Волейбол — обучение нападающему удару
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 978
Южный административный округ
Район: Нагатино – Садовники
Дополнительное образование детей и школьников
Тема: «Волейбол: Методы обучения техническому приёму нападения – атакующему удару»
Автор : Афонин Сергей Григорьевич (учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 978 г. Москва)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...стр. 2
Историческая справка .стр. 3-7
Основы официальных волейбольных правил ..стр. 7-11
Техника выполнения атакующего ударастр. 11-14
Методы обучения техническому приёму нападения – атакующему удару.стр. 14-20
Заключение...стр. 20-21
Литературастр.22
I. Введение
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в достаточно широком, возрастном диапазоне. Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.
Целью системы физического воспитания является формирование физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому долголетнему труду и защите Родины. Важное место в системе физического воспитания занимает волейбол, который в нашей стране называют «игрой миллионов». Эта командная спортивная игра проникла в самые отдалённые уголки нашей Родины. Сравнительная простота оборудования мест занятий и правил ведения игры, большая зрелищность, обилие тактических комбинаций, азарт спортивной игры, коллективизм – вот что привлекает в волейболе людей различных возрастов и профессий.
Воспитание физических качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение функциональных возможностей организма, эмоциональный заряд, получаемый в процессе игры, сохранение бодрости – вот далеко не полный перечень достоинств волейбола.
Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствуют воспитанию смелости, настойчивости, решительности, самоотверженности, инициативности и дисциплинированности. Необходимость согласованных действий во время игры приучает занимающихся к коллективным действиям, стремлению к взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества. Все эти ценные качества, приобретённые в процессе занятий волейболом, успешно переносятся на другие виды деятельности: профессиональную, учебно-познавательную и т.д.
Волейбол – это многомиллионный отряд тех, кто занимается в секциях и командах общеобразовательных, средних и высших учебных заведений, производственных коллективов, отстаивает честь своих коллективов на различных соревнованиях, вплоть до международных, а также тех, кто только приступил к систематическим занятиям волейболом.
Игровой процесс в волейболе представляет уникальную возможность не только всестороннего физического, но и нравственного воспитания занимающихся, обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к труду.
Занятия волейболом способствуют не только выявлению «волейбольных» талантов ещё в школе, но также создают предпосылки для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта.
II. Историческая справка
Кажется, что волейбол был всегда. Но это очень молодая спортивная игра. В 2009 году исполнилось 114 лет с того дня, когда в 1895 г. в США штат Массачусетс город Гелиок, преподаватель физической культуры колледжа Уильям Морган предложил игру, которая получила название волейбол (англ. volley- ball – «отбивать мяч на лету»). Он хотел создать простую игру, которую можно было бы проводить без особых приготовлений и расходов на оборудование.
Портрет У.Моргана
По одной версии, американские пожарные как –то натянули веревку между двумя столбами и начали перебрасывать через неё резиновую камеру. По другой – В. Морган придумал эту игру для бизнесменов среднего возраста, которым весьма популярный баскетбол был не по силам. Теннисная сетка была подвешена на высоте 197 см. Могло играть любое количество игроков, помещающихся на площадке. В 1895 году он разработал правила новой игры, которые были обнародованы в 1897 и имели всего лишь десять параграфов:
Разметка площадки
Принадлежности для игры
Размер площадки 25х50футов (7.6х15.1 м.)
Размер сетки 2х27 футов (0.61х8.2 м.). Высота сетки 6.5 фута (198см).
Мяч – резиновая камера в кожаном или полотняном футляре. Окружность мяча 25 – 27 дюймов (63.5 – 68.5 см), вес 340 гр.
Подача. Игрок, производящий подачу, должен стоять одной ногой на линии и ударять мяч открытой ладонью. Если допущена ошибка при первой подаче, то подача повторяется.
Счёт. Каждая не принятая противником подача даёт одно очко. Очки засчитываются только при собственной подаче. Если после подачи мяч на стороне подающих и они допустят ошибку, то подающий игрок сменяется.
Если мяч во время игры (не при подаче) попадает в сетку, - это ошибка.
Если мяч попадает на линию, - это считается ошибкой.
Количество игроков не ограниченно.
В 1900 г. американская фирма «Сполдинг» изготовила первый волейбольный мяч. Были приняты первые официальные правила игры. Игра быстро привлекла к себе широкий круг любителей и с 1900по 1917 гг. распространяется в Канаде, странах Центральной и Южной Америки, в Азии и на Филиппинских островах. В 1914 – 1917 гг. в волейбол начинают играть в Европе, экспортированный туда американскими экспедиционными военными подразделениями. На родине волейбола первые официальные соревнования были проведены в 1922 г. в Бруклине.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Молодёжный спортивный праздник в Лейпциге. Волейбольный матч ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
После окончания войны число занимающихся волейболом значительно увеличилось. В волейбол стали играть школьники, мужчины и женщины всех возрастов на пляжах, курортах и в других местах.
Ширилась популярность волейбола, менялись, совершенствовались и правила игры.
1900 г. – партия считалась оконченной, когда одна из команд набирала 21 очко; высота сетки 213 см. Линия является частью площадки.
1912 г. – размер площадки 10.6х18.2 м; высота сетки 228 см, ширина сетки 91 см. После потери подачи игроки менялись
1917 г. - высота сетки 243 см; партия продолжалась до 15 очков.
1918 год – состав команды ограничен шестью игроками.
1923 год – размер площадки 9.1х18.2 м. При счёте 14:14 победителем считалась команда, первой набравшей два очка.
1924 год – показательные встречи по волейболу в Париже во время VIII Олимпийских летних игр. Тогда же Ассоциация волейбола США выступила с инициативой признать волейбол олимпийским видом спорта.
1925 г. – была введена единая метрическая система измерений. Окружность мяча 66-69 см. вес мяча 275-285 г. Размер площадки 9х18м (минимальный размер 6х12м). При проведении соревнований в помещении высота потолка должна быть не менее 4.5 м. Было установлено место подачи – квадрат размером 1х1 м, примыкающий к правой части лицевой линии. Ширина сетки 9.9 м. Дифференцирована высота сетки: для женщин – 2.3 м, для мужчин – 2.4
м, продолжительность матча 3 партии. Ввели перерыв перед третьей партией - 10 мин. При подаче прикосновение игрока принимающей команды к сетке до перелёта мяча через неё перестало считаться ошибкой. Перенос рук над сеткой до удара – ошибка, после удара – нет. Первая подача в каждой партии выполнялась подающим игроком по свистку судьи, остальные – после объявления счёта счётчиком очков, а подающим игроком – слова «внимание!»
В 1921 – 1928 гг. уточнялись правила игры, формировались технические приёмы (подачи, передачи, нападающий удар, блокирование). Возникли основы тактики игры, заключавшиеся в первую очередь в организации действий нескольких игроков и применении ими отдельных технических приёмов.
В 1929-1939 гг. шло дальнейшее развитие техники и тактики. Появился групповой блок, который чаще применялся против нападающих ударов противника. Это, в свою очередь, стало сказываться на развитие нападающих ударов. Начали применять нападающие силовые, обманные удары. Появилась необходимость страховать блокирующих. Эту роль поручали игроку 6 зоны. Появился боковой нападающий удар.
В 1937 г. была введена «линия нападения», разделившая игроков передней и задней линии. В нападении и блокировании могли участвовать игроки только передней линии. Ввели номера на майках игроков.
В 1946 г. вступили в действие первые международные правила игры.
В 1947 г. в Париже состоялся первый конгресс по волейболу. В нём участвовали представители 14 стран. Конгресс принял решение о создании Международной Федерации волейбола (ФИВБ). Её возглавил Поль Либо (Франция).
В 1948 г. в Риме ФИВБ провела первое в истории волейбола первенство Европы среди мужских команд, в котором участвовало 6 стран. Первое место завоевала команда Чехословакии.
В 1957 г. в связи с тем, что волейбол стал терять свою зрелищность из-за большого количества остановок в игре, было ограничено число замен (с 12 до 4); сокращено время, отводимое на замену и перерывы (с 1мин до 30 сек). В этом же году на 53-й сессии МОК волейбол был объявлен олимпийским видом спорта. На 58-й сессии МОК было принято решение провести XVIII Олимпийские игры в Токио, в их программу впервые был включен волейбол.
В нашей стране волейбол начал распространятся в 20-е годы прошлого столетия, также игра культивировалась во Всеобуче.
В Москве первыми к регулярным занятиям волейболом приступили слушатели Высших художественных и театральных мастерских. Организованное в 1923 г. общество «Динамо» наряду с другими видами спорта стало пропагандировать и волейбол.
Фото волейбол.
28 июля 1923 г. состоялся первый волейбольный матч между мужскими командами Высших художественных и театральных мастерских Государственной школы кинематографии, а с 1927 г. регулярно проводились первенства города Москвы по волейболу.
Важным событием в развитии волейбола в СССР явился всесоюзный чемпионат, разыгранный во время первой Всесоюзной спартакиады в августе 1928 г. в Москве. Победителями стали женская команда Москвы и мужская команда Украины.
С 1933 г. волейбол вошел в программы всех крупных спартакиад как полноправный вид спорта. Первое первенство СССР по волейболу было проведено в апреле 1933 г. в Днепропетровске.
СГПУ за игрой в волейбол
Год 1935 ознаменовался первой пробой сил наших игроков в международных состязаниях: В Ташкенте и в Москве состоялись две товарищеские встречи советских волейболистов с командой Афганистана. В 1959 г. матч трёх континентов, проходивший в Париже, собрал сильнейшие команды мира. Победив основных соперников – игроков Румынии и Чехословакии, мужская сборная команда СССР после долгого перерыва заняла первое место в международных соревнованиях.
Большой вклад в развитие отечественно волейбола внесли мужские команды ЦСКА, «Динамо», МАИ (Москва), «Автомобилист» (Ленинград), женские команды «Локомотив», «Динамо», ЦСКА, тренеры А. Якушев, Ю. Клещев, В. Платонов, Н. Карполь; спортсмены Г. Кундиренко, А. Чудина, Л. Стрельникова, Л. Булдакова, А. Рыжова, Н. Смолева, Т. Третьякова, Ю. Чесноков, Н. Фасахов, Г. Мондзолевский, Н. Буробин, А. Савин, Ю. Старунский, В. Кондра. Конечно, это не полный перечень команд, тренеров и спортсменов.
В процессе развития волейбола совершенствовались правила игры, техника и тактика, появились разновидности вида спорта (игра неполными составами, игра на ограниченной площади, игра на время, игра с ограничением в счете, два мяча через сетку, мини-волейбол, лесной волейбол, волейбол на открытой площадке в зимнее время, пляжный волейбол, волейбол на роликах, волейбол без рук – ногейбол, теннисбол). Уровень игры и правила тесно взаимосвязаны: на определенном этапе развития игры существующие правила начинают сдерживать дальнейшее совершенствование и в них вносятся изменения, открывающие новые возможности улучшения техники, тактики, зрелищности волейбола, интереса к нему различных категорий населения волейбола.
III. Основы официальных волейбольных правил
Современный волейбол – олимпийский и профессиональный – необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это – силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии. Соревнование высвобождает скрытые силы. оно показывает наивысшие возможности, дух, творчество, красоту. Правила составлены с учетом всех этих качеств.
Игровое поле.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
СХЕМА 1
Игровая площадка.(схема 2)
СХЕМА 2
Свободным игровым пространством является пространство над игровым полем, которое свободно от любых препятствий. Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем составляет 7м от игровой поверхности.
Температура.
Минимальная температура воздуха не должна быть ниже +10
·
· С.
Сетка и стойки.
Высота сетки.(таблица 1)
Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии.
ТАБЛИЦА 1
11-12 лет
13-14 лет
15-16 лет
17-18 лет
юноши
220 см
230 см
240 см
243 см
мужчины
243 см
девушки
200 см
210 см
220 см
224 см
женщины
224 см
Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки (над двумя боковыми линиями) должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать установленную высоту более чем на 2см.
Эскиз сетки (схема 3) СХЕМА 3
Структура сетки (см. схема 3)
Антенна.
Антенна представляет собой гибкий стержень, сделанный из стекловолокна или подобного ему материала (см. схема 3).
Стойки
Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются за боковыми линиями, желательно чтобы высота была регулируемой (см. схема 3).ыла регулируемой (см. сетку, устанавливаются за боковыми линиями, желательно чтобы высота ленную высоту более чем на 2см.
Мячи.(стандарты)
Окружность мяча 65-67см, вес 260 - 280г.
Команды.
Команда может состоять максимум 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.
Удары команды.
Ударом является любой контакт с мячом в игре. Команде дано право максимум на три удара (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более трёх ударов, команда совершает ошибку: «ЧЕТЫРЕ УДАРА».
IV.1. Техника выполнения атакующего удара
Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами. Освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств (прыгучести и динамической силы) и координационных способностей (пространственно-временной и мышечной координации) занимающихся.
Данный приём выполняется в безопорном положении, что является определенной проблемой при его освоении, поэтому атакующий удар целесообразно осваивать занимающимися как можно раньше. Однако лучше всего и успешнее атакующие удары осваиваются детьми 13 – 16 лет, но в настоящий момент в своей практике я начинаю обучение в начальной школе с 4 класса.
Атакующий удар осуществляется выше верхнего края сетки. Удар через сетку, выполняемый ниже её верхнего края, называется нападающим (маловероятная возможность выигрыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша). В атакующих ударах как в фокусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его притягательная сила. Но это самые сложные технические приёмы, требующие высокого профессионализма от тренера и активности занимающихся при обучении.
По направлению атаки удары различают: удары по ходу, когда направление мяча соответствует направлению разбега игрока; удары с переводом – при несовпадении отмеченных параметров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на силовые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медленные). По технике выполнения атакующие удары делятся на прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).
IV.2. Прямой атакующий удар. В нем выделяют четыре фазы: разбег , прыжок, удар по мячу, снижение (рис.1). Длина разбега 2 – 4 метра (как правило три шага) В разбеге делают от одного до трёх шагов. Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Длина второго шага увеличена, времени на его выполнение тратится меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка (рис.2)
Рис. 1
Рис.2
Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения ещё больше возрастает. Последний шаг (стопорящий) обычно выполняют скачком (напрыгивающий), обычно правую ногу выносят вытянутой вперёд – прямой, ставят ногу на пятку, руки отводят назад. Затем быстро приставляют другую ногу (происходит так называемый «перекат» с пяток на носки), руки одновременно совершают движение вниз - вперёд. Для координации движений звеньев тела в безопорном положении важно расположение стоп при отталкивании. Наиболее рационально немного повернуть их носками внутрь или расположить параллельно. Во время прыжка волейболист разгибает ноги, а руки резко поднимает взмахом вверх. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой(правой) ноги руки посылаются вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх. Замах начинают с прогибания туловища (нередко игроки принимают так называемое положение «лук» - прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибаются в коленях, голень отводят назад, что отчетливо видно на фото ниже), затем волейболист поднимает и отводит назад плечо, локоть, предплечье и кисть. Кисть не должна заноситься за голову, она должна быть над плечом. Руки вначале движутся вместе до уровня лица (левая рука принимает активное участие в движении замаха: её отводят в сторону, в результате чего растягивается большая грудная мышца), затем активно включается в работу правая (бьющая) рука.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В фазе удара по мячу правая рука выпрямляется в локтевом суставе вверх-вперёд. Удар осуществляется резким и последовательным сокращением мышц живота, груди и руки (рис.3). При этом кисть бьющей руки накладывают на мяч
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Рис.3
сзади- сверху в расслабленном состоянии хлестообразным движением. Это состояние обусловлено тактическими задачами атаки; напряжение будет увеличиваться при необходимости повышения точности удара. Правильное ударное движение кисти – основа успеха в технике атакующего удара.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В следующей фазе игрок снижается и приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.
V. Методы обучения техническому приёму нападения – атакующему удару
Как было указано выше, освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей занимающихся. При разучивании атакующего удара применяется расчленённый метод: изучается заключительное движение – замах и удар по мячу в опорном положении; прыжок вверх толчком двумя ногами с места и с разбега; удар в безопорном положении ( в прыжке) с места и после передвижения в один, два и три шага; удар с различных по высоте и расстоянию передач; удар при сопротивлении блокирующих.
V.1.Сначала изучается разбег. Примерные (подводящие упражнения)
Начинать нужно с последнего шага («стопорящий») с махом руками, лучше с 3-х метровой линии. Выставляется вперёд прямая правая (левая нога) и ставится на пятку и затем приставляется к ней левая (правая нога), затем следует перекат с пяток на носки (фазы выполнения смотреть выше). Нужно следить за тем чтобы стопорящий шаг не выполнялся на носок и не было остановки перед отталкиванием
Овладение ритмом разбега: шаги по разметкам и звуковым ориентирам.
Прыжки вверх толчком двумя ногами с махом руками с места, 1, 2, 3, шагов разбега.
То же, с поворотом на 90, 180 360
·
Прыжки с подкидного мостика
При выполнении занимающимися разбега, прыжков нужно следить за тем, чтобы не происходило так называемое «подбирание» шагов и приземление на прямые ноги.
V.2. Освоение удара кистью по мячу. Примерные (подводящие упражнения):
1. Из положения стоя удары в пол
2. Из положения стоя на коленях на гимнастическом мате об пол, в тренировочную стену
3. Из положения стоя на месте удары в пол рикошетом в стену.
4. То же, но серия ударов: удар- пол – стена – удар – пол – стена – удар т.д.
5. Из положения стоя на месте удары в мишень на стене, на полу
6. Удары по мячу закрепленному на резиновых амортизаторах из положения стоя и в прыжке с места (на фото)
7. Удары по мячу закрепленному на резиновых амортизаторах в прыжке с 1, 2, 3 шагов разбега, упражнения с резинками для развития силы удара (на фото)
8. Нападающие удары через сетку по мячу, установленному на держателе (рис4)
(рис.4)
9. Броски теннисных мячей через сетку на месте и с разбега с акцентированным движением кисти бьющей руки
10. Броски теннисных мячей через сетку с места, с разбега с перекладыванием мяча из руки в бьющую руку находясь в безопорном положении (в воздухе)
V.3.Освоение удара по летящему мячу. Примерные (подводящие упражнения):
Удар по мячу с собственного подбрасывания на различную высоту с места в тренировочную стену
То же, но в прыжке; с 1, 2, 3 шагов разбега
Удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса и с набрасывания партнёра
Удар через сетку с собственного подброса в прыжке, с 1, 2, 3 шагов разбега (удары с различных зон)
Атакующий удар через сетку прыжке, с 1, 2, 3 шагов разбега но с набрасывания партнера или тренера
Нападающие удары с передачи партнера или тренера
V.4. Удар с переводом и поворотом туловища. Подготовительные действия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом ударе. Особенности техники составляют: небольшой поворот туловища в сторону удара и нанесение удара по мячу сверху- сзади – справа (рис 5.а.)
рис 5.а
При переводе вправо туловище начинает поворот сразу же после отталкивания, затем его несколько наклоняют влево, левое плечо отводят от сетки (рис 5.б.)
Рис. 5.б.
V.5. Боковой атакующий удар. В подготовительной фазе разбег и отталкивание выполняются так же, как и при прямом ударе. В момент прыжка замах выполняется по типу верхней боковой (силовой подачи) – вниз - в сторону, туловище наклоняется в сторону бьющей руки, левая рука поднимается вверх. Ударное движение начинается с поворота туловища вокруг вертикальной оси. При этом правое плечо подается вперёд и замах выполняется снизу – сзади вверх. Удар по мячу наносится сзади – сверху с сбоку (рис.6)
Рис.6
V.6. Атакующий удар с задней линии. Этот технический приём выполняется так же, как у сетки. Однако здесь для удара характерно поступательное движение вперёд после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, вперёд – вниз. мячу придают более пологую траекторию. Здесь действия игрока сходны с техникой подачи в прыжке.
V.7. Удар с переводом без поворота туловища. Здесь движение туловища в сторону мало выражено. Основную роль играет нанесение удара по мячу кистью сверху - справа. С точки зрения биомеханики удар с переводом осуществляется за счет финального активного движения предплечья и кисти.
V.8. Ошибки при обучении атакующему удару:
- стопорящий шаг на носок;
- остановка перед отталкиванием;
- отсутствие махового движения вперёд – вверх небьющей руки;
- удар согнутой в локте рукой;
- в момент удара опускание локтя вниз;
- ранний или поздний разбег;
- неправильный ритм или разбег;
- неправильный выход к мячу;
- неактивное сгибательное движение бьющей кисти;
- медленное отталкивание;
- недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;
- приземление на прямые ноги, из-за чего возможны
V.9. Совершенствование техники выполнения атакующего удара.
V.9.1. Примерные упражнения:
Атакующие удары из зон 4, 2, 3, - направление полета мяча совпадает с направлением разбега игрока: из зоны 4 в зону 5, из зоны 2 в зону 1(«по диагонали). Передачи вначале из соседних зон и средние по высоте, затем высокие, низкие удаленные от сетки, стоя спиной к нападающему, длинные (через зону), из глубины площадки.
Нападающие удары «по линии» - из зоны 4 в зону один, из зоны 2 в зону 5. Характер передач и последовательность их усложнения такие же, как и при ударах «по диагонали».
Нападающие удары на точность. Применяют мишени, обозначают определенные участки на площадке. Удары в начале не сильные, площадь попадания большая. Затем силу (скорость ударов нужно увеличивать. а площадь попадания уменьшать.
Прямой нападающий удар (по ходу) слабейшей рукой (не бьющей)
Выполнение атакующего удара при противодействии блокирующих. Смысл этих упражнений в том, что блоком закрыто какое либо направление – ударом надо послать мяч в другом направлении (всеми выше рассмотренными способами выполнения атакующих ударов). При этом всегда надо ставить задачи т.е. закрывать какие – либо направления ударов – мяч надо посылать ударом в других направлениях: закрыта линия – удар по ходу или с переводом вправо; закрыт «ход» - удар с переводом влево и т. д.
- атакующий удар мимо «блок – щитков»
- атакующий удар мимо имитатора блока
- атакующий удар мимо блокирующего игрока на подставке
И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале «блок» ставят заранее, затем он появляется в последний момент.
6. Нападающие удары: прямой, с переводом, боковой из зоны 4 с передачи из глубины площадки (зоны 6, 1) из зоны 2 с передачи из зон 6 и 5.
7. Нападающий удар по блоку в «аут». Блокирующие, стоя на подставке, располагаются у края сетки в зонах 2 и 4. Нападающий удар с переводом – от блока под острым углом к сетке. Поочерёдное выполнение ударов по блоку и обманных ударов (по мере их освоения).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении атакующих ударов:
- упражнения легкоатлетической направленности ( челночный бег различными
способами передвижения из различных исходных положений, бег с ускорением, бег с препятствиями с предметами: через набивные мячи, условные рвы;
- прыжки через планку с прямого разбега; прыжки через гимнастические скамейки с набивными мячами, через скакалку;
- приседания и резкое выпрямление ног со взмахом рук с прыжком, то же с набивными мячами; многократные броски набивного мяча над собой в прыжке и ловля; прыжки в длину с места с предметами и без предмета; напрыгивание на маты;
-спрыгивание с высоты 40-80 см с последующим прыжком вверх (рис.7)
Рис. 7
- круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой
- упражнения с набивным мячом (броски снизу одной и двумя руками, броски набивного мяча «крюком» через сетку)
- броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – стоя на месте и в прыжке в площадку; то же в парах через сетку
- метание теннисного мяча с активным движением кистей рук сверху вниз
- многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания и с набрасывания партнёра
- прыжковые упражнения описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх
- передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперёд.
VI. Заключение
Любая игра (сама по себе), а волейбол в особенности, привлекательна для людей разного возраста. Участвуя в ней, человек незаметно для себя переносит существенную нагрузку, выполнение которой в других условиях, в другой обстановке было бы связано с проявлением значительных волевых усилий. Этот объём движений выполняется на высоком эмоциональном фоне, который является важным условием, поддерживающим интерес к занятиям волейболом, и способствует снижению действия стрессовых факторов.
Благоприятное влияние оказывают занятия волейболом на совершенствование опорно-двигательного аппарата и улучшение работы зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов. В игре возникает множество быстро сменяющихся ситуаций, которые игроки должны увидеть, распознать, быстро оценить и принять решение, своевременно и точно распорядиться мячом. Волейбол рекомендуется не только для улучшения физических показателей, укрепления здоровья, но и широко используется как средство профессионально – прикладной физической подготовки для самых различных профессий.
Но нельзя сбрасывать и отрицательные моменты в использовании волейбола как средства физического воспитания – повышенная возможность получения различных травм, большая нагрузка на мышечно –связочный аппарат, трудности с определением дозировки нагрузки, так как высокий эмоциональный фон затрудняет определение истинной нагрузки и самочувствия участников игры.
VII. ЛИТЕРАТУРА
Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете: Теоретическое и учебно – методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе М. : Советский спорт, 2009.
Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008
Ю.В. Шиховцов, С.Ф. Лучков, А.И. Кочергин, В.Ю. Карпов. ВОЛЕЙБОЛ: Организация и проведение соревнований: Учебно-методическое пособие Самара: Изд-во СамГПУ, 2000
Н.В. Барышева, В.М. Минияров, М.Г. Неклюдова, Н.Б. Попова. Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней школы. – Самара, 1995.
Официальные волейбольные правила / Пер. с английского. – М.: Олимпия; Человек, 2007
13PAGE 15
13PAGE 142315