Методическая разработка Развитие силы на уроках физкультуры


Содержание
Введение
1. Средства и методы развития силовых способностей
2. Особенности организации силовых тренировок подростков
3. Распределение разделов образовательной программы в старшем звене
4. Средства и методы, применяемые на уроках физической культуры по четвертям
5. Внеклассная работа по развитию силы у юношей
6. Диагностика результативности
Литература
3
4
5
6
7
14
16
17
Введение
При подготовке к каждому уроку физкультуры необходимо помнить, что одной из главных задач является забота о формировании здорового и жизнерадостного подрастающего поколения. Все большее число детей отдают предпочтение телевизору, компьютеру, интернету, всевозможным компьютерным играм.
Урок физкультуры, спортивные секции в школе, спортивные школьные мероприятия способствуют развитию двигательных качеств детей, вовлечению их в здоровый образ жизни, побуждают к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Хорошая физическая подготовка является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомления и делает работу школьников продуктивной. Учителю необходимо не только обучать учащихся двигательным действиям, т. е. формировать умения и навыки, но и целенаправленно, систематически совершенствовать двигательные качества.
На своих уроках при занятии с юношами 9 – 11-х классов большое внимание уделяем развитию силы. Юноши должны быть активными и физически крепкими.
1. Средства и методы развития силовых способностей
Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
1. Упражнения с внешним сопротивлением.
2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.
3. Изометрические упражнения.
Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке. Они подразделяются на:
1. Гимнастические силовые упражнения: подъем переворотом и силой, подтягивание различным хватом на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на брусьях, поднимание ног к перекладине, лазанье по канату, шесту и многое другое;
2. Легкоатлетические прыжковые упражнения: однократные и «короткие» прыжковые упражнения, включающие до пяти повторных отталкиваний, «длинные» прыжковые упражнения с многократными отталкиваниями на отрезках 30 – 50 метров, прыжки через барьеры. прыжки в глубину с возвышения с последующим отталкиванием;
3. Упражнения в преодолении препятствий (забора, стены, разрушенной лестницы, рва и д. р. на специальных тренировочных полосах).
Гимнастические силовые упражнения являются отличным средством для укрепления и развития мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса и спины. Однократные и «короткие» прыжковые упражнения обеспечивают преимущественное развитие стартовой и «взрывной» силы, а также реактивной способности мышц.
«Длинные» прыжковые упражнения способствуют совершенствованию стартовой силы мышц, а при большом объеме и умеренной интенсивности – совершенствованию специфической скоростной выносливости проявлению взрывных усилий.
Упражнения в преодолении препятствий являются и самостоятельным разделом физической подготовки, и, в то же время, могут быть использованы как дополнительные средства для развития силы, силовой выносливости и ловкости занимающихся.
По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – менее 1/3 всех мышц.
2. Особенности организации силовых тренировок подростков
Правильно организованные занятия по развитию силы благотворно влияют на здоровье и физическое развитие подростков. Разговоры о вреде силовых упражнений для них совершенно необоснованны – вред может быть нанесен лишь чрезмерными неправильно спланированными нагрузками. Необходимо учитывать возрастные и половые особенности организма людей, занимающихся силовыми упражнениями для укрепления здоровья и профессионально-прикладной подготовки. Даже если подростки внешне походят на взрослых вполне сложившихся людей, это совершенно не означает, что они способны выполнять такие же силовые нагрузки как и взрослые люди. Однако именно в этот период их жизни может быть заложена надежная функциональная база для обеспечения дальнейшей успешной учебы, профессиональной деятельности, военной службы.
В период 12 – 16 лет происходит интенсивное развитие организма подростков. Это проявляется в быстром росте тела и укреплении опорно-двигательного аппарата, наращивании мышечной массы, изменениях в нервной, эндокринной системах, половом созревании. В этот период возможности сердечно-сосудистой системы не всегда «поспевают» за интенсивным развитием других систем организма и чрезмерные нагрузки могут привести к преждевременной остановке роста и развития.
Главным стимулятором роста мышц и увеличения силы является тестостерон – мужской половой гормон. В подростковом возрасте во время полового созревания секреция гормонов значительно усиливается. Поэтому уже в возрасте 13 – 15 лет у подростков появляются благоприятные условия для развития силы. Этот период продолжается примерно до 30 лет и более. Ограничение касается больших отягощений, которые могут привести к нарушениям в развитии позвоночника и появлению паховых грыж. Противопоказаны упражнения с сильным натуживанием.
Развитие силы желательно проводить или без отягощения, или с отягощением в 50 – 60 % от максимальной силы подростков и под обязательным контролем врача.
Цель силовой тренировки в этом возрастном периоде – формирование мощного мышечного корсета, защищающего и поддерживающего туловище и внутренние органы, создание базы для дальнейших силовых нагрузок.
Силовые упражнения ни в коем случае не должны быть ориентированы на развитие максимальной или скоростной силы. Углубленным занятиям силовыми упражнениями должна предшествовать общефизическая подготовка.
3. Распределение разделов образовательной программы в нашей школе (10 – 11 кл.)
I четверть.
Легкая атлетика – 12 ч.;
ОФП – 2 ч.;
Баскетбол – 2 ч.
II четверть.
Баскетбол – 16 ч.
III четверть.
Волейбол – 14 ч.;
Гимнастика – 8 ч.
IV четверть.
Гимнастика – 4 ч.
Легкая атлетика – 10 ч.
4. Средства и методы, применяемые на уроках физической культуры по четвертям
Выполнение легкоатлетических видов связано с силовыми качествами как способностью оказывать и преодолевать сопротивление посредством мышечных усилий. Они проявляются в смешанных, динамических режимах с быстрым переходом от уступающих к преодолевающим действиям. Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной активности учащихся. На уроках легкой атлетики в основном применяются методы регионального и локального воздействия на мышечные группы. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств выполняются с собственным весом после хорошей разминки в подготовительной и основной частях урока. На уроках применяю следующие упражнения:
1. Прыжки на правой/левой (20 м.);
2. Многоскоки (с ноги на ногу, через шаг – 20 м.);
3. Ускорение до 30 м.;
4. Прыжки через баллоны (баллоны – 20 шт., закопаны вдоль беговой дорожки на одном из виражей на высоте 50 см.);
5. Выпрыгивание вверх (исходное положение: правая на баллоне. Выпрыгнуть вверх, приземлиться за баллоном. Ноги чередуются);6. Прыжки через баллоны, толкаясь с места двумя ногами (баллоны закопаны в виде горки: 20 см. – 60 см. – 80 см. – 1 м. – 80 см. – 60 см. – 40 см. – 20 см. Упражнение выполняется следующим образом: 60 см. – 20 раз; 80 см. – 15 раз; 1 м. – 10 раз);7. Полоса препятствий: а) ходьба на руках в упоре по параллельным брусьям 20 м.;
б) лазание по двум шестам одновременно на двух руках без помощи ног;
в) ходьба на руках в висе по рукоходу 20 м.
Таблица № 1. Примерное распределение тренировочных занятий по развитию скоростно-силовых способностей на уроках атлетики в 10 – 11 кл.
Средства Номера уроков
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1* 1×20 2×20 2×20 3×20 2 1×20 2×20 2×20 3×20 3 1×20 2×20 2×20 3×20 4×30 4×30 4 1×20 5 2×20 2×20 2×20 2×20 2×20 6 1 сер. 1 сер. 1 сер. 2 сер. 1 сер. 7 1 круг 1 круг 1 круг 2 круга 2 круга 2 круга
*1, 2, 3 и т.д. соответствуют названию упражнений.
Упражнения выполняются по точным методам.
Ниже приведен конспект одного из вариантов урока по легкой атлетике в 11 классе (юноши).
Тема урока: «Прыжки в длину с разбега, бег с ускорениями и развитие скоростно-силовых качеств».
Задачи:
1. Продолжать учить подбирать разбег.
2. Продолжать учить ускоряться не напрягаясь.
3. Развивать скоростно-силовые качества.
4. Развивать силу рук и плечевого пояса.
Место проведения: спортплощадка.
Оборудование: полоса препятствий из баллонов, горка из баллонов, параллельные брусья, трапеция, рукоход, прыжковая яма, беговая дорожка.
№ Содержание урока Время Примечания
I Подготовительная часть 12 мин. 1 Построение, объяснение темы урока 1 мин. Класс строится на спортплощадке в одну шеренгу
2 Бег в медленном темпе 5 мин. Класс бежит по беговой дорожке 1 км.
3 Упражнения на восстановление дыхания 12 раз Упражнение выполняется в движении по кругу на баскетбольной площадке
4 Ходьба глубокими выпадами 20 раз Во время выпада руки положить на колено и сделать 2 пружинистых покачивания
5 Наклоны вперед 30 раз Упражнение выполняется в парах. Ученики встают лицом друг к другу, кладут руки на плечи
6 Махи ногами:
а) в стороны;
б) вперед. 20 раз
20 раз Левая рука кладется на левое плечо партнера, правой ногой делают махи в стороны. Т. ж. самое другой ногой после смены рук. Во время махов вперед мах делается ближней ногой к партнеру, во время маха на опорной ноге подняться на носок.
7 Приседания в парах 15 раз И. п. Спиной друг к другу, держась под руки
II Основная часть 25 мин 8 Выпрыгивание с баллона 2 серии Класс переходит к полосе препятствий из 25 баллонов. И. п. Правая нога на баллоне. Выпрыгнуть вверх, приземлиться за баллоном. Упражнение выполняется со сменой ног
9 Прыжки через баллоны 3 серии Учащиеся переходят к горке (баллоны закопаны на разную высоту – 40 см., 60 см., 80 см., 1м.)1 серия – 20 прыжков 60 см., 2 серия – 15 прыжков 80 см., 3 серия – 10 прыжков 1 м. Отдых между сериями 2 минуты.
10 Бег с ускорением по виражу 4 раза по 30 метров Выполняется на беговой дорожке. По прямой – бег в медленном темпе, вираж – ускорение 50 – 70% от максимального. Бежать на носках не напрягаясь11 Прыжки в длину 8 – 10 прыжков Учащиеся разбиваются на пары. Первые три прыжка корректируют друг другу попадание на место отталкивания. Разбег – 15 – 20 шагов
III Заключительная часть 6 минут 12 Полоса препятствий 1 круг Ходьба на параллельных брусьях на руках в упоре 15 метров. Подняться на руках без помощи рук по двум шестам, пройти по рукоходу на руках в висе 15 метров
13 Бег в медленном темпе 400 метров 2 круга Бег по беговой дорожке (200 м.)
В конце I и всю II четверть проводим уроки по баскетболу.
Для развития скоростно-силовых качеств к упражнениям с собственным весом прибавляются упражнения с набивными мячами весом от 1 до 3 кг.
Упражнения, применяемые на уроках спортивных игр:
1. Удочка – от 3 до 5 минут;
2. Передача набивного мяча в парах;
3. Броски набивного мяча в корзину с 2 – 3 метров с разных точек;
4. Игра в баскетбол с набивным мячом.
Таблица № 2. Примерное распределение тренировочных занятий по развитию скоростно-силовых способностей на уроках спортивных игр в 10 – 11 кл.
Средства Номера уроков
1 2 3 4 5 6 7 8
1* 3 мин. 3 мин. 4 мин. 4 мин. 5 мин. 5 мин. 2 3 мин. 3 мин. 5 мин. 5 мин. 3 2 мин. 3 мин. 3 мин.
4 5 мин. 5 мин. 5 мин.
*1,2,3,4 – соответствуют названию упражнений.
На последующих уроках большее внимание уделяется технике владения мячом и командным действиям.
На уроках гимнастики типичными для развития силы являются упражнения общего и регионального воздействия на мышечные группы. Упражнения выполняются, как фронтальным, так и поточным методом. Используются следующие упражнения:
1. Падение из положения стоя в упор лежа на гимнастический мат с последующим отжиманием 2 раза (20 раз);
2. Упражнения на м/б пресса:
а) исходное положение – лежа на спине, руки за голову, сесть – лечь, не отрывая ног от пола 20 раз;
б) поднимание ног на наклонной доске (30 °);
3. Упражнения на брусьях:
а) ходьба в упоре на руках;
б) прыжки в упоре на руках;
в) отжимание в упоре 5 – 10 раз;
г) поднимание ног с разведением над жердями в упоре 10 раз;
4. Упражнения на перекладине:
а) поднимание ног в висе;
б) подъем переворотом;
в) выход силой на одну руку;
5. Лазание по двум канатам без помощи ног;
6. Жонглирование гирей 8 кг.
Таблица №3. Примерное распределение тренировочных занятий по развитию силы на уроках гимнастики в 10 – 11 кл.
Средства Номера уроков
1 2 3 4 5 6 7 8
1 20 раз 20 раз 20 раз 2 а – 20 раз а – 20 раз б – 20 раз 3 1 серия 1 серия 2 серии 4 1 подход 2 подхода
5 2 раза 2 раза 2 раза 6 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 4 мин.
5. Внеклассная работа по развитию силы у юношей
Для развития физических качеств двух уроков в неделю конечно же недостаточно. В дополнение к уроку большое внимание уделяется спортивно-массовым мероприятиям на базе школы, самостоятельным занятиям учащихся. Для этого в школе создана неплохая материальная база:
комплексы разновысоких перекладин как на улице, так и в здании школы;
гимнастический городок на спортплощадке;
гири на 8, 16, 24 кг.;штанга;
столы для армреслинга (один профессиональный для борьбы из положения стоя и три из положения сидя);
ходули (10 пар) и многое другое.
В нашей школе действует клуб «Сильные руки», в программе которого все мальчики 2 – 11 классов сдают подтягивание на перекладине в конце каждого месяца. Результаты учитываются по трем возрастным группам: 2 – 4 кл.; 5 – 7 кл.; 8 – 11 кл. Соревнования эти лично-командные.
Каждый месяц по итогам соревнований победившему классу вручается кубок, а лучший ученик награждается грамотой. Ученик, установивший рекорд школы (на данный момент рекорд школы 35 раз), награждается ценным подарком. В конце года на последнем звонке награждается ученик, показавший лучший результат за год.
Традиционными в рамках спортивно-массовой работы школы являются соревнования: по армреслингу, поднятию гирь, подтягиванию на перекладине в течение 5 минут, «Добры молодцы», где ребята демонстрируют свои силовые качества.
Уроки и спортивно-массовые традиционные мероприятия создают благоприятную психологическую обстановку для приобщения ребят к здоровому образу жизни.
6. Диагностика результативности
Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся применяем тестирования в начале и в конце учебного года. Тестирования проводятся с помощью региональных тестов.
Таблица №4. Итоги тестирования учащихся за 3 года.
№ ФИ Гр.
зд. 2009 - 2010 2010 - 2011 2011 - 2012
Прыжок
с
места 6 '
бег Подтяг. Прыжок
с
места 6 '
бег Подтяг. Прыжок
с
места 6 '
бег Подтяг.
1 Виноградов В. осн. 205 1300 9 240 1600 15 240 1600 18
2 Захаров Н. осн. 185 1000 8 190 1450 9 200 1500 10
3 Колесник К. осн. 210 1440 10 210 1600 20 240 1800 20
4 Кручин А. осн. 243 1600 11 220 1600 20 245 1800 24
5 Кузнецов А. подг. - - 0 - - 4 195 1320 14
6 Пичужкин А. осн. 200 1500 7 205 1500 17 220 1750 20
7 Самарин В. осн. 210 1380 11 185 1600 15 210 1780 15
8 Суханов А. осн. 180 1440 14 185 1450 20 200 1300 22
9 Семенычев А. осн. 200 1100 7 205 1200 12 220 1500 13
Кузнецов А. в 9 и 10 классах по состоянию здоровья нормативы не сдавал, но все уроки посещал. На каждом уроке выполнял посильную работу. Все эти годы мною с ним проводилась индивидуальная работа. В 11 классе он впервые выполнил тест на выносливость. Но наибольшего результата он достиг в подтягивании на перекладине.
Если результаты тестирования перевести в оценки согласно образовательной программе, то результаты следующие:
Оценка 2009 - 2010 2010 - 2011 2011 - 2012
Прыжок с места 6'
бег Подтяг. Прыжок с места 6'
бег Подтяг. Прыжок с места 6'
бег Подтяг.
отл. 1 4 4 2 6 8 5 7 8
хор. 5 2 2 3 2 1 3 2 1
удв. 2 2 2 3 1 - 1 - -
Литература:
1. Чичикин В. Т. Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении: (монография)/ В. Т. Чичикин, П. В. Игнатьев, Е. Е. Конюхов. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 344 с.
2. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л. Б. Кофмана - М., 1998.
3. Решетников Н. В., Кислицин Ю. Л. Физическая культура: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2002. – 152 с.
4. Попов В. Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002. – 208 с.
5. Методика физического воспитания учащихся 10 -11 классов: Пособие для учителя/ Под ред. В. И. Ляха. М.: Физкультура и спорт, 1997.
6. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Физкультура и спорт, 1998.