Технология интегрированного обучения как основа построения современного учебного занятия


Методические рекомендации учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 х.ЧернышевЛобановой Галины Николаевны Технология интегрированного обучениякак основа построения современного учебного занятия Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направлением этим случайностям. (В.Ф. Одоевский)Снижение интереса учащихся к отдельным учебным предметамВызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников, «разночтение», многозначность в терминологии, разобщённость в этапах формирования обобщённых способов деятельностиСуществующая система авторитарного воспитания и обучения ↔ потребность в творческом развитии личностиПотребность учителя в новых технологиях ↔ те разработки, которые давала педагогическая наукаПотребность во введении новых учебных предметов (особенно предметов эстетического цикла) ↔ ограниченные рамки учебного плана и времени обучения детей. Современное общество стимулирует развитие в человеке эгоистических потребностей (социальных, биологических). А эти качества мало способствуют развитию духовной личности. Расхождение (поляризация) научного и духовного знания ↔ объективность их интеграцииВ традиционном педагогическом представлении интеграции это диалектическое единство интеграции и дифференциации отсутствуетПринципиальный недостаток существующего представления об интеграции - оно совершенно методологически не проработано, Почему межпредметная интеграция - важное условие реализации познавательных потребностей школьников, развития личностных качеств учащихся в целом и такого качества, как познавательная активность в частности? Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых личностью в сфере присвоения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности 1.Преодолеть/сгладить некоторые противоречия процесса обучения2.Повысить и развить интерес учащихся к предметам интеграции3.Создать в процессе обучения оптимальные условия для формирования и развития гуманитарного научного мышления учащихся и способов их поведения в соответствии с ценностными установками→ видеть значение рассматриваемых проблем→ развитие в комплексе элементов гуманитарного научного, критического стиля мышления → возможность в комплексе использовать элементы познания ЭЛЕМЕНТЫ (в комплексе): а) понимание проблемы, точное определение её и отграничение от других проблем; б) изучение всех ситуаций, связанных с данной проблемой; в) планирование поиска решения проблемы, выбор наиболее вероятной гипотезы; г) планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы, проведение контрольного эксперимента; д) выводы и их обоснование, выбор оптимального способа решения; е) распространение выводов на новые ситуации, в которых действуют те же (выявленные в изучении данной проблемы) факторы. Интеграция→усиление межпредметных связейснижение перегрузок учащихся расширение сферы получаемой информации учащимисяподкрепление мотивации обучения, повышение творческой активности школьниковсредство интенсификации урокаМетодическая основа: формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наукналичие однотипных частей или элементоввозможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметовразвитие учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - соединение по принципу семиотической противоположенности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция) нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов"Интеграция - это процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации знаний, проявляющийся через единство с противоположенным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации... Процессы интеграции проявляются лишь в единстве со своей противоположенностью - процессами дифференциации. …Следствием такого рода противоречивого процесса одновременного дифференцирования и интегрирования и является возникновение новых междисциплинарных комплексных наук" Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных»Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.В интегрированной связи находятся предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего вариативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении.«Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики школы. Ведущие принципы интегративной организации образования: Принцип единства интеграции и дифференциации (Я. Коменский, В.Н. Зверева) Антропоцентрический характер интеграции (Джон Дьюи) Культуросообразность интеграции образования (Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, В.С. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская) Интегрированный урок — это …Признаки интегрированного урока: …Принципы интегрированного обучения (синтезированность знаний, углублённость изучения, актуальность проблемы или практическая значимость проблемы, альтернативность решения, доказательность решения)Результаты интегрированного обучения и его значение …Перспективы развития интегрированного обучения …Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования