Урок: Волейбол. Обучение нападающему удару. 
«Волейбол. Обучение нападающему удару».
Описание техники
В нападающем ударе выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение. В разбеге делают от одного до трех шагов. Первый шаг относительно небольшой, и скорость движения в нем невелика. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Шаг по длине наибольший. Его выполняют скачком и определяют как напрыгивающий. При этом одну ногу, обычно правую, выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопу разогнуть, носок на себя. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге отталкиваются от опоры и через небольшой промежуток времени подставляют ее к правой. При одношажном разбеге делают только третий, напрыгивающий шаг и одновременно обе руки отводят назад. Прыжок выполняют, чтобы выйти к месту встречи с мячом при ударе поверх сетки. Отталкивание начинают руки движение по дуге сзади- вперед-вверх, затем ноги разгибают во всех суставах. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылают вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх. Когда ноги игрока отрываются от опоры, тело приобретает движение вверх и несколько вперед – это фаза полета. В момент отрыва ног от опоры следует верхнюю часть туловища отводить назад, что способствует уменьшению длины траектории полета. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включается в работу правая – бьющая – рука. Одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой вверх-назад. При этом важно соблюдать последовательность движения: плечо – локоть – предплечье – кисть. Предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьирует в широких пределах в зависимости от индивидуальных способностей игроков. Однако локоть всегда должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают положение «лука» – прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, отводя голень назад. Левая рука принимает активное участие в замахе: ее отводят в сторону; таким образом, растягивается большая грудная мышца. Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, одновременно выводят вперед и поднимают правое плечо. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локтевом суставе, вытягивают верх и несколько вперед, затем опускают по дуге вперед-вниз к левому колену. Одновременно плечо выводят вперед, что помогает задать более точное направление полета. Кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии сзади-сверху движением «хлест», и одновременно с ведением руки вперед ее сгибают, направляя мяч вниз. Скорость движения руки наращивается плавно. К моменту удара она должна быть наибольшей. В четвертой фазе игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям. 
Классификация 
Нападающие удары можно классифицировать следующим образом: 
а) по направлению удара: – по ходу разбега; – с переводом; 
б) по высоте передач: – с высокой передачи; – со средней передачи; – с низкой передачи; 
в) по месту отталкивания: – с передней линии; – со второй линии; 
г) обманные. 
Рекомендации 
Перед изучением нападающего удара в прыжке с разбега игроки с плохо развитой координацией движений должны предварительно освоить верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар. Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по нему в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит из-за неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате мяч оказывается сзади него, далеко впереди или в стороне. Такие недостатки затрудняют освоение данного приема и надолго затягивают формирование соответствующего двигательного навыка. Поэтому при обучении не надо торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку к нападающему удару: лучше сначала как следует закрепить навык точного выхода на мяч. После освоения нападающего удара полезно периодически возвращаться к верхней передаче через сетку, чтобы проконтролировать скорость и точность выхода. Обучение прямому нападающему удару лучше начать с просмотра мультимедийного пособия, сопровождаемого комментариями учителя по технике выполнения: 
1. Разбег обычно выполняется с двух-трех шагов.
 2. Для разбега с трех шагов движения начинают с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а с двух шагов – с разноименной. 
3. В начале разбега корпус наклонен вперед, руки опущены вниз. 
4. Первый шаг должен быть коротким: он обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору. 
5. При разбеге в три шага нужно сначала сделать два шага, выполнить напрыгивание на обе ноги, правую ногу поставить на пятку перекатом, затем приставить к ней левую. 
6. Во время прыжка в начале напрыгивания следует отвести руки назад-в стороны, а при отталкивании согласованно с ним выполнить мах вперед-вверх, описывая дуги. 
7. Замах начинается с отведения плеча, корпус отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха. 
8. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча. 
9. Левая рука в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
 10. Удар начинается с движения плеча вперед. 
11. Руку при ударе выпрямляют в локтевом суставе.
 12. Удар по мячу наносят в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой отведен в сторону. 
13. После удара корпус сгибается вперед, подчиняясь направлению удара. 
14. Бьющая рука показывает направление вылета мяча или опускается вниз. 
Методика обучения 
Обучение технике выполнения нападающего удара начинается с правильной постановки ног. Сначала нужно определить, какая нога у ученика толчковая. Обычно это та нога, которой ему удобно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. В основном выбор той или иной ноги – дело привычки. Как правило, игроки, у которых более ловкая рука – правая, чаще отталкиваются левой ногой. Для выработки умения определять время начала разбега и его направление необходима постоянная тренировка. Надо стараться определять время и место выхода на мяч в тот момент, когда он только оторвался от рук пасующего. Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте – это не ошибка. Главное – не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. В напрыгивании перед прыжком вперед посылают правую ногу, если нападающий удар будет выполняться правой рукой. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: вначале правая – на внешний свод стопы, а левая – на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок быстро отталкивается ногами. Энергичный замах рукой и отведение плеча способствуют повороту туловища вправо. В напрыгивании надо соблюдать разумную меру в определении высоты прыжка, помня, что это лишь средство для выполнения удара, а не самоцель. 
Обучение разбегу:
1. Прыжок на месте со взмахом рук. 
2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук. 
3. Разбег с одного-двух шагов, имитация верхней передачи в прыжке. 
4. Разбег с одного-двух шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера.
 5. Разбег с одного-двух шагов, верхняя передача мяча в прыжке: – в стену или через сетку; – с низкого подбрасывания в «темп»; – с высокого подбрасывания партнера; – с низкого подбрасывания партнера. 
Обучение ударному движению: 
1. Правая рука в положении замаха, левая впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси. 
2. Взмах руками и постановка руки в замах: – на месте; – в прыжке. 
3. Из положения замаха – нападающий удар: – по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки; – по мячу в левой руке; – без мяча с опусканием руки; – в пол, в стену с руки; – в пол, в стену после подбрасывания. 
Обучение нападающему удару в целом:
1. Нападающий удар с одного-двух шагов разбега по мячу в держателе или удерживаемому партнером: – в пол; – через сетку. 
2. Имитация нападающего удара в прыжке с одного-двух шагов разбега. 
3. Нападающий удар по мячу: – с низкого набрасывания партнера в «темп»; – с высокого набрасывания партнером; – с собственного набрасывания.
 4. Нападающий удар с подачи учителя или партнера. 
Возможные ошибки… 
В разбеге:
 – недостаточная длина или низкая скорость разбега; 
– размахивание руками или их скрещивание при разбеге. 
В подготовительной фазе: 
– отсутствие вращения рук, высокое вращение рук или вращение прямых рук;
 – напрыгивание на две ноги происходит одновременно или на носки;
 – слабая остановка правой ногой или левая нога приставлена слишком поздно;
– вялое или слишком высокое напрыгивание;
 – слишком высокий прыжок или выполненный в неполную силу;
 – прыжок не сопровождается движением рук или слишком медленный мах руками;
 – рука не зафиксирована в замахе или «завалена» влево; 
– слишком низкое расположение предплечья или локтя;
 – кисть не закреплена при замахе или развернута; 
– пальцы разведены или не отведен большой палец.
 В рабочей фазе: 
– при ударе локоть не выставлен вверх или согнута рука;
 – слабая работа предплечья или кисти; 
– после удара рука отведена слишком далеко назад или влево; 
– слишком медленное движение руки при ударе; 
– удар выполнен слишком поздно или слишком резко направлен вниз; 
– удар выполнен при недостаточно высоком прыжке;
 – нападающий удар выполнен не по плану или без учета игровой обстановки. 
В завершающей фазе: 
– локоть бьющей руки опускается быстрее кисти; 
– приземление выполнено на одну ногу или очень жесткое; 
– игрок не готов к следующим действиям.
 …и работа над их устранением 
1. Прыжок в длину с места с последующим ускорением к сетке – 5 повторений. 
2. Передачи набивных мячей в тройках: два игрока по очереди из положения лежа на спине передают мяч третьему, который принимает мяч в движении и возвращает обратно. Партнеры меняются ролями через 10 передач. 
3. В зоне 6 игрок в прыжке выполняет бросок через сетку и следом в зоне 1 – напрыгивание в упор присев на гимнастического козла. Страховка обязательна. Выполнить 5 повторений. 
4. Учащиеся делятся на пары, встают друг напротив друга и повторяют технику всех элементов прыжка: от отведения рук назад до завершающего напрыгивания и приземления– 3–5 мин. 
5. Выполнить напрыгивание перед партнером, удерживающим мяч на вытянутой вверх руке. 
6. Упражнение в парах. Удары прямой рукой по мячу в партнера с постоянным увеличением силы. 
7. Из зоны 4 игрок наносит по 5 ударов в зоны 5–6–1, в которых его партнер, передвигаясь от зоны к зоне, их принимает. 
8. Удары по неподвижному мячу. Игрок с другой стороны сетки ставит блок. 
9. Игрок у сетки выполняет передачу для нападения в зону 3 или 2 и сразу после этого нападающий удар по неподвижному мячу.