Сила песни в опере на примере оперы Снегурочка


Сила песни в опере
Она сначала обожжет,
Как ветерок студеный,
А после в сердце упадет
Одной слезой соленой.
И злому сердцу станет жаль
Чего-то. Грустно будет.
Но эту легкую печаль
Оно не позабудет. Белла Ахмадулина.
Исполнение «Музыка звучит».
Прозвучала песня Галины Авериной и Юрия Верижникова «Музыка звучит».
Какие чувства вызвала эта песня? (Ответы гостей, детей, учителя).
Загадка душевной песни в том, что…
Нет на свете лучше инструмента -
Голоса, что песнею живёт.
Нет для сердца лучшего момента,
Если хор возвышенно поёт…

Вознесётся голос, в небе тая,
Словно это ангелы поют,
И летает звук, не улетая,
Да и сам ты будто уж не тут!
Голос, голос, кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живёт:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовёт.
Звуки всё просторней, всё согласней,
Будто наполняют паруса…
Я не знаю музыки прекрасней,
Что поют людские голоса!
Начало нашей темы урока: «Сила песни …
Что такое песня с точки зрения поэзии – мы услышали.
А с точки зрения математики? спомним 5 класс...
Песня = мелодия + слово.
(например: «Пою в лесу: «АУ! Ау!»
А эхо мне: «Ау! Ау!»).Продолжение темы урока: Сила песни в опере.
Что же такое опера? Вспомним правило 5 класса.
Опера - музыкальный спектакль, в котором артисты (профессиональные певцы) поют.
Следовательно, опера - это множество песен, спетых специально обученным сильным, красивым от природы голосом.
В опере песню называют арией. Исполнение «Ау» из оперы « Снегурочка». Вот во что превратились всего 2 звука.
Песня = мелодия + слово.
3225165-25401624965-2540272415-2540
Ария = сложнейшая мелодия + либретто.
Следовательно.
Оперная ария – это песенная вершина!!! (Сложнее не придумано, вот почему песни устаревают, а арии становятся образцом, классикой).
Правило в тетрадь.
Ария – главная песня оперного персонажа, написанная на текст либретто со сложнейшей мелодией для певца - профессионала.
Сегодня мы познакомимся с арией сказочной героини и составим ее музыкальный портрет.
Назовите самую маленькую героиню сказки. (Дюймовочка).
Назовите самую трудолюбивую (Золушка).
Самую заботливую? (Белоснежка).
Самую умную? (Василиса премудрая).
Самую вредную? ( Баба Яга).
Самую холодную? ( Снежная Королева, а помладше – Снегурочка).
Кому же признается в любви герой, имя которого по-английски Спайдер , а на славянском языке Мизгирь. Он прибыл с острова Гурмыза, где нашел морское зерно… (жемчуг). Торговал им здесь…
Слушание и определение Мараканды по фортепианному фрагменту.
Слушание Арии Мизгиря.
Почему музыка такая красивая? (о любви)
Где произнесено слово «любовь»? (в конце).
Мне кажется, что любая девушка, подумав, обидится, если ей так признаются в любви. Почему? (Он покупает любовь)
Мизгирь – до сих пор в Архангельской области «чужой, опасный, паук».
Кто же из сказочных героинь не обиделся на такое признание? (Предположения).
Не обиделась Снегурочка, так как у нее холодное ледяное сердце, и она любви не знает!
Мы познакомимся сегодня с оперой-сказкой Римского - Корсакова «Снегурочка» (Весенняя сказка).
Давайте посмотрим, как из детской сказки создавалось либретто в 1873 году Александром Островским.
В сказке родители Снегурки – дед и баба.
В либретто – повелители природы суровый Мороз и красавица Весна.
Послушайте их разговор с дочерью.
Можно назвать этот диалог арией? (Нет).
Это речитатив - музыкальный разговор. Род певучего разговора.
Снегурочка – обычная принцесса 15 лет. Надоело ей быть одной – ей хочется на волю из родительского терема, к людям.
Вам на дискотеку, а ей послушать людские песни.
С какими интонациями она отпрашивается у родителей? (Выразительное чтение текста).
Роль Снегурочки исполнит
Слушание Арии Снегурочки.
Раз ария – музыкальный портрет, проанализируйте, как средства музыкальной выразительности этой арии рассказывают о Снегурочке?
Национальность русская. Определили по мелодии: распевной, протяжной, с русскими интонациями.
Внешность красивая. Определили по красивой мелодии.
Возраст Снегурочки нам подскажет регистр.
Чем выше регистр, тем моложе персонаж.
Темп показывает ситуацию сцены.
Когда Снегурочка умоляет отца, мелодия звучит медленно.
Когда отчаивается, темп мелодии звучит быстро.
Динамика подкрепляет ситуацию.
Просьба Снегурочки звучит тихо, ее отчаяние, если не пустят - громко.
Тембр инструментов выполняет особую роль. Три нежнейших тембра отдал любимой Снегурочке композитор: флейты, скрипки, арфы.
Задание: Подумайте!!!
Почему скрипка звучит «неправильно»: не певуче?
Почему флейта, а не скрипка, украшает пение Снегурочки?
Скрипка подобна человеческому сердцу. Она поет, как человеческая душа
У Снегурочки – сердце холодное, как льдинка. Поэтому звон льдинки лучше изобразит флейта.
Снегурочка = природа. Голоса природы выразительнее изобразит флейта.
Задача музыки
Сила музыки – способность музыки без слов, средствами музыкальной выразительности, рассказать о богатстве окружающего мира и изменить внутренний мир человека своей красотой и правдой.
Какую задачу выполнила музыка Арии Снегурочки? Расказала о богатстве природы своей красотой..Островский написал пьесу, и она провалилась. Скучно было зрителям на спектакле.
Римский – Корсаков написал музыку – пьеса произвела оглушительный успех. Почему?
Красота музыки спасла спектакль.
Получается, что и на сцене и в жизни музыка помогла удивляться, волноваться, развлекаться и размышлять.
Снегурочка просилась к людям, чтобы послушать людские песни.
Из–за чего ей понравилась бы «Весну звали»? Развлечение, народная дискотека и т.п.
Исполнение песни Н. Осошник «Весну звали»
Из-за чего ей понравился бы «Апрель»? Трепетная красота…
Исполнение песни А. Ермолова «Апрель»