Конспект внеклассного мероприятия Хлеб — всему голова (2 класс)
Сценарий праздника «Хлеб – всему голова».
Цели: углублять знания учащихся о значении хлеба в жизни человека, показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас, расширять имеющиеся у детей знания о приметам, связанных с хлебом, воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его; формировать собственную нравственную позицию по вопросу.
Оборудование: стол, стулья, самовар, 2 чашки, 2 блюдца, кулёк с хлебом, 12 картинок с выращиванием хлеба, 12 магнитов, 2 магнитные доски, х/б изделия, 20 карточек с продолжением пословиц, магнитофон, корзинка, булочки.
Ход праздника.
Дети под музыку входят в зал. Рассаживаются на стульях друг против друга.
Воспитатель: Ребята, сегодняшний праздник мы начнём с загадки. Отгадав её, мы узнаем тему нашего разговора.
1. Воспитатель: Разгадайте загадку:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна в муку и тесто...
Вырос он под синим небом
И пришел на стол он...
Дети: Хлебом.
Воспитатель: Что мы называем хлебом? О каком хлебе идет речь в загадке? (Ответы детей)
Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. (6 слайдов)
Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ну а все же, как приходит этот хлеб к нам на стол? Об этом-то как раз начинается рассказ...
Инсценировка «Как Рома узнал о хлебе».
Квартира. Стол, накрытый к чаю. Рома сидит перед телевизором. Стук в дверь. Бабушка открыла дверь. Это пришел сосед Иван Филиппович. В руках у него кулек. Он подошел к стопу, выложил из кулька на стол несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба.
Иван Филиппович. Это из вашего окна выбросили?
Бабушка. Набедокурил не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Филипповичем.
Иван Филиппович. Извиняться передо мной не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.
Рома. Как это?
Иван Филиппович. А вот так. Садись да послушай. Чтобы этот хлеб тебе на стол положить, сначала надо было...
Рома. Купить его в булочной!
Фонограмма
Бабушка. Э, нет! До булочной еще очень далеко. Вот послушай... Это случилось давным-давно много тысяч лет назад. Ранним утром обитатели стойбища готовились заняться каждый своим обычным делом. Мужчины собирались на охоту, женщины и ребятишки за своей добычей в зеленые заросли.
Мужчины отправлялись охотиться на зверей. У детей и женщин своя охота. Поймают кузнечика, ящерку, улитку в плетенку их. Орех, гриб, луковица, ягода все сгодится. И под землей есть для них пища съедобные корешки, клубеньки.
Особенно радостно было нашим собратьям, когда удавалось найти колоски с зернышками. Малы зернышки нечастая это находка, зато какие сытные. Раздробил камнем, смочил водой готовы колобок или вкусная кашица. Особенно старалась девочка по имени Ди с голубым перышком в волосах. Она оказалась везучей собрала зерен целый кузовок.
Перед самым заходом солнца женщины-собирательницы, кликнув разбредшихся по полю ребятишек, отправились домой.
Тут-то и приключилось все. По пути к той лесной полянке, где собирательницы корешков договорились встретиться, вдруг что-то совсем рядом зашуршало. Ди невольно обернулась и увидела ядовитую змею!
Ди закричала от ужаса, бросилась бежать и с перепугу выронила из рук полный доверху кузовок.
Беда и радость ходят рядом. Столько было зернышек ничего не осталось!
И охотники вернулись без добычи злые, голодные. Заклинания не помогли. Одна надежда на успех женщин и детей. Ох, и досталось же бедной Ди! И так все голодные, а эта растяпа все добро растеряла!
Прошел год. За это время Ди и думать забыла о рассыпанных зернышках и о том, как ее за это наказали. И вот однажды она вновь очутилась на том злополучном месте. Впрочем, место ей теперь показалось вовсе не злополучным, а, наоборот, счастливым. Там, где Ди рассыпала кузовок зерна, ей теперь удалось собрать их чуть ли не в сто раз больше. Каждое потерянное ею зернышко проросло в земле, обернулось стебельками, в колосьях которых налилось много-много золотистых зернышек. Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Иван Филиппович. Никто на свете не знает, была ли на самом деле такая девочка по имени Ди. Но точно известно: благодаря похожим случаям люди узнали, что рассыпанные и, казалось бы, навсегда пропавшие хлебные зернышки вовсе не пропадают. Из них вырастают колосья.
Но почему бы зернышки тогда не сеять, то есть не рассыпать нарочно? С той поры все и началось. Люди догадались также и о том, что зернышки любят землю вскопанную, мягкую, удобренную, влажную. А чтоб сделать ее такой, нужны специальные земляные инструменты, орудия, техника. (3 слайда)
Но это совсем другая история.
Воспитатель: А я совсем недавно читала книгу о хлебе, и знаете, что узнала? Оказывается, учёные-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что первым хлебным растением надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей использовали для приготовления хлеба ещё в очень древние времена. Археологи при раскопке трипольских поселений на территории современной Кировоградской области нашли высушенные и растёртые в муку жёлуди, из которых здесь пекли хлеб более 5 тысяч лет назад.
Каждый раз, когда собирали урожай, люди устраивали праздник с песнями и танцами во славу собранного хлеба.
Танец «Русский хоровод».
Воспитатель: Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо четыре силы – солнце, дождь, земля и великий честный труд.
Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Как хлеб на стол пришёл?»
Игра «Как хлеб на стол пришёл?»
Учащиеся по очереди подходят к магнитной доске, на которой в беспорядке расположены картинки выращивания хлеба. Среди этих картинок дети отыскивают первую правильную карточку, затем вторую и т.д. до конца. На каждой картинке написан текст. Собрав все картинки, у вас должен получиться последовательный и законченный рассказ «Как хлеб на стол пришёл».
(9) Задерживают на земле снег.
(5) Удобряют и рыхлят (пашут) землю.
(10) Снова рыхлят (пашут) землю.
(0) Сеют зерно.
(7) Ухаживают за посевом (боронуют землю).
(4) Защищают посев от вредителей (опрыскивают их химическими
веществами).
(8) Убирают урожай.
(2) Зерно везут на хранение.
(6) Из зерна получают муку.
(3) Из
· муки выпекают хлеб.
(1) Хлеб отвозят в булочную.
(11) Хлеб на стол пришёл!
Воспитатель: А сейчас мы узнаем профессии людей, которые участвуют в выращивании хлеба.
Ученик читает стихотворение:
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт: (6 слайдов)
Колхозник,
рабочий,
нефтяник,
строитель,
шахтёр,
машинист,
металлург и
Все (хором): Народ!
Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем, как к нам приходит на стол хлеб. А какие виды хлебобулочных изделий бывают на нашем столе, мы узнаем из игры.
Игра «Назови хлебобулочное изделие».
В вазочке лежат кусочек хлеба, батона, булочка, печенье, пряник, сушка, сухарик и т. д. Ученик с закрытыми глазами должен назвать, что это?
Воспитатель: Молодцы! Ребята, на Руси очень давно появилась традиция дарить хлеб. (2 слайда) А знаете ли вы, что это означает? (Ответы детей).
Правильно, дарить хлеб значило желать благополучия и богатства. Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особым почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом.
А ещё с древних времён люди сочиняли пословицы и поговорки о хлебе. Поэтому, сейчас мы поиграем в игру «Собери пословицу».
Игра «Собери пословицу».
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу». Я буду называть начало пословицы или поговорки, а тот ученик, у которого концовка этой пословицы, написанная на карточке, - встаёт. Игра закончится тогда, когда все дети встанут.
Горька работа, да (хлеб сладок).
Хочешь есть калачи, (не сиди на печи).
Не ленись с плужком - (будешь с пирожком).
На чужой каравай (рта не разевай).
Догулялись мужики: (нет ни хлеба, ни муки).
Пот на спине - (так и хлеб на столе).
Не надо хвалиться,(коли не знаешь, как хлеб родится).
Доплясались, что (без хлеба остались).
Каравай хлеба не (свалится с неба).
Без соли не вкусно, (а без хлеба не сытно).
Калач приестся, (а хлеб никогда).
Без соли, без хлеба - (половина обеда).
Без хлеба куска (везде тоска).
За краюшкой погонишься - (каравай потеряешь).
Не будет хлеба - (не будет обеда).
Хлеб – это рука друга, (протянутая в час испытаний).
Хлеб - (всему голова).
Хлеб-соль кушай, (а добрых людей слушай).
Хлеб – батюшка, (водица – матушка).
Хлеб да вода - (молодецкая еда).
8. Воспитатель: Молодцы! Теперь присядем. Ребята, мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нём ежеминутно, значит, в жизни всё обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет. (4 слайда – ВОВ) А во время Великой Отечественной войны хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрёшь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас. (оставить на экране предыдущий слайд)
Иван Филиппович: Я, конечно, извиняюсь, что перебиваю вас, но дело в том, что в это время начинается по радио концерт по заявкам радиослушателей. Я отправил свою заявку. Разрешите мне послушать в вашем присутствии передачу!
Бабушка: Конечно, конечно! Нам тоже будет интересно, правда?
Рома: Да, бабушка. И я не прочь послушать, что заказал Иван Филиппович
Иван Филиппович включил, принесённый с собой транзистор.
Голос по радио: По заявке ветерана Великой Отечественной войны Иванова Ивана Филипповича мы передаём стихотворение Ольги Берггольц «Казалось, что конец Земли »
Стих-е «Казалось, что конец Земли » (под фонограмму)
Казалось, что конец Земли,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё, он рядом где-то –
На Ленинград! на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под тёмным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду,
Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Минута молчания
Воспитатель: Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому, у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. (3 слайда) Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Хлеб нужно беречь!
Песня о хлебе «Золотые колоски».
Ученик читает стихотворение: (слайд с хлебом)
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло.
Столько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Ученик раздаёт детям булочки из своей корзины.
12. Гимн во славу хлеба. (хор учащихся)
Итог праздника.
Воспитатель: На этом наш праздник подошёл к концу. Спасибо всем за внимание.
Учащиеся кланяются и под музыку уходят из зала.
Можно закончить таким стихотворением:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
15