-познавательный интерес к предмету;
-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
-развитие морально-этического сознания;
-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение учитывать установленные правила в планировании;
-умение решать проблемы творческого характера;
-умение адекватно воспринимать оценку;
-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение добывать новые знания;
-умение перерабатывать информацию;
-умение строить суждения в простой форме;
-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
-интерес к познанию природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-умение договариваться;
-умение работать в паре, группе, коллективе;
-умение адекватно использовать речевые средства;
-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Структура курса
1 год
№ Наименование раздела (тем) Количество часов теоретических практических УУД
1 В мире безмолвия и неведомых звуков. 1 1 Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 В страну слов. Первые встречи. 1 1 3 К тайнам волшебных слов. 2 0,5 1,5 4 Выбор друзей в Стране Слов 1 1 5 К несметным сокровищам Станы Слов. 1 1 6 Чудесные превращения слов. 1 0,5 0,5 7 В гости к Алфавиту. 2 0,5 1,5 8 К тайнам звуков и букв. 1 1 9 Встреча с Радугой. 1 1 10 В Страну Говорящих Скал. 1 1 Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
11 В глубь веков на Машине времени. 1 0,5 0,5 12 В Королевстве ошибок. 1 1 13 В Страну Слогов. 1 1 14 Неожиданная остановка в пути. 1 1 15 В удивительном городе Неслове. 1 1 16 Чудеса в Стране Слов. 2 1 1 17 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. 1 1 Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
18 На карнавале слов. 2 0,5 1,5 19 В Театре близнецов. 1 1 20 Конкурс знающих. 1 1 21 Новое представление. 1 1 22 Необычный урок. 1 0,5 0,5 23 Следопыты развлекают гостей. 1 1 24 В Клубе весёлых человечков. 1 1 25 К словам – родственникам. Почему их так назвали? 2 1 1 26 Экскурсия в прошлое. 1 1 27 Полёт в будущее. 2 0,5 1,5 28 Итоговое занятие. 1 1 итого: 34 8,5 25,5
Календарно - тематическое планирование
1 год
№ планируемая дата проведения Тема Количество часов Примерное содержание занятий
1 1 нед сентября В мире безмолвия и неведомых звуков. 1 Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
2 2 нед сентября В страну слов. Первые встречи. 1 Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
3 3 -4 нед сентября К тайнам волшебных слов. 2 Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
4 1 нед октября Выбор друзей в Стране Слов 1 Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
5 2 нед октября К несметным сокровищам Станы Слов. 1 Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
6 3 нед октября Чудесные превращения слов. 1 Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
7 4 -5 нед октября В гости к Алфавиту. 2 Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
8 2 нед ноября К тайнам звуков и букв. 1 Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
9 3 нед ноября Встреча с Радугой. 1 Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
10 4 нед ноября В Страну Говорящих Скал. 1 Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
11 1 нед декабря В глубь веков на Машине времени. 1 Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
12 2 нед декабря В Королевстве ошибок. 1 Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
13 3 нед декабря В Страну Слогов. 1 Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
14 4 нед декабря Неожиданная остановка в пути. 1 Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
15 3 нед января В удивительном городе Неслове. 1 Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
16 4 -5 нед января Чудеса в Стране Слов. 2 Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
17 1 нед февраля К словам разнообразным, одинаковым, но разным. 1 Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
18 2 -3 нед февраля На карнавале слов. 2 Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
19 3 нед февраля В Театре близнецов. 1 Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок
20 4 нед февраля Конкурс знающих. 1 Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
21 1 нед марта Новое представление. 1 Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
22 2 нед марта Необычный урок. 1 Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
23 3 нед марта Следопыты развлекают гостей. 1 «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
24 1 нед апреля В Клубе весёлых человечков. 1 Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы
25 2-3 нед апреля К словам – родственникам. Почему их так назвали? 2 Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
26 4 нед апреля Экскурсия в прошлое. 1 Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
27 1-2 нед мая Полёт в будущее. 2 Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
28 3 нед мая Итоговое занятие. 1 Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Итого 34 часа

Структура курса
второй год
№ Наименование раздела (тем) Количество часов теоретических практических УУД
1 Как обходились без письма? 1 0,5 0,5 Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 Древние письмена. 1 0,5 0,5 3 Как возникла наша письменность? 1 0,5 1,5 4-5
Меня зовут Фонема. 2 0,5 0,5 6-8 Для всех ли фонем есть буквы 3 1 2 9 «Ошибкоопасные» места 1 0,5 0,5 10 Тайны фонемы 1 0,5 1,5 11-12 Опасные согласные 2 1 2 13 На сцене гласные 1 0,5 0,5 14 «Фонемы повелевают буквами» 1 0,5 0,5 15 Ваши старые знакомые 1 0,5 0,5 16-17 Правила о непроизносимых согласных 2 1 1 Личностные результаты
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; чувствовать красоту и выразительность речи, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД:определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД: пользоваться словарями, справочниками; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
18-19 Волшебное средство – «самоинструкция»
2 1 1 20 Память и грамотность 1 0,5 0,5 21 Строительная работа морфем 1 0,5 0,5 22-23 Где же хранятся слова? 2 1 1 24-25 Поговорим о всех приставках сразу 2 1 1 26-27 Слова – «родственники» 2 1 1 28-30 Кто командует корнями? 3 1 2 31-32 «Не лезьте за словом в карман!» 2 1 33 «Пересаженные» корни 1 0,5 0,5 34 Итоговое занятие 1 1 итого: 34 14 20
Календарно - тематическое планирование
Второй год
№ планируемая дата проведения Тема Количество часов Примерное содержание занятий
1 1нед сентября Как обходились без письма? 1 Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
2 2 нед сентября Древние письмена. 1 Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
3 3 нед сентября Как возникла наша письменность? 1 Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
4 4нед сентября
1 нед октября Меня зовут Фонема. 2 Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
5 2-4 нед октября Для всех ли фонем есть буквы 3 Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
6 2 нед ноября «Ошибкоопасные» места 1 «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
7 3 нед ноября Тайны фонемы 1 Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
8 4 нед ноября
1 нед декабря Опасные согласные 2 Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
9 2 нед декабря На сцене гласные 1 Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
10 3 нед декабря «Фонемы повелевают буквами» 1 Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
11 4 нед декабря Ваши старые знакомые 1 Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
12 3-4 нед января Правила о непроизносимых согласных 2 Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
13 1-2 нед февраля Волшебное средство – «самоинструкция» 2 Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
14 3 нед февраля Память и грамотность 1 Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
15 1 нед февраля
Строительная работа морфем 1 «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
16 2-3нед февраля Где же хранятся слова? 2 Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
17 4нед февраля
1 нед марта Поговорим о всех приставках сразу 2 Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
18 2-3 нед марта Слова – «родственники» 2 Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
19 1-3 нед апреля Кто командует корнями? 3 Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
20 4 нед апреля
1 нед мая «Не лезьте за словом в карман!» 2 Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
21 2 нед мая
«Пересаженные» корни 1 Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
22 3 нед мая Итоговое занятие 1 Олимпиада.
Информационно – методическое обеспечение
Печатные пособия:
Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А. «Русское слово», М.: «Просвещение», 1978г.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», М.: «Просвещение», 1991г.
Даль В.И. «Пословицы русского народа», М.: «Просвещение»,1990г.
Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников», М., «Просвещение»,1985г.
Маршак С.Я. «Сказки, песни, загадки», М., «Детгиз», 1962г.
Светловская Н.Н. «Путь первоклассника к книгам», М., «Педагогика», 1974г.
Сергеев В.Н. «Новые значения старых слов», М., «Просвещение», 1987г.
Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., «Просвещение», 1988г.
Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», М., «Просвещение», 1971г.
Цифровые ресурсы:
набор ЦОР по русскому языку.
подборка видеофрагментов;
онлайн лингвистические словари;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет.
Оборудование:
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор.
Результативность курса
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
опыт самоорганизации.