«Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности».


Пачиной Ирины Николаевны Методическая проблема«Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативныхспособностей личности». «Учение, лишенное всякого интереса и взятое силой принуждения, убивает в ученике охоту ковладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо болеедостойная задача, чем приневолить.» К.Д.Ушинский Цель: Предоставление возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, для самореализации. Задачи: Организовать процесс активной познавательной и созидательной деятельности учащихся; Сформировать основные приемы умственной деятельности : анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение; Научить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов; Привить учащимся умение творчески применять знания в новых ситуациях. АнкетированиеСочиненияИнтервьюЛабораторный экспериментНаблюдениеОбъект исследования:процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики. Если я буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития креативных способностей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения? «Обучение – это ремесло, использующеебесчисленное количество маленьких трюков». Д. Пойа Определение мотива изучения математики школьниками.Влияние мотива на эффективность обучения Содержание учебного материала (новизна, практическая значимость, историзм, современные достижения науки)Организация познавательной деятельности, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении (проблемное обучение, практические работы исследовательского характера, творческие работы, специальные приемы учителя: наглядность, занимательность, ситуация выбора, эффект ошибки и др.) «Предмет математики столь серьезен, что ни следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.» Б. Паскаль Поддержание интереса Направления самостоятельной деятельности:умение самостоятельно приобретать необходимые знания; умение пользоваться учебной и справочной литературой, интернет-ресурсами; наличие навыков самообразования. проектные работы («Метод координат» Волошина К., 9 кл; «Степень с натуральными показателями» Трофимов В., 7 кл; «Квадратичная функция и ее свойства» Савельев С., 8 кл; «Вписанные углы» Зарапин А., 8 кл; «Решение квадратных уравнений» Пашин К., 8 кл; «Длина окружности» Волошина Н., 8 кл.)исследовательские работы ( «Свойства функций» 9 кл.; « Движение» 9 кл.)рефераты («Жизнь и деятельность С.В.Ковалевской» Илясова А., 7 кл; «Математика и Н.И.Лобачевский» Москвинова К., 9 кл.; «Женщины-математики» Волошина Н., 8 кл.)выступления («Призма» Попов И., 9 кл; «Возникновение математики в древности» Сулимова А., 5 кл.; «История системы мер» Ивлиева Д., 5 кл.; «Происхождение единицы измерения углов» Мамеева Ю., 9 кл.)презентации ( «Многоугольники» 8 кл.; «Линейная функция» 7 кл.; «Натуральные числа» 5 кл.; «О вреде курения – языком математики» 6,7 кл.; «Квадратные корни» 8 кл.; «Умножение десятичных дробей» 6 кл.) Огромное влияние на развитие и формирование интересов оказывает облик учителя, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал, способность увлечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся на уроке, должны создавать благоприятный микроклимат и воздействовать на протекание учебной деятельности школьника. Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы, которые расширяются и углубляются в процессе обучения.«Приучи его к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.» А. Дистервег Сравнительная номограмма психологической подсистемы учитель-ученик за последние 3 года. Итоговые показатели эффективности уроков математики Критерии Показатели Уровень конкретности цели Ориентирует детей на результат урока Соотнесение цели и задач урока Цель четко конкретизируется в задачах Уровень формирования познавательного интереса Формируется с помощью активных приемов внутреннего стимулирования(проблемные вопросы и др.) Выделение основных дидактических единиц Четко выделены в логической последовательности Дифференцирование содержания На протяжении всего урока и по всем параметрам Соответствие практической части целям урока и этапам усвоения знаний Формируются УУД с опорой на модели, графики, формулы на всех этапах урока Само- и взаимоконтроль на уроке Проводится своевременная коррекция достижения цели Соотнесение методов и содержания на уроке Соответствуют особенностям обучаемых Соотнесение методов и цели урока Полностью соответствуют ТДЦ урока Сотрудничество ребят Формы обеспечили полное сотрудничество ребят Уровень активности класса Все активно работали Соответствие форм цели, содержанию и методам урока Полностью соответствуют Достижение образовательной цели урока Достигнута полностью Достижение воспитательной цели урока Достигнута полностью Достижение развивающей цели урока Достигнута полностью Если k 1 k 2, Уровень обученности и качество знаний учащихся в % за последние 3 года Средний процент качества знаний учащихся за последние 3 года – 39% Класс 2006-2007 уч.год 2007-2008 уч.год 2008-2009 уч. год Успеваемость Качество Успеваемость Качество Успеваемость Качество 6 100% 39% - - - - 7 100% 38% 100% 42% - - 8 - - 100% 38% 100% 46% 9 100% 32% - - 100% 40% 10 - - 100% 36% - - Качество знаний по школе 32% 34% 35% Показатели 2006-2007 2007-2008 2008-2009 Успеваемость 100% 100% 100% Качество 37% 37% 43% Конкурсы «Кенгуру»«Медвежонок» 26чел.12 чел. 29чел.17 чел. 31 чел.15 чел. Динамика достижений учащихся за 3 последних года Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я пойму. Курсы повышения квалификации Интернет технологии для учителя- предметника.Intel «Обучение для будущего».Компетентностный подход в обучении математики.Призвание учителя, в первую очередь состоит в том, чтобы заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию творческих способностейшкольников, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления, мировоззренческого становления, т.е воспитатьЧеловека средствами своего предмета – ееВеличества Математики. Выступления «Пути формирования познавательной активности и привитие интереса к предмету учащихся » (из опыта работы, МО учителей математики, январь 2007г.)«Проблемное обучение на уроках математики» (из опыта работы, педсовет, март 2007 г.)«Теория и практика конструирования тестов» (МО учителей математики, январь 2008 г.)«Информационные технологии на уроках геометрии» (из опыта работы, педсовет, март 2008 г.)«Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.» (МО учителей математики, ноябрь 2008 г .)«Проектно-исследовательская деятельность – как способ повышения мотивации учащихся» (педсовет, март 2008 г.)«Осуществление процесса передачи новых знаний с использованием интерактивных форм и методов обучения на уроках геометрии» (педсовет, ноябрь, 2009 г. ) Открытые уроки «Решение задач по теме: «Проценты» 6 кл., 23.03.2007г.«Теорема Пифагора» 8 кл., 15.12.2007 г. «Сумма углов треугольника» 7 кл., 17.03.2008 г.«Решение задач с помощью систем уравнений 2-ой степени» 9 кл., 08.12.2008 г.«Площади многоугольников» 9 кл., 19.03.2009 г.«Натуральные числа» 5 кл., 12.09.2009 г. Название Предмет Класс 1. Математические задачи с экономическим содержанием (к элективному курсу «Экономика в задачах») алгебра 8-9 2. Программы элективных курсов: 1) «Красота и гармония геометрических фигур» 2) «Симметрия вокруг нас» 3) «Самый простой способ решения непростых неравенств» 4) «Решение задач с помощью графов» 5) «Выбор профессии» 6) «Математика – метод познания окружающего мира» алгебра геометрия 9 9 Рабочие учебные программы: математикаалгебрагеометрия 5 9 9 Разработанные методические материалы Тема по самообразованию классного руководителя: «Формирование активной жизненной позиции, развитие чувства долга, ответственности, порядочности". Название открытых мероприятий Цель Класс Математический КВН Неделя математики 9 -11 Конкурс эрудитов Неделя математики 5- 6 Математический проект «Раскрытие тайн прямоугольных треугольников» Неделя математики 7- 9 Классный час «Смотри, не ошибись!» Методическая неделя педагогического творчества и мастерства 5- 6 Конкурс проектов «Математика в рассказах» Неделя математики 7-11 Классный час «Встреча со сказочными персонажами в стране обыкновенных дробей» Методическая неделя педагогического творчества и мастерства 5- 6 Конкурс-игра «Математический калейдоскоп» Неделя математики 9-10 Конкурс-игра «Числинки и меринки» Неделя математики 6-8 Уровень воспитанности учащихся за последние 3 года.2006-2007 учебный год- классное руководство в 7 классе.2007-2008 учебный год- классное руководство в 8 классе.2008-2009 учебный год- классное руководство в 9 классе. 1 – эрудиция 5 - я и школа 2 - прилежание 6 - прекрасное в моей жизни 3 - трудолюбие 7 - отношение к себе 4 - я и природа Уровень сплоченности коллектива учащихся 7 класса. (Кл.рук.Пачина И,Н.) 7кл 8кл 9кл (8кл – кл.рук. Пачина И.Н.) График воспитанности учащихся 7-9 классов Бокинской сош 2007-2008 учебный год. (начало года) Группа здоровья 2006-2007 2007-2008 2008-2009 Класс/чел. 7/26 8/24 9/20 1 группа 9 13 15 2 группа 7 5 3 3группа 5 3 2 Инвалиды - - - Подготовительная 4 2 - Спецгруппа - - - Освобождены 1 1 - Укрепление здоровья обучающихся Данные о самоопределении выпускников 9 класса Диагностическая карта учебного кабинета №8, математики № школы: филиал Цнинская сош №2 в с. Бокино Тип школы: СОШТип филиала: ООШ Зав. кабинетом (Ф.И.О.)Пачина И.Н. Стаж работы зав. кабинетом5 лет Время функционирования кабинета8.00 - 15.00 Наличие: Правила поведения и техники безопасности Протокол № 1 План работы кабинета имеется Административный контроль за деятельностью кабинета осуществляется Контроль за выполнением требований к кабинету со стороны М/О осуществляется Оформление кабинета Комфортность условий для работы уч-ся и учителя Эстетичность оформление Материалы образовательного стандарта Наличие измерителей стандарта Рекомендации учителя для уч-ся + + + + + Обеспечение деятельности кабинета Мебель (общее состояние) ТСО (экран, доска, аудио, видео и т.д.) Учебная и методическая литература, дидактические материалы, тесты, и др. Материалы для учащихся (литература, раздаточный материал) Планирование и проектирование деятельности учителя удовл. + + + + РЕЗУЛЬТАТ: интерес к занятиям, к изучаемому материалу ;стремление больше узнать; радость от совместной работы и чувство успеха;активный поиск и самостоятельное добывание новых знаний:настойчивое преодоление трудностей Авторские программы Программы элективных курсов: «Красота и гармония геометрических фигур» 8-9 кл, «Симметрия вокруг нас» 8-9 кл,«Самый простой способ решения непростых неравенств» 9 кл,«Математика-метод познания окружающего мира» 9 кл,«Выбор профессии» 9 кл. Программу математического кружка «Занимательная математика» 5 кл.