Лекция. Общие обязанности водителя и ответственность за нарушение правил дорожного движения


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»

Лекция к разделу
Основы безопасности дорожного движения
Дорожные условия для безопасного движения автомобиля

Салехард, 2015
Легковые автомобили в нашей стране эксплуатируются в различных климатических и дорожных условиях. Это и усовершенствованные дороги больших городов, автомагистрали, дороги с твердым покрытием и без него, а зачастую и полное бездорожье. Много дорог проложено в горных районах страны.
В климатическом отношении – это холодный климат северных районов с длительным периодом эксплуатации в условиях снегопадов и гололеда, а также в условиях жаркого климата южных районов и районов Средней Азии. Такое разнообразие дорожных и климатических условий требует от водителей легковых автомобилей многогранного мастерства и постоянного его совершенствования. Особенно это относится к водителям, которые эксплуатируют автомобили в резко меняющихся условиях, когда требуется оперативно оценить изменившуюся обстановку и принять необходимые меры для обеспечения безопасности движения.
От дорожных условий, характеризующихся технической категорией дороги, зависит режим эксплуатации автомобиля.
Дорога (рис. 1) может иметь несколько проезжих частей, разграниченных разделительными полосами или находящихся на разных уровнях. Верхний слой дороги называют покрытием. Он создает на дороге ровную поверхность и обеспечивает сцепление шин с дорогой.

Рис. 1. Элементы дороги: 1 – проезжая часть, 2 – дорожное полотно, 3 – полоса створа, 4 – обочина, 5 – кювет, 6 – обрез, 7 – бровка, 8 – ось дороги
Различают несколько типов покрытий, и самыми лучшими, но в то же время и самыми дорогими, являются капитальные усовершенствованные цементобетонные или асфальтобетонные. Усовершенствованным капитальным покрытием являются также мостовые из каменных брусков правильной формы (брусчатки или мозаики) или искусственного каменного материала (специального кирпича – клинкера). Усовершенствованные облегченные покрытия изготовляют из щебня или гравия, обработанного вяжущими материалами.
Другой вид покрытий – переходное. К нему относятся щебеночные и гравийные шоссе, покрытия, изготовленные из шлаков, и мостовые из булыжного или колотого камня. В некоторых случаях переходные покрытия выполняют из грунтов, обработанных жидкими вяжущими материалами: органическими нефтяными битумами, каменноугольными дегтями или цементом и известью.
Грунтовые покрытия устраивают из грунтов, улучшенных добавками других грунтов (например, в глинистые грунты добавляют песок, а в песчаные – глинистые, суглинистые или торфяные грунты).
Для укрепления проезжей части дороги, а также для кратковременной остановки автомобилей и движения пешеходов рядом с проезжей частью делают обочины 4. Чтобы выделить и укрепить возвышающиеся над проезжей частью отдельные элементы дороги – разделительные полосы, тротуары, островки безопасности, остановки автобусов и др., устраивают бордюры.
Придорожные канавы – кюветы 5 – служат для отвода воды от дорожного полотна (проезжей части и обочины).
Любая продольная полоса проезжей части шириной, достаточной для движения автомобилей и других нерельсовых транспортных средств (кроме мотоциклов) в один ряд, называется полосой движения. Она определяется габаритной шириной автомобиля или другого транспортного средства и дополнительными полосами с обеих сторон, называемыми зазорами безопасности (равными интервалами между бортами машин). Полоса движения в некоторых случаях может быть обозначена продольной разметкой 8.
Чем выше расчетная скорость движения – предельная скорость, которую может развивать одиночный легковой автомобиль на построенной дороге, – тем больше должны быть ширина зазоров безопасности и общая ширина полосы движения.
В нашей стране все автомобильные дороги делятся на пять категорий. Дороги I и II категорий с капитальными типами покрытий полнее отвечают условиям автомобильного движения. К их числу относят, например, новые автомагистрали с несколькими полосами движения в каждом направлении и двухполосные, имеющие по одной полосе движения в одну сторону. Широкие полосы движения (3,75 м), ограниченные максимальные уклоны (3...4 %), увеличенные радиусы поворота и уширенные обочины обеспечивают на этих дорогах безопасность движения и достаточную пропускную способность.
Дороги III категории, рассчитанные на менее интенсивное движение, имеют облегченное усовершенствованное покрытие. Ширина каждой полосы движения такой дороги может быть уменьшена до 3,5 м, радиусы кривых в плане до 400 м, максимальные уклоны ДО 5 %.
К IV категории относятся дороги с твердым покрытием, но не всегда усовершенствованным (булыжник, гравий). Ширина полосы движения на них не более 3 м, минимальные радиусы поворотов 250 м, максимально продольные уклоны 6 %.
К V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту). Иногда их поверхность обрабатывают специальными добавками, связующими грунт, и несколько повышающими стойкость верхнего слоя.
В осеннюю и весеннюю распутицу, а также в период снежных заносов они обычно становятся непроезжими, но в начале зимы, с наступлением первых морозов и до сильных снегопадов, а также летом в сухое время грунтовые дороги обладают хорошими качествами для эксплуатации.
Для дорог I категории, проходящих по равнинной местности, расчетная скорость с учетом обеспечения безопасности движения составляет 150 км/ч, а для дорог II категории – 120 км/ч. Действительная максимальная скорость с учетом интенсивности движения и геометрии трассы, которая может быть практически реализована, составляет примерно 85 % от расчетной.
На отдельных участках некоторых магистралей с наиболее благоприятными условиями для скоростного движения по решению местных органов власти разрешается движение с более высокой скоростью, чем установлено Правилами дорожного движения для всех дорог (90 км/ч).
Для дорог III категории, проходящих по равнинной местности, расчетная скорость 100 км/ч, а для пролегающих по пересеченной местности – 80 км/ч. Для дорог IV категории эти цифры соответственно равны 80 и 60 км/ч. Таким образом, для многих дорог III и IV категорий наибольшая допустимая скорость для легковых автомобилей будет меньше верхнего предела скорости, установленного Правилами дорожного движения. На таких дорогах обычно устанавливаются дорожные знаки, ограничивающие скорость движения.
Плавность хода и минимальные затраты мощности на сопротивление качению автомобиля, особенно при движении с высокими скоростями, достигаются на идеально ровной и гладкой дороге. Сила удара колес о неровности дороги возрастает пропорционально квадрату скорости. Поэтому, например, при движении со скоростью 50 км/ч отдельные неровности высотой до 10 мм практически не сказываются на плавности хода автомобиля, при скорости же 90 км/ч они вызывают ощутимое подбрасывание колес. Конечно, покрытие дороги не может быть идеальным, оно всегда имеет неровности. Но с точки зрения водителей эти неровности должны быть такими, чтобы толчки от них полностью поглощались благодаря деформации шин.
С другой стороны, идеально гладкое покрытие – серьезный недостаток дороги, так как при этом резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Поэтому покрытие автомобильных дорог должно иметь шероховатость с выступами и углублениями в 3...5 мм. С такой шероховатостью покрытия дорога зрительно воспринимается как совершенно ровная, и ее можно считать в наибольшей степени отвечающей требованиям безопасности и достаточно высокой комфортабельности движения.
Дорожное покрытие приобретает иногда излишнюю гладкость вследствие износа. В результате длительной эксплуатации шероховатости срезаются трением шин о поверхность дороги, и коэффициент сцепления шин с дорогой на таком покрытии резко уменьшается. Для восстановления прежнего качества покрытие посыпают мелкораздробленным каменным материалом – клинцем, поливают гудроном и слегка укатывают дорожными катками.
Следует учитывать, что сразу же после такого восстановительного ремонта покрытие доставляет немало неприятностей: плохо укатанный клинец вырывается из-под колес и часто наносит удары по лобовым стеклам и фарам обгоняемых и встречных автомобилей. Поэтому, на подобных участках необходимо уменьшать скорость, выдерживать большую безопасную дистанцию и воздерживаться от обгона. После же достаточной укатки клинца такая поверхность покрытия обеспечивает наилучшее сцепление колес с дорогой.
Снижение коэффициента сцепления ведет к опасному скольжению на дорогах с новым покрытием из-за выделения масляной пленки из асфальта.
Участки с изношенным и отремонтированным покрытием меняются довольно часто, и водитель должен постоянно наблюдать за изменением дороги. Отличить их издали нетрудно по цвету: более темные отремонтированные участки летом хорошо выделяются на общем фоне, а старые гладкие участки выглядят более светлыми и дают при ярком солнечном освещении резкие отблески.
Одними из наиболее опасных мест на автомобильных дорогах являются пересечения, примыкания к ним других дорог, съезды. Опасность возникновения происшествий на них происходит из-за различных причин. Скорости движения автомобилей, съезжающих с основной дороги или въезжающих на нее, меньшие по сравнению со скоростью автомобилей, движущихся по основной дороге. С примыкающих дорог на основную заносится много грязи, что увеличивает скользкость на месте примыкания. Обзорность пересечения с места водителя, двигающегося по основной дороге, особенно если пересечение расположено под большим углом к основной дороге, снижена. Все это требует от водителей при подъезде к пересечению осторожности и готовности к принятию мер предосторожности.
Когда водитель, движущийся по основной дороге, хочет съехать с нее в сторону, чтобы безопасно пройти поворот, он должен снизить скорость. Поэтому в районе пересечения ухудшаются условия движения, снижается пропускная способность и могут возникнуть аварийные ситуации.
Такая же картина создается при подъезде к автобусным остановкам, заправочным станциям, пунктам технического обслуживания и другим учреждениям, расположенным вдоль дороги.
Для повышения безопасности, обеспечения удобства и увеличения пропускной способности в таких местах устраивают так называемые переходно-скоростные полосы. Эти полосы устраиваются дополнительно к основным, на которых практически автомобили движутся почти с одинаковой и, как правило, высокой скоростью.
Водители, которым нужно съезжать с полосы основной дороги и замедлить движение или при въезде с боковой дороги ускорить движение и влиться в основной поток, на этих полосах осуществляют торможение или разгон. Поэтому автомобили в основном потоке движутся, не изменяя скорости, отчего безопасность движения увеличивается.
В городах и населенных пунктах транспорт движется по улицам – по части территории, расположенной между застроенными или парковыми участками (рис. 2). Трамвайный путь является границей, обозначающей край проезжей части, предназначенный для движения нерельсовых транспортных средств в данном направлении. Границы перекрестка определяются воображаемыми линиями, соединяющими внешние границы тротуаров или обочин.

Рис. 2. Элементы улицы:
1 – ширина улицы, 2 – ширина проезжей части при наличии посадочной площадки для пассажиров трамвая, 3 – ширина тротуара, 4 – полотно трамвайных путей, расположенное посередине проезжей части, 5 – ширина проезжей части улицы, на которой проложены трамвайные пути, но нет посадочной площадки, 6 – ширина проезжей части на улице без трамвайных путей, 7 – ширина проезжей части с каждой стороны бульвара или разделительной полосы, 8 – полотно трамвайных путей, смещенное к одной стороне проезжей части, 9 – ширина проезжей части на улице, где полотно трамвайных путей смещено, 10 – осевая линия
В городах встречаются большие участки, свободные от застройки, к которым с различных сторон примыкают улицы. Такие участки называют площадями. От перекрестков они отличаются только большими размерами территории.