Отчет D Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?
Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?
На первом этапе «лицом-к-лицу» мной был составлен план развития школы. Приоритетным направлением, как мне казалось, будет повышение качества знаний учащихся через формативное оценивание. Мои предположения основывались на том, что учащиеся нашей школы показывают низкие результаты на ЕНТ. Проведя сбор данных и проанализировав его, выявилось, что в среднем и старшем звене наблюдается снижение качества знаний по предметам политехнического цикла. Это говорит о том, что у учащихся проблемы с вычислительными навыками. Известно, что вычисления способствуют активизации памяти учащихся, концентрации внимания, стремлению к рациональной организации деятельности, а также у учащихся развивается целеустремлённость, настойчивость, аккуратность, самостоятельность, оказывающие существенное влияние на развитие учащегося. Учитывая мнения учащихся о существующей системе оценивания, мы вышли на тему нашего ПРШ «Совершенствование вычислительных навыков учащихся через формативное оценивание». Ожидаемым результатом будет систематическое использование учителями нашей школы различных стратегий формативного оценивания, внедрение в свою педагогическую практику взаимооценивания и самооценивания, что в результате приведет к повышению качества знаний. Проведённые анкетирования, беседы, интервью, опросы показали, что мои коллеги обладают достаточным потенциалом для реализации выявленной проблемы. В школе есть много педагогов готовых к изменениям, обладающих высоким потенциалом, и конечно их знания, богатый опыт, широкий диапозон педагогических стратегий и убеждений, помогут нам в последовательном улучшении школьной практики. Наряду с этим, были определены риски, трудности которые могут в какой-то степени повлиять на ожидаемый результат. К таким угрозам можно отнести, то, что учителя затрудняются критически оценивать свою практику, не уделяют должного внимания рефлексии своей деятельности, не все учителя готовы сотрудничать с педагогами других школ, что является определенным препятствием на пути изменения школьной практики.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо было выбрать подходы, наполнить их интересным, богатым содержанием. Мы с инициативной группой решили использовать такие методы, приемы и стратегии, которые позволять учителю стать активным участником преобразований и помогут в реализации намеченной цели исследования. Планируя коучинги, мастер-классы, менторские сессии, мы с коллегами отбирали формы, стратегии, инструменты, которые способствовали созданию на каждом этапе занятий коллаборативной среды для того, чтобы помочь учителям усвоить новые знания о роли формативного оценивания в совершенствовании школьной практики. К сожалению нужно сказать, что часть педагогического коллектива осталась все-таки в стороне, они не проявили никакой активности, не были заинтересованны в происходящих мероприятиях. В процессе выяснения причин, выявилось следующее, учителя решили, что изменения носят локальный характер,поэтому многие коллеги и не проявляли интереса к коучингам. -38104192905Работа учителей на коучингеРабота учителей на коучинге24765233235500После заседания инициативной группы, где все уверенно говорили о необходимости внесения изменений в практику обучения, мы пришли к мнению, что учителей нужно знакомить с новыми подходами, и решили начать обучение с коучинга на тему «Формативное оценивание на уроках, как способ повышения активности учащихся». Первый коучинг я проводила сама, но при подготовке коучинга советовалась с учителем 2-го уровня. Целью данного занятия было оказание содействия учителям в определении различных способов оценивания, подведение учителей к пониманию каким образом можно улучшить процесс оценивания, донести до участников, что в соответствии с идеями Программы оценивание для обучения является неотъемлемой частью преподавания. С проблемой объективного оценивания практически ежедневно приходится нам сталкиваться, бывают случаи, когда родители и ученики высказывают недовольство, доказывают свою правоту и аргументируют несоответствие выставленной оценки со знаниями детей. И проведенное мною на начальном этапе анкетирование показало, что мои коллеги действительно имеют затруднения в оценивании. Мы решили, что занятие будет направлено на расширение знакомства с понятием формативного оценивания и оценивания по критериям, а также на систематизацию знаний учителей по использованию полученных сведений для повышения мотивации учащихся. Важно было с самого начала, создать благоприятную доброжелательную атмосферу, атмосферу сотрудничества, что могло бы способствовать коллективному поиску знаний. Использование различных видов деятельности помогло в процессе занятия поддерживать творческую работоспособность участников и привело к созданию каждой группой конкретного продукта – постера, в котором прослеживается осмысление изученного материала, в работах отразились мысли о важности оценивания по критериям. При проведении коучинга я не уложилась во времени, занятие было заявлено на 50 минут, 2794067881500но чтобы узнать мнение коллег, получить обратную связь мне пришлось задержать их на 10 минут. Каждый присутствующий на занятии высказал свое мнение о том, как можно применить полученные знания и умения на практике. Результаты обратной связи, написанные моими коллегами, подтвердили, что учителя признали необходимость использования формативного оценивания на уроках, узнали новые для себя стратегии и будут применять их на своих уроках. При проведении коучинга возникла трудность, на -609602740025Защита постера участниками коучингаЗащита постера участниками коучингакоучинге присутствовали учителя и с русского отделения, и с казахского. При просмотре презентации у одного из учителей возникли проблемы с переводом. Выручила меня коллега, которая владеет двумя языками. Но в целом на результативности работы это не отразилось.
После проведенного коучинга мы с коллегами из инициативной группы посетили уроки учителей. Мы поставили цель посмотреть, как учителя используют на уроках элементы формативного оценивания. Посетив уроки, проанализировав их, мы с коллегами пришли к мнению, что в основном учителя начали работу в нужном направлении, но не всегда используют эффективно стратегии на каждом этапе урока. На заседании инициативной группы мы наметили дальнейшую работу по устранению выявленных недостатков. В плане ПРШ у нас был заявлен мастер-класс на тему «Формативное оценивание на разных этапах урока», что вполне соответствовало потребностям наших коллег.
Мастер-класс проводила учитель 2-го уровня. Это учитель химии и биологии в казахском отделении, который владеет достаточными знаниями по изучаемой теме и может доступно объяснить этот вопрос другим учителям. Этот учитель обладает коммуникативными навыками, имеет большой стаж работы, а также является активным участником семинаров, круглых столов по обмену опытом. Цель данного занятия: наглядная демонстрация приемов, эффективного использования различных техник формативного оценивания; систематическое и целенаправленное использование данных техник учителем для получения качественного результата обучения.
В ходе Мастер-класса педагоги смогли увидеть и оценить:
как целенаправленно применять различные способы в процессе оценивания
важность применения на уроках самооценивания и взаимооценивания
творчески интерпретировать имеющуюся информацию
развивать смелость и уверенность в себе.
Мастер-класс учитель начала с показа видео и фотоматериала своих уроков. На каждом уроке она реализует задачи: обучать учащихся работать совместно с другими в группах, развивать смелость и уверенность в своих силах, учиться стратегиям по самостоятельному освоению знаний. Для реализации этих задач учитель умело использует различные инструменты и стратегии, взаимооценивание и самооценивание учащихся. Ученики на уроках демонстрируют умение усваивать новый материал на основе эффективного применения различных стратегий. -38103847465Защита проекта учителем
Защита проекта учителем
-3810164020500Затем учитель предложила всем присутствующим, предварительно разделив нас на группы, выполнить задание «Построить мост». Перед выполнением она ознакомила нас с критериями оценивания и озвучила условия, которых мы должны были придерживаться. По окончании работы мы выполнили взаимооценивание работ. В результате работы участники пришли к выводу, не всегда наша оценка совпадает с оценкой окружающих людей и для того, чтобы не возникало лишних вопросов необходимо разрабатывать критерии оценивания. В завершении мастер-класса коуч обосновала эффективность выбора приёмов, стратегий, убедительно доказала их влияние на результат обучения, пригласила всех посетить свои уроки. Учителя высказали мнение о пользе мастер-класса, отметили для себя, что возможно использовать на своих уроках и с радостью согласились прийти на уроки, поблагодарив коуча.
К сожалению, повышенный интерес к мастер-классу проявили учителя, прошедшие уровневые курсы и те, кто старается внедрять новшества в свою педагогическую деятельность. Приглашённые же 2 учителя (при посещении уроков которых были выявлены проблемы с использованием формативного оценивания) особого интереса не проявили. В процессе работы они отвлекались на посторонние разговоры, не делали никаких записей для себя. После мастер-класса мы решили провести профессиональную беседу с целью выяснения причины такого отношения к происходящему. Каждый высказал свое мнение, но оно выявило общую для них проблему: новые подходы при проведении урока кажутся им чем-то нереальным, они для себя отметили, что так работать пока не готовы, на подготовку уходит очень много времени и многое кажется просто непонятным. В ходе беседы мы пришли к совместному решению этой проблемы. Необходима совместная подготовка уроков, основанных на семи модулях, с применением формативного оценивания. С помощью учителей прошедших уровневые курсы были разработаны уроки, продуманы используемые стратегии и определены ожидаемые результаты и критерии успеха.
Следующий коучинг являлся логическим продолжением предыдущей работы и раскрывал тему «Формативное оценивание на уроках математики как фактор развития знаний и вычислительных навыков учащихся». Коучинг проводила учитель 3 уровня, она знакома с новыми подходами в обучении, на её уроках прослеживается применение семи модулей. Моя поддержка коучеру заключалась в совместной разработке плана и выборе стратегий. Целью данного занятия являлись ответы на вопросы: 1)как применение формативного оценивания способствует повышению мотивации учащихся к обучению и влияет на развитие вычислительных навыков учащихся? 2) каким образом поддержка или похвала может повлиять на результат деятельности учащегося? 3) какую роль играет обратная связь и для чего она нужна? Цели, поставленные на коучинге отвечают требованиям времени, так как невысокие результаты международных исследований, таких как PISA показывают, что поставленная перед казахстанской школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов, проверяющих математическую грамотность.
914403205480Рефлексия по проведенномукоучингу0Рефлексия по проведенномукоучингу-3175147193000Поставленные на коучинге цели и задачи я думаю, были достигнуты, так как участники, проработав теоретический материал, сумели ответить на все вопросы, составили фрагменты планов для конкретного этапа урока и затем на следующей неделе продемонстрировали их на уроках. На коучинг-занятии видно было, что учителя работали с удовольствием, были заинтересованы новыми инструментами, связанными с формативным оцениванием, бурно обменивались мнениями, как можно использовать предложенные стратегии на своих уроках. Созданию доброжелательной, рабочей атмосферы способствовала проведённая разминка, творческое деление на группы, проведенная рефлексия. В ходе рефлексии учителя в «круге откровения» оценили проведенную работу, свою деятельность. Участники пришли к выводу, что предложенные стратегии, инструменты высокоэффективны, предложенные задания вызывают неподдельный интерес и стремление их выполнить. Единодушно пришли к мнению, что формативное оценивание влияет не только на развитие вычислительных навыков, но приводит к повышению качества знаний на любом предмете при творческом подходе.
В ходе практики мною была запланирована работа по оказанию методической помощи своим коллегам. Менторинг способствует преобразованию педагогической деятельности учителей. В его основе лежат доверительные, профессиональные взаимоотношения коллег. Был запланирован менторинг с коллегой, не прошедшей курсы. Она изъявила желание обучаться. Было запланировано 5 встреч, но менторинг проводился по мере необходимости и было проведено 7 встреч.
Учитель химии и биологии, обратилась ко мне с просьбой помочь ей в выборе приёмов, методов эффективных на этапе рефлексии, так как в этом вопросе она затруднялась. С начала практики мы начали совместную работу. Я посетила её урок, дала рекомендации, пригласила менти на предстоящие коучинги.
В ходе беседы мы с менти обсудили сильные и слабые стороны урока, учитель сделала самоанализ урока, дала объективную оценку каждому этапу урока, своей работе и работе учеников. Коллега увидела достоинства проведенного урока и указала на нереализованные возможности. В планирование урока менти стал вводить обратную связь, рефлексию, что говорит о понимании эффективности использования формативного оценивания. В дальнейшем мы продолжим работу, сосредоточимся на совершенствовании профессиональных навыков, обратим внимание на чёткое структурирование урока.
-381060515500По просьбе учителя математики была организована еще одна менторинг-сессия. Это достаточно опытный учитель, который владеет различными приемами и методами работы, она в курсе всех нововведений в образовательном процессе, но у неё возникла проблема с составлением среднесрочного планирования. Также она попросила посоветовать, как лучше организовать работу по самооцениванию учащихся.
-2324100260350Профессиональная беседа с менти по составлению среднесрочного планирования
Профессиональная беседа с менти по составлению среднесрочного планирования
Работу мы начали с составления среднесрочного планирования, я рассказала, в чем состоит цель среднесрочного планирования, затем мы вместе разработали его по одному из блоков программы. Этого оказалось достаточно и учитель в данном направлении продолжила работу самостоятельно. Следующим шагом у нас стала совместное планирование урока с использованием формативного оценивания. Так как мой менти обладает богатым багажом знаний по предмету, использует на своих уроках различные стратегии критического мышления, то при планировании особых трудностей у нас не возникло. После проведенного урока и его обсуждения мы пришли к выводу, увлёкшись различными стратегиями на этапе вызова и осмысления, учитель не успела провести рефлексию. Это говорит о том, что не всегда «больше значит лучше».
-69852047240 Lesson Study
Lesson Study
Во время практики вместе с учителем прошедшим уровневые -381020891500курсы и моим менти мы провели урок LS. Урок географии в 8 классе проводила учитель 3 уровня. Наблюдая за тремя детьми, имеющими различный уровень знаний мы пришли к выводу, что формативное оценивание позволяет каждому ученику повысить уровень своих знаний, а самооценивание и взаимооценивание помогает ученикам в самовыражении и самореализации. Одного проведенного урока конечно недостаточно, чтобы в полной мере оценить изменения. Поэтому мы с коллегами решили продолжить работу в этом направлении.
Исследование в действии во время практики это только начало, но первые результаты говорят об успешности изменений. Проведенные коучинги, мастер-класс соответствуют теме ПРШ. Все запланированные мероприятия были проведены. В процессе проведения мероприятий, учителя узнали, как учитывать индивидуальные особенности учащихся, как и для чего необходимо преобразовать свою практику, чтобы повысить мотивацию учащихся и отработали навыки применения стратегий формативного оценивания. Учились вовлекать учащихся в активную деятельность, отрабатывая это умение на основе обратной связи, рефлексии. В ходе планирования я поняла, что необходимо правильно ставить цели и соотносить их с ожидаемым результатом. Анализируя, трудности, возникшие при проведении коучингов, я поняла, что нужно учитывать контингент участников, соблюдать регламент. Вместе с инициативной группой, проанализировав полученные результаты, сопоставив их с критериями успешности мы наметили дальнейшие пути развития. Это работа школьного сетевого сообщества, с выходом на сотрудничество с другими сообществами района, области. Мы планируем дальнейшую работу по проведению коучингов, мастер-классов, тренингов, направленных на углубление знаний по теме исследования. Продолжим работу с менти. Ориентируясь на предполагаемый результат, мы проводили исследование таким образом, чтобы было возможным его достижение.